Повышение экономической эффективности производства молока в ООО «Триумф»
В статье обоснована актуальность повышения эффективности производства молока и ее направления. Представлен анализ эффективности производства молока в ООО «ТРИуМФ». Выявлены проблемы и предложены мероприятия, реализация которых позволит решить данные проблемы. Рассчитана их эффективность.
Авторы публикации
Рубрика
ПРОЧЕЕ
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22
Дата публикации 18.12.2022
Поделиться

Показатель эффективности – это показатель деятельности организации, который помогает компании достигать стратегические и тактические цели. Показатель эффективности является одним из инструментов, с помощью которого можно проанализировать, насколько эффективно работает персонал для достижения целей компании. Используя показатели эффективности, организация получает возможность управлять процессом и вносить в него изменения, а также ставить цели перед персоналом и мотивировать сотрудников фирмы к достижению поставленных целей [1].
Сложившаяся ситуация в отрасли молочного скотоводства свидетельствует о том, что ее функции по удовлетворению потребностей населения в молочной продукции выполняются не в полной мере [2].
Исходя из классической методологии сущность эффективности любого производства, в том числе производства молочной продукции – получение максимального объема продукции соответствующего качества и цены при производственных затратах на ее производство и получение максимальной прибыли [3].
Основными направлениями повышения эффективности производства молока являются:
– использование инновационных технологий;
– механизация и автоматизация производства для снижения трудоемкости процессов;
– улучшение кормовой базы;
– повышение продуктивности коров.
Рассмотрим возможность повышения экономической эффективности производства молока на примере ООО «ТРИуМФ», Бардымский муниципальный округ Пермского края.
В таблице 1 представлены показатели эффективности производства молока на предприятии.
Таблица 1 – Эффективность производства и реализации молока в ООО «ТРИуМФ» в 2019-2021 годах
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Среднегодовое поголовье коров, гол. |
135 |
125 |
130 |
-5 |
96,30 |
Продуктивность: |
|||||
- удой на 1 корову в год, ц |
57,14 |
55,94 |
53,04 |
-4,1 |
92,82 |
-приплод на 100 коров, гол. |
104,11 |
113,16 |
114,82 |
10,71 |
110,29 |
Объем производства молока, ц |
7714 |
6993 |
6895 |
-818,7 |
89,39 |
Объем реализации молока, ц |
6943 |
6223 |
6309 |
-633,51 |
90,87 |
Объем реализации молока и молочной продукции, тыс. руб. |
12533 |
11521 |
11667 |
-866 |
93,09 |
Цена реализации молока, руб./ц |
1805,22 |
1851,21 |
1849,3 |
44,08 |
102,44 |
Полная себестоимость реализации молока и молочной продукции, тыс. руб. |
11443 |
9478 |
11131 |
-312 |
97,27 |
Себестоимость 1 ц молока, руб./ц |
1648,2 |
1522,9 |
1614,26 |
-33,94 |
97,94 |
Прибыль от продаж молока и молочной продукции всего, в тыс. руб., в т.ч. |
1090 |
2043 |
536 |
-554 |
49,17 |
Прибыль: на 1 голову, тыс. руб. |
8,07 |
16,34 |
4,12 |
-3,95 |
51,07 |
на 1ц молока, тыс. руб. |
14,13 |
29,22 |
7,77 |
-6,36 |
55,01 |
Прямые затраты труда, чел.-ч |
8152,9 |
6323,9 |
5262,5 |
-2890,38 |
64,55 |
Производительность труда, ц/чел.-ч |
1,54 |
1,82 |
2,22 |
0,68 |
144,22 |
Затраты труда на 1 ц молока (трудоемкость), чел.-ч. |
1,06 |
0,90 |
0,76 |
-0,29 |
72,21 |
Рентабельность производства молока, % |
9,53 |
21,56 |
4,82 |
-4,71 |
- |
По результатам исследований выявлено, что наблюдается ухудшение показателей продуктивности коров. В 2021 году по сравнению с 2019 годом удой на 1 корову сократился на 7,18%, а выход приплода увеличился на 10,29%. В 2021 году в связи с сокращением поголовья (на 4,70%) сократился и объем производства молока на 10,61%.
Поскольку объем производства молока показывает тенденцию снижения, уменьшается и объем реализации молока. В 2021 году объем реализации молока снизился на 866 ц или 6,91%. При этом следует отметить достаточно высокий уровень товарности молока (91,5% в 2021 году).
Цена реализации молока увеличивается более быстрыми темпами, чем себестоимость реализации молока (102,44% против 97,94%), что приводит к росту прибыли от продаж молока. Негативно следует охарактеризовать сокращение прибыли на 1 голову КРС и 1 ц молока. Снижение данных показателей составляет 51,07% и 55,01% соответственно.
Рентабельность производства молока также показывает тенденцию снижения, что говорит о сокращении прибыли, получаемой за каждый рубль затрат на производство молока.
Таким образом, в 2019-2021 годах наблюдается снижение показателей эффективности производства молока и прибыли от реализации в ООО «ТРИуМФ» на фоне снижения продуктивности коров.
В связи с выявленными проблемами мы предлагаем следующие мероприятия по совершенствованию качества производительности молока в ООО «ТРИуМФ»:
1. Повышение продуктивности коров за счет применения белково-витаминно-минеральной добавки – БВМД;
2. Внедрение электронной системы управления стадом.
Регулярное применение БВМД дает возможность повысить качество молока и увеличить молочную продуктивность коров на 5-10%.
Электронная система управления стадом (ЭСУС) – это автоматизированный комплекс, дозволяющий свести все данные о состоянии животного в одну электронную базу. Система позволяет получать и вести контроль практически за всеми показателями и вовремя принимать и исполнять важные производственные решения.
Для обогащения рационов кормления 130 коров витаминно-минеральными добавками необходимо закупить 4 745 кг БВМД (в сутки необходимо добавлять в рационы коров 0,1 кг БВМД, или 36,5 кг в год, на 130 коров – 36,5 кг х 130= 4 745 кг). Стоимость БВМД составит:
4 745 кг * 94,5 руб. = 448 403 руб.
Обогащение рациона позволит увеличить удой на одну фуражную корову на 10%:
5 304 * (100%+10%) = 5 834,4 кг
Таким образом, валовой надой составит:
5 834,4кг * 130 коров = 7 585 ц
Также внедрение системы управления стадом и обогащение рациона позволит увеличить уровень товарности молока на 3,5%. В 2021 году данный показатель составлял 91,5%, следовательно в плановом периоде он составит:
91,5%+3,5% = 95%.
Уровень реализованной продукции от производства молока составит:
7 585*95% = 7 205 ц.
Показатели экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Экономическая эффективность предложенных мероприятий
Показатели |
2021 г. |
Проект |
Изменение, +,- |
Среднегодовое поголовье коров, гол. |
130 |
130 |
0,00 |
Удой на одну фуражную корову, кг |
5304 |
5834,4 |
530,40 |
Массовая доля жира, % |
3,2 |
3,5 |
0,30 |
Массовая доля белка, % |
3 |
3 |
0,00 |
Валовой надой, ц |
6895 |
7585 |
689,52 |
Уровень товарности, % |
91,5 |
95 |
3,50 |
Реализовано, ц |
6309 |
7205 |
896,38 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
11131 |
11884 |
753,54 |
Себестоимость 1 ц реализованного молока, руб. |
1614,26 |
1 566,86 |
-47,40 |
Цена реализации 1 ц молока, руб. |
1849,3 |
1849,3 |
0,00 |
Выручка, тыс. руб. |
11667 |
13325 |
1657,67 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
536,79 |
1440,91 |
904,12 |
Затраты на 1 руб. выручки |
0,95 |
0,89 |
-0,06 |
Рентабельность производства, % |
4,82 |
12,12 |
7,30 |
Таким образом, использование белково-витаминно-минеральной добавки положительно скажется на результатах деятельности предприятия. Продуктивность коров увеличится на 530,4 кг. Соответственно увеличится и валовой надой молока на 689,52 ц. С увеличением объемов реализованной продукции, возрастёт выручка на 14,2% или 1657,67 тыс. руб. Из-за увеличения валового надоя молока себестоимость 1ц. молока снизится до 1 566,86 руб.. т.е. на 2,84%. Соответственно снижение себестоимости приведет к росту валовой прибыли на 168,43% или на 904,12 тыс. руб. Затраты на 1 рубль выручки сократятся с 0,95 руб. до 0,89, а рентабельность производства увеличится на 7,30%.
Список литературы
- Данилова, Н. Л. Методика управления финансовыми результатами производственного предприятия / Н.Л. Данилова // Научно-методический журнал «Концепт». – 2020. – № 12. – С. 36-40.
- Зубкова,Т.В. Анализ затрат на производство продукции животноводства/Т.В.Зубкова. – Пенза:Пензенский государственный университет, 2019. – 135с.
- Тоболич,З.А. Экономика предприятий агропромышленного комплекса/З.А.Тоболич.–Москва: Проспект, 2020.–119с.
Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.