Премодерн, модерн, и постмодерн, как парадигмы мышления в мировых политических процессах.

Премодерн, модерн, и постмодерн, как парадигмы мышления в мировых политических процессах.

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Просмотры

475

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 17.12.2022

Поделиться

В данной работе будет производится подробный разбор определений «премодерн», «модерн», и «постмодерн», в целях достижения понимания того, какое влияние это явление оказывает на жизнь современного общества. В работе даётся общая характеристика каждой отдельно взятой эпохи, и её влияние на искусство. Также определения «премодерн», «модерн», и «постмодерн» рассматриваются на примере различных высказываний президента РФ, В.В.Путина.

Для начала я бы хотел обозначить, что я подразумеваю под понятием парадигм «премодерн», «модерн», и «постмодерн». Сами по себе данные определения обозначают различные эпохи. Или, иначе говоря, явления времени. Эти эпохи олицетворяют собой разную этику, разную философию, разное отношение к истине. В данной работе будет производиться разбор данных определений в целях достижения понимания того, какое влияние это явление оказывает на жизнь современного общества.

Также определения «премодерн», «модерн», и «постмодерн» будут рассматриваться на примере высказываний президента РФ, В.В.Путина.

Итак:

  • Премодерн. Эпоха, проходящая между античностью и 18-м веком. Основой эпохи премодерна было божественное начало. Сознание отдельной личности и общественная культура в целом, опиралась на сакральное. Человек всегда мог найти истину и ответы на свои вопросы в священных писаниях.

Однако, были и те, кто сознательно искажал эту истину в целях обладания властью и ресурсами, что провоцировало различные межрелигиозные конфликты отобразив их на страницах истории трагическими «крестовыми походами». Отношения между людьми были строго иерархичны. Ключевым жанром в искусстве в то время был Ecce homo (дословный перевод «Это человек». Данная фраза была сказана Понтием Пилатом, во время бичевания Христа). У Босха, к примеру, или Мартинеса, человек является частью Божественного.  Соответственно, образ мученика для той эпохи был наиболее приближен к символу «идеального человека». Не менее востребован был образ героя. 

Для олицетворения той эпохи, наиболее подходящей является фраза нашего президента сказанной на международном форуме «Валдай» в 2018 году в отношении риска ядерной войны: «Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно. А мы как жертвы агрессии, мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут».

  • Модерн. Период существования с 18-го до середины 20-го века. Этот период ознаменован торжеством материалистического и рационалистического подхода к познанию окружающего мира. Символами данной эпохи стала индустриализация, урбанизация, и секуляризация. Здесь же были созданы и политические идеологии как рационалистские течения. Каждая из идеологий базируется на идеи, что данная идеология самая правильная и исповедует истину. Основной вехой модерна на мой взгляд была революция в Российской империи и приход к власти коммунистов. Это событие стало на мой взгляд кульминационной точкой (до Второй Мировой войны) идеологической борьбы как на внешнеполитических фронтах, так и на внутренних.

Искусство модерна погружает человека своего периода в обыденную гражданскую трагедию. Например, у Эдуарда Мане, который положил начало жанру модерна в искусстве, картина «Коррида» символизирует неотвратимость перед опасностью, когда бык и тореадор сталкиваются лицом к лицу. Или картины Николая Рериха такие как: «Рать» 1900 г., «Меч мужества» 1912 г., «Град умерший» 1914 г., предсказавшие Первую мировую войну и её последствия, а также полотна, предсказавшие Великую Отечественную войну и победу в ней: «Богатыри проснулись» 1940 г., «Весть Тирону» 1940 г., «Ковка меча» 1941 г., «Святогор» 1942 г., «Победа» 1942 г.

Идеалом научного мира модерна является человек знания. И это самое знание всегда выражено чётко, точно, выведено в формулу, произнесено понятно и последовательно.

Звучать человек эпохи модерна мог бы примерно, как наш президент на ежегодной пресс-конференции в 2018 году: «Нам с вами не обеспечить темпы роста ВВП необходимые для этого прорыва, если не изменить структуру экономики. Именно на это и нацелены национальные проекты, и будут вкладываться такие огромные средства, о которых я уже сказал. Для того чтобы изменить структуру, придать её инновационный характер. И вот на это правительство и рассчитывает».

В речи В.В.Путина продемонстрирована классическая модерновая формула: задача поставлена – надо решать. Однако различие эпохи модерна с нашей в том, что в модерне задача была бы выполнена любой ценой «от и до», а цена расплаты за невыполнение задач, могла варьироваться от смещения с должностей, до смертной казни. Но всё же здесь справедливости ради стоит отметить, что и при выполнении указов в эпоху модерна с человеческими жизнями считались далеко не всегда. Наша же эпоха хоть и стала более гуманной, но приобрела чётко выраженный постмодернистский характер о чём пойдёт речь в следующем пункте.

  • Постмодерн. После Второй Мировой войны общество начало осознавать, что научный подход и сухой рационализм не дают панацеи от преступлений против человечества и не ведут к вечному миру. Разочарование в прежних установках начало ускоренно менять сознание социума.  Хоркхаймер по окончанию Второй Мировой утверждает, что тоталитаризмом является любая истина и что обществу необходима плюральная истина, где правда у каждого своя. Таким образом, множественность истин представлялась обществу как борьба с тоталитарностью. Эпоха постмодерна, что суждения, мнения, точки зрения являются относительными и вправе претендовать на истину, даже если сами по себе являются абсурдными и алогичными. Постмодерн отрицает такие понятия как «прекрасное» и «уродливое», а под понятие «искусство» может подогнать всё, что угодно.

Общество своеобразно восприняло данное явление. Тоталитарность сознания была действительно побеждена, однако человек оказался не интегрированным к новому времени. Хотя, на мой взгляд, правильнее будет сказать, что сама концепция «нового времени» оказалась несбыточной утопией. Для того, чтобы развиваться, совершенствовать мир вокруг себя, необходим труд, как физический, так и умственный. Но если у человека нет ориентиров, и он выбирает жить ради удовольствий, что является самым лёгким путём или в лучшем случае посвящает свою жизнь только заботе о своих близких (семейный эгоизм), он деградирует. Но те, у кого эти ориентиры есть и есть ресурсы, чтобы навязать эти ориентиры посредством СМИ, откуда социум черпает информацию, уже самостоятельно определяют вектор развития этого мира.

В постмодерне непостоянно не только мнение человека, но и сам человек. Появляются не просто новые идентичности по типу классовых, но и бесконечное количество новых идентичностей  (гендеры, флюидные гендеры, меньшинства и прочее). В такой системе ценностей человек больше не может твёрдо и точно принадлежать к одной конкретной идентичности, и вместо этого принадлежит к плюральному множеству, которое бесконечно меняется.

Здесь можно провести аллегорию с детской книжкой Карло Коллоди «Пиноккио», когда Пиноккио со своим другом Фитилём отправляются в страну развлечений и превращаются в осликов вместе с другими детьми, которых продают ради извлечения прибыли.

К художникам постмодернистам относят, например Сальвадора Дали, которые уже заранее предсказали надвигающуюся эпоху. Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти», где изображены плавящиеся часы, символизируют на мой взгляд сознание среднестатистического «пост-человека», который зачастую не знает зачем живёт.

Конечно, чтобы подчеркнуть постмодернистский дух эпохи, здесь лучше всего подойдёт фраза Путина, сказанная в интервью американскому каналу NBC News: «У нас две тысячи сотрудников администрации, неужели вы думаете, что я каждого контролирую? Вон Песков сидит напротив, мой пресс-секретарь, он несет иногда такую пургу, я смотрю по телевизору и думаю: чего он там рассказывает? Кто ему это поручил?».

Список литературы

  1. Данилова Т. Пророческие картины Николая Рериха // Булавочки. 2020. URL: https://bulavochki.ru/prorocheskie-kartiny-nikolaja-reriha/ (дата обращения 07.10.2022)
  2. Модернизм в живописи — иное прочтение реальности // Very Important Lot. 2020. URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/modernizm-v-zhivopisi-inoe-prochtenie-realnosti (дата обращения 07.10.2022)
  3. Марк Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований : монография / науч.ред. Михайлов.И.А. Москва, 2010. 294 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее