Повышение экономической эффективности производства молока в ООО «Триумф»

Повышение экономической эффективности производства молока в ООО «Триумф»

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 18.12.2022

Поделиться

В статье обоснована актуальность повышения эффективности производства молока и ее направления. Представлен анализ эффективности производства молока в ООО «ТРИуМФ». Выявлены проблемы и предложены мероприятия, реализация которых позволит решить данные проблемы. Рассчитана их эффективность.

Показатель эффективности  – это показатель деятельности организации, который помогает компании достигать стратегические и тактические цели. Показатель эффективности  является одним из инструментов, с помощью которого можно проанализировать, насколько эффективно работает персонал для достижения целей компании. Используя показатели эффективности, организация получает возможность управлять процессом и вносить в него изменения, а также ставить цели перед персоналом и мотивировать сотрудников фирмы к достижению поставленных целей [1].

Сложившаяся ситуация в отрасли молочного скотоводства свидетельствует о том, что ее функции по удовлетворению потребностей населения в молочной продукции выполняются не в полной мере [2].

Исходя из классической методологии сущность эффективности любого производства, в том числе производства молочной продукции – получение максимального объема продукции соответствующего качества и цены при производственных затратах на ее производство и получение максимальной прибыли [3].

Основными направлениями повышения эффективности производства молока являются:

– использование инновационных технологий;

– механизация и автоматизация производства для снижения трудоемкости процессов;

– улучшение кормовой базы;

– повышение продуктивности коров.

Рассмотрим возможность повышения экономической эффективности производства молока на примере ООО «ТРИуМФ», Бардымский муниципальный округ Пермского края.

В таблице 1  представлены показатели эффективности производства молока на предприятии.

Таблица 1 – Эффективность производства и реализации молока в ООО «ТРИуМФ» в 2019-2021 годах

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Среднегодовое поголовье коров, гол.

135

125

130

-5

96,30

Продуктивность:

         

- удой на 1 корову в год, ц

57,14

55,94

53,04

-4,1

92,82

-приплод на 100 коров, гол.

104,11

113,16

114,82

10,71

110,29

Объем производства молока, ц

7714

6993

6895

-818,7

89,39

Объем реализации молока, ц

6943

6223

6309

-633,51

90,87

Объем реализации молока и молочной продукции, тыс. руб.

12533

11521

11667

-866

93,09

Цена реализации молока, руб./ц

1805,22

1851,21

1849,3

44,08

102,44

Полная себестоимость реализации молока и молочной продукции, тыс. руб.

11443

9478

11131

-312

97,27

Себестоимость 1 ц молока, руб./ц

1648,2

1522,9

1614,26

-33,94

97,94

Прибыль от продаж молока и молочной продукции всего, в тыс. руб., в т.ч.

1090

2043

536

-554

49,17

Прибыль: на 1 голову, тыс. руб.

8,07

16,34

4,12

-3,95

51,07

на 1ц молока, тыс. руб.

14,13

29,22

7,77

-6,36

55,01

Прямые затраты труда, чел.-ч

8152,9

6323,9

5262,5

-2890,38

64,55

Производительность труда, ц/чел.-ч

1,54

1,82

2,22

0,68

144,22

Затраты труда на 1 ц молока (трудоемкость), чел.-ч.

1,06

0,90

0,76

-0,29

72,21

Рентабельность производства молока, %

9,53

21,56

4,82

-4,71

-

 

По результатам исследований выявлено, что наблюдается ухудшение показателей продуктивности коров. В 2021 году по сравнению с 2019 годом удой на 1 корову сократился на 7,18%, а выход приплода увеличился на 10,29%. В 2021 году в связи с сокращением поголовья (на 4,70%) сократился и объем производства молока на 10,61%.

Поскольку объем производства молока показывает тенденцию снижения, уменьшается и объем реализации молока. В 2021 году объем реализации молока снизился на 866 ц или 6,91%. При этом следует отметить достаточно высокий уровень товарности молока (91,5% в 2021 году).

Цена реализации молока увеличивается более быстрыми темпами, чем себестоимость реализации молока  (102,44% против 97,94%), что приводит к росту прибыли от продаж молока. Негативно следует охарактеризовать сокращение прибыли на 1 голову КРС и 1 ц молока. Снижение данных показателей составляет 51,07% и 55,01% соответственно.

Рентабельность производства молока также показывает тенденцию снижения, что говорит о сокращении прибыли, получаемой за каждый рубль затрат на производство молока.

Таким образом, в 2019-2021 годах наблюдается снижение показателей эффективности производства молока и прибыли от реализации в ООО «ТРИуМФ» на фоне снижения продуктивности коров.

В связи с выявленными проблемами мы предлагаем следующие мероприятия по совершенствованию качества производительности молока в ООО «ТРИуМФ»:

1. Повышение продуктивности коров за счет применения белково-витаминно-минеральной добавки – БВМД;

2. Внедрение электронной системы управления стадом.

Регулярное применение БВМД дает возможность повысить качество молока и увеличить молочную продуктивность коров на 5-10%.

Электронная система управления стадом (ЭСУС) – это автоматизированный комплекс, дозволяющий свести все данные о состоянии животного в одну электронную базу. Система позволяет получать и вести контроль практически за всеми показателями и вовремя принимать и исполнять важные производственные решения.

Для обогащения рационов кормления 130 коров витаминно-минеральными добавками необходимо закупить 4 745 кг БВМД (в сутки необходимо добавлять в рационы коров 0,1 кг БВМД, или 36,5 кг в год, на 130 коров – 36,5 кг х 130= 4 745 кг). Стоимость БВМД составит:

4 745 кг * 94,5 руб. = 448 403 руб.

Обогащение рациона позволит увеличить удой на одну фуражную корову на 10%:

5 304 * (100%+10%) = 5 834,4 кг

Таким образом, валовой надой составит:

5 834,4кг * 130 коров = 7 585 ц

Также внедрение системы управления стадом и обогащение рациона позволит увеличить уровень товарности молока на 3,5%. В 2021 году данный показатель составлял 91,5%, следовательно в плановом периоде он составит:

91,5%+3,5% = 95%.

Уровень реализованной продукции от производства молока составит:

7 585*95% = 7 205 ц.

Показатели экономической эффективности от внедрения предложенных мероприятий представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Экономическая эффективность предложенных мероприятий

Показатели

2021 г.

Проект

Изменение, +,-

Среднегодовое поголовье коров, гол.

130

130

0,00

Удой на одну фуражную корову, кг

5304

5834,4

530,40

Массовая доля жира, %

3,2

3,5

0,30

Массовая доля белка, %

3

3

0,00

Валовой надой, ц

6895

7585

689,52

Уровень товарности, %

91,5

95

3,50

Реализовано, ц

6309

7205

896,38

Себестоимость продукции, тыс. руб.

11131

11884

753,54

Себестоимость 1 ц реализованного молока, руб.

1614,26

1 566,86

-47,40

Цена реализации 1 ц молока, руб.

1849,3

1849,3

0,00

Выручка, тыс. руб.

11667

13325

1657,67

Валовая прибыль, тыс. руб.

536,79

1440,91

904,12

Затраты на 1 руб. выручки

0,95

0,89

-0,06

Рентабельность производства, %

4,82

12,12

7,30

Таким образом, использование белково-витаминно-минеральной добавки положительно скажется на результатах деятельности предприятия. Продуктивность коров увеличится на 530,4 кг. Соответственно увеличится и валовой надой молока на 689,52 ц. С увеличением объемов реализованной продукции, возрастёт выручка на 14,2% или 1657,67 тыс. руб. Из-за увеличения валового надоя молока себестоимость 1ц. молока снизится до 1 566,86 руб.. т.е. на 2,84%. Соответственно снижение себестоимости приведет к росту валовой прибыли на 168,43%  или на 904,12 тыс. руб. Затраты на 1 рубль выручки сократятся с 0,95 руб. до 0,89, а рентабельность производства увеличится на 7,30%.

Список литературы

  1. Данилова, Н. Л. Методика управления финансовыми результатами производственного предприятия / Н.Л. Данилова // Научно-методический журнал «Концепт». – 2020. – № 12. – С. 36-40.
  2. Зубкова,Т.В. Анализ затрат на производство продукции животноводства/Т.В.Зубкова. – Пенза:Пензенский государственный университет, 2019. – 135с.
  3. Тоболич,З.А. Экономика предприятий агропромышленного комплекса/З.А.Тоболич.–Москва: Проспект, 2020.–119с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее