ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

228

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 18.12.2022

Поделиться

В исследовании проведен анализ  личностных характеристик женщин-предпринимателей с разным уровнем профессиональной самореализации, выявление сильных личностных сторон женщин, позволяющих достигнуть максимальной самореализации в выбранном деле.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы про проблеме исследования, представлена теоретическая модель профессиональной самореализации женщин-предпринимателей, используемая в дальнейшем в эмпирическом исследовании. С помощью специально отобранных и обоснованных методик была проведена диагностика личностных характеристик женщин-предпринимателей и  уровня их профессиональной самореализации. Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики.  Гипотезы исследования подтверждены.

Изменение рыночной ситуации повлекло изменение роли женщины- предпринимателя и социальной и профессиональной среде мира бизнеса. Вклад женского предпринимательства в развитие экономики неоспорим. Однако, женскому предпринимательству по – прежнему приходится сталкиваться с негативной оценкой их деятельности, включая дискриминацию и сексистские установки, мнение о «мягком менеджменте» женщин-предпринимателей, неспособности активно и эффективно вести бизнес. Эти и другие ограничения усложняют профессиональное восхождение женщин по лестнице успеха, зачастую это оказывается тяжелым делом. Женщина-предприниматель должна постоянно доказывать себе и окружающим, что ничуть не хуже мужчин разбирается в руководстве и все решения соответствуют деловой этике и имеют необходимую эффективность.

В отечественной науке в 90-х годах двадцатого столетия развернулись активные исследования предпринимательства в целом и данному феномену на сегодняшний день посвящено немало трудов (Л. Абалкин, А. Аганбегян, А. Агеев, В. Гальперин, Б. Ракитский и др.). Женское предпринимательство хоть и занимает среди них немалую долю (личностные и деловые качества женщин-предпринимателей и женщин-руководителей, их поведение в экстремальных ситуациях рассматривали В.И. Герчиков, Е.С. Гвоздева, Е. Комаров, А.Е. Чирикова), но в целом остаётся недостаточно изученным.

Несмотря на огромный теоретический и практический интерес, проявленный к данной социальной группе, необходимо отметить недостаточную разработанность теоретических и методологических аспектов женского предпринимательства. В большинстве публикаций рассматриваются преимущественно общие проблемы занятости и предпринимательства, единичные делают акцент на гендер.

Тема личностных характеристик женщин-предпринимателей с разным уровнем профессиональной самореализации в сфере малого и среднего бизнеса остается малоизученной и требует более глубокого и детального изучения.

Цель исследования: исследовать личностные характеристики женщин-предпринимателей с разным уровнем профессиональной самореализации и разработать программу психологической поддержки женщин-предпринимателей по вопросу профессиональной самореализации.

Объект исследования: личностные характеристики женщин-предпринимателей.

Предмет исследования: взаимосвязь личностных характеристик и уровня профессиональной самореализации женщин-предпринимателей.

Гипотезы исследования: 

  1. Существует характерные различия в личностных характеристиках у женщин-предпринимателей с разными уровнями профессиональной самореализации.
  2. Существует взаимосвязь между личностными характеристиками и уровнем профессиональной самореализации женщин-предпринимателей.
  3. Программа психологической поддержки женщин-предпринимателей по вопросу профессиональной самореализации, организованная в виде системных занятий с применением коучинг-технологий, будет способствовать повышению уровня их профессиональной самореализации.

Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 60 женщин-предпринимателей второго периода зрелого возраста 35-60 лет, представители различных направлений бизнеса (строительный, салонный, образовательный, туристический, вещевой).

База исследования: эмпирическое исследование проводилось в форме онлайн-анкетирования при помощи Google формы

В  ходе исследования использовались  теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных в аспекте изучаемой проблемы, эмпирические: анкетирование,  психологическое тестирование, математическая обработка результатов: U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Базовыми методиками исследования были: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев, Шкала психологического стресса PSM-25, методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» Е.А. Гавриловой.

В ходе теоретического анализа научной литературы  выделены основные личностные характеристики женщин- предпринимателей, такие как высокая мотивация достижения успеха (Алешина Ю.Е. [1], Богословская, М.В. [4]). В диссертации проведено исследование по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса  (Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха), стрессоустойчивость (Бабаева [2], Л. В., Чирикова А. Е. [9]  Бобнева М. И. [3], Алешина Ю.Е. [1]), интуиция (А.Е. Чирикова [9]), высокая коммуникабельность (Бобнева, М. И. [3], Тест В.Ф. Ряховского, лидерские качества (М.Ф. Сафонова [7]), уверенность (Н.Н.Ярушкин [10]).

Профессиональная самореализация рассмотрена в свете исследований Л.А. Коростылевой [6], М.А. Фризен [8], А.В. Гавриловой [5].

В результате исследования составлена теоретическая модель профессиональной самореализации, которую  можно представить в виде трех компонентов, а именно целевого, ресурсного и феноменологического, которые в свою очередь открывают спектр следующих проявлений: «я-концепция», ценности, интересы, эмоции, карьера и прочее. Все это является комплексом и создает благоприятную среду для создания пси-технологий рационализации, оптимизации, настройки профессиональной самореализации.

План исследования содержал несколько этапов.  Вначале была проведена диагностика по выбранным методикам, рассмотрены процентные соотношения показателей, проведен анализ усредненных данных.

В соответствии с выявленным показателем уровня профессиональной самореализации были определены 3 группы: группа 1 женщины-предприниматели с низким уровнем профессиональной самореализации в количестве 21 человек, группа 2 женщины-предприниматели со средним уровнем профессиональной самореализации в количестве 22 человек, группа 3  женщины-предприниматели с высоким уровнем профессиональной самореализации в количестве 17 человек.

Сравнительный  анализ между группами, который осуществлялся посредством U-критерия Манна-Уитни (ввиду отсутствия нормальности распределения данных) показал, что  существуют характерные различия в личностных характеристиках у женщин-предпринимателей с разными уровнями профессиональной самореализации (график 1).

График 1. Сравнительный анализ по показателям профессиональной самореализации

 

Отмечено, что женщины-предприниматели с низким уровнем профессиональной самореализации, в отличие от женщин-предпринимателей со средним уровнем профессиональной самореализации, более высокий самоконтроль поведения и склонность к планомерному, расчетливому подходу в жизни.

Женщины-предприниматели с низким уровнем профессиональной самореализации, в отличие от женщин-предпринимателей с высоким уровнем профессиональной самореализации, более недоверчивы, ревнивы, раздражительны, склонны к соперничеству, тревожны (график 2).

 

График 2. Сравнительный анализ по показателям ситуативной и личностной тревожности

 

Таким образом, полученные результаты, свидетельствуют о том, что существуют значимые характерные различия в личностных характеристиках у женщин-предпринимателей с разными уровнями профессиональной самореализации, что подтвердило нашу гипотезу об этом.

Подтверждение гипотезы о том, что существует взаимосвязь между личностными характеристиками и уровнем профессиональной самореализации женщин-предпринимателей осуществлялось с помощью корреляционного анализа независимых выборок по коэффициенту ранговой корреляции  Спирмена.

Результаты показали, что существует взаимосвязь между личностными характеристиками и уровнем профессиональной самореализации женщин-предпринимателей: а именно, чем больше проявление подозрительности, недоверчивости, ожидание предательства, проявление склонности к планомерному, расчетливому подходу к жизни, высокий самоконтроль, а также низкая адаптивность к стрессовым ситуациям, проявление высокой тревожности, восприятие стрессовой ситуации в широком смысле у женщин-предпринимателей будет наблюдаться низкий уровень профессиональной самореализации, характеризуемый формальным отношением к своей профессиональной деятельности, и наоборот, а именно существует обратная взаимосвязь между уровнем профессиональной самореализации и личностной тревожностью (-0,55), ситуативной тревожностью (-0,46), стрессоустойчивостью (-0,35), доверчивостью-подозрительностью (-0,34), самоконтроль-импульсивность (-0,33).

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что чем больше проявление подозрительности, недоверчивости, ожидание предательства, проявление склонности к планомерному, расчетливому подходу к жизни, высокий самоконтроль, а также низкая адаптивность к стрессовым ситуациям, проявление высокой тревожности, восприятие стрессовой ситуации в широком смысле у женщин-предпринимателей будет наблюдаться низкий уровень профессиональной самореализации, характеризуемый формальным отношением к своей профессиональной деятельности, и наоборот. Это подтветвердило высказанную гипотезу.

С целью повышение уровня профессиональной самореализации женщин-предпринимателей была разработана программа психологической поддержки женщин-предпринимателей по вопросу профессиональной самореализации.

Участницами программы стали 15 женщин-предпринимателей, образовавших экспериментальную группу. В контрольную группу вошли женщины-предприниматели, давшие согласие на участие в повторном исследовании, в количестве 15 человек. Первоначально нами был проведен сравнительный анализ групп, по результатам 1 исследования, до участия экспериментальной группы в программе при помощи U-критерия Манна-Уитни.

Целевая аудитория: женщины возрастом от 28 до 60 лет, реализующие собственный бизнес в форме предпринимательства (75%) и управляющие бизнесом (25%).

Разработанная программа проводилась очно с применением дистанционных технологий с 1 марта 2022 года по 8 мая 2022 года. Занятия проводились на протяжении 10 недель по 2 занятия в неделю, общей продолжительностью 16,5 часов в формате индивидуальных и групповых сессий, мини-лекций и практических упражнений, тренингов.

План программы включал следующие этапы:

  • На первом этапе участницы работают постановкой цели.
  • На втором этапе участницы прорабатывают цели на 1 год.
  • На третьем анализируют реальность поставленной цели
  • На четвертом работают с убеждениями и ограничениями
  • На пятом вырабатывают тактику первых шагов к реализации цели

На протяжении всех этапов, дополнительно проводятся тренинги, направленные на снижение тревожности.  Коуч озвучивает то, что между онлайн встречами участникам будут выдаваться домашние задания на период от встречи до встречи. Также в начале каждого занятия участникам будет предложено поделиться впечатлениями и осознаниями после выполнения домашних заданий.

Была использована коуч сессия по модели GROW с  проведением методик «Коучинговая стрела», «Метод Уолта Диснея», метод-использование программы «MindMeister», Пирамида логических уровней Роберта Дилтса».

Также проведены тренинги:

– «Саморегуляция и саморелаксация» (цель: снятие мышечного тонуса, связанного с эмоциональным возбуждением в ходе ведения профессиональной деятельности. Нормализация эмоционального фона);

–  «Путь героя» (цель: проработка эмоций и чувств, страхов, поднятие мотивации);

– «Саморегуляция и саморелаксация» (цель: стабилизация мыслей);

– «Презентация Героя» (цель: нормализация эмоционального фона)

– «Самооценка» (цель: исследование собственной самооценки, освоение навыков управления самооценкой для повышения эффективности поведения в профессиональной деятельности);

– «Киноман» (цель: закрепление полученного материала).

По результатам программы психологической поддержки женщин-предпринимателей по вопросу профессиональной самореализации была проведена контрольная диагностика ее эффективности, в частности проведен  сравнительный анализ между группами после участия в программе экспериментальной группы по результатам 2 исследования, также при помощи U-критерия Манна-Уитни.  Сравнительный анализ был проведен и внутри экспериментальной группы до и после участия в программе при помощи критерия Вилкоксона.

После  участия экспериментальной группы в программе, показатели профессиональной самореализации у женщин-предпринимателей изменились. Наблюдаются статистически значимые различия по целевому компоненту (p<0,05), ресурсному компоненту (p<0,05), феноменологическому компоненту (p<0,01), уровню профессиональной самореализации (p<0,01)

Сравнительный анализ данных по показателям профессиональной самореализации между контрольной и экспериментальной группами, после участия экспериментальной группы в программе показал статистически значимые различия по целевому компоненту(p<0,01), ресурсному компоненту (p<0,01), феноменологическому компоненту(p<0,01), уровню профессиональной самореализации (p<0,01).

Таким образом, по результатам проведенного нами эмпирического исследования эффективности предложенной нами программы, был сделан вывод о том, что программа психологической поддержки женщин-предпринимателей по вопросу профессиональной самореализации, организованная в виде системных занятий с применением коучинг-технологий, способствует повышению уровня их профессиональной самореализации, что доказывает высказанную в начале исследования гипотезу.

Список литературы

  1. Алешина Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 74-82.
  2. Бабаева Л.В. Женщины в бизнесе // СОЦИС. – 2008. – №3. – С. 75-81.
  3. Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации / М.И. Бобнева // Психологические механизмы регуляции социального поведения: [Сб. статей / АН СССР. Ин-т психологии; [Отв. ред. М.И. Бобиева, В.В. Шорохова]. – М.: Наука, 1979. – С. 44-75
  4. Богословская М.В. Взаимосвязь мотивации достижений некоторых личностных характеристик у женщин, стремящихся к лидерству // Всероссийская психологическая газета. – М.: Юридические науки, 2010. – №2. – С.32–34.
  5. Гаврилова Е.А. Индивидуально-психологические особенности руководителей с высокой успешностью профессиональной самореализации // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – 2010. – Том 16. – С.158-162
  6. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере – СПб: Речь, 2005. – 220 c.
  7. Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. – Санкт-Петербург, 1999. – 233 с.
  8. Фризен М.А. Феномен «Саморазвития» в проблемном поле современной психологии // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1 (21). – С.75-85.
  9. Чириков А.Е. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства – М.: Ин-т психологии, 2000. – 94 с.
  10. Ярушкин Н.Н. Психологические особенности женщин-руководителей// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2009. – № 1(5). – С.125-134
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее