Понятие и особенности административно - правовых отношений

Понятие и особенности административно - правовых отношений

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 15.12.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается понятие и виды административно-правовых отношений.

Сущность и социальная цель административного права, специфика административно-правового регулирования связей с общественностью раскрываются в анализе правовых норм, составляющих содержание данной юридической отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе РФ.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, поскольку регулируют широкий спектр разнообразных социальных отношений. Они определяют границы адекватного, разрешенного или рекомендованного поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим отношений между субъектами государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их выполнения. Значительное место занимают нормы административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц. Административные и правовые отношения - это связи с общественностью, регулируемые нормами административного права, которые развиваются в области управления. Поскольку эти отношения являются своего рода юридическими отношениями в целом, они имеют все черты, присущие любым правовым отношениям. При этом с учетом характера деятельности административные и правовые отношения имеют следующие характеристики:

  1.  они формируются в особой сфере общественной жизни - сфера государственного управления, исполнительный директор деятельность;
  2.  действия являются объектом поведения людей;
  3.  они возникают при обязательном участии соответствующего исполнительного органа (государственного управления) или другого носителя государственного органа;
  4. они возникают по инициативе любой стороны (руководящего органа, гражданина и т. д.), Но согласие или желание другой стороны не всегда является обязательным условием;
  5. для административно-правовых отношений характерно, что споры, возникающие между их сторонами, разрешаются, как правило, административно, а не в суде;
  6. в случае нарушения участниками отношений требований норм административного права виновная сторона несет ответственность перед государством в лице своих органов.

Особенности и характерные особенности административно-правовых отношений позволяют отличать их от других регулируемых правовых отношений нормами гражданского, трудового, финансового и иного права[1, с 200-243].

Административно-правовые отношения, как и другие правовые отношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты. Административно-правовые отношения отличаются своим содержанием, соотношением прав и обязанностей их участников, а также характером правовых фактов, которые их порождают.

По содержанию административные и правовые отношения делятся на материальные и процедурные. Материальные административно-правовые отношения включают связи с общественностью, которые возникают в области управления и регулируются материальными нормами административного права. Административно-процессуальные отношения - это отношения, которые развиваются в сфере управления в связи с решением отдельных конкретных случаев и регулируются административно-процессуальными нормами. Например, административно-процессуальные отношения связаны с урегулированием требований и жалоб граждан исполнительными органами и их должностными лицами. Связь между материально-правовыми и процессуальными административно-правовыми отношениями заключается в том, что материальные отношения реализуются посредством процедурных. Кроме того, правовые отношения других ветвей права (финансовые, земельные, экологические и т. д.) Также осуществляются посредством процессуальных административных и правовых отношений[3, с. 45-56].

В зависимости от соотношения прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчиняется другому (вертикальные правовые отношения), и отношения, участники которых не подчиняются друг другу (горизонтальные правовые отношения).

Вертикальные административно-правовые отношения формируются в рамках подчинения одного субъекта взаимоотношений с другим - между высшими и низшими исполнительными органами, между исполнительными органами и подчиненными организациями, между подчиненными структурами исполнительных органов; между подчиненными государственными служащими и др.

 При этом правовые отношения между исполнительными органами и гражданами по выполнению обязанностей граждан в сфере управления (соблюдение общественного порядка, выполнение военных обязанностей и т.д.), как правило, являются вертикальными отношениями, поскольку полномочия исполнительной власти распространяются на гражданина с точки зрения выполнения его обязанностей[1, с.69-71].

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают сущность административно-правового регулирования и подчинительных отношений между субъектом и объектом руководства, характерных для деятельности государственного управления. Это то, что обычно называют властными отношениями. Они возникают между подчиненными сторонами, что указывает на отсутствие правового равенства сторон в них, в отличие от отношений гражданского права. Однако подчинение не может быть истолковано буквально. Фактически, вертикальность означает, что одна сторона обладает юридически авторитетными полномочиями, которых нет у другой стороны (например, гражданин), или их объем меньше (например, руководящий орган более низкого уровня). Партия власти в данном случае является актуальной темой исполнительной власти (исполнительного органа, органа публичного управления). Не менее очевидно, что в вертикальных отношениях осуществляется прямое контрольное влияние субъекта управления на конкретный объект, который не во всех случаях является организационно подчиненным[4, с. 54-60].

Горизонтальные административные и правовые отношения - это отношения, в которых стороны фактически и юридически равны. Следовательно, нет юридически обязательных диктантов одной стороны, которые были бы обязательными для другой. Конечно, такие юридические отношения не так распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, поскольку они, кажется, выходят из общего течения административного и правового регулирования. Однако есть вероятность их появления[2, с. 205].

Изолировать горизонтальные отношения от общей массы управленческих отношений довольно сложно, поскольку они, хотя и не характерны для сферы государственного управления, выражены не так четко, как вертикальные. Однако практика управления дает определенные основания для присвоения их числу следующих административных и правовых отношений:

а) отношения, предшествующие действию прямого контроля.

Они служат предпосылкой вертикальных отношений, то есть предназначены для создания необходимых условий для принятия юридически авторитетного одностороннего решения. Это отношения, возникающие между исполнительными органами (должностными лицами), расположенными на одном правовом уровне, к которым присоединяются, например, подготовка и принятие совместных нормативных актов руководства (например, между двумя министерствами); отношения для координации совместных управленческих действий; отношения в связи с совместными заседаниями (например, советы двух министерств). Министерства); межведомственных консультативных, консультативных или координационных советов; отношения между исполнительными органами и, например, профсоюзными органами по удовлетворению законных интересов по заключению или изменению тарифных соглашений) и др.

б) отношения, возникающие после осуществления действия прямого контроля с целью создания условий для эффективного осуществления решения с юридическим органом, принятого в одностороннем порядке. Это, например, текущие отношения, в результате которых разрабатываются общие меры по внедрению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, совместных аудитов и т. д.). Эти две названные группы отношений относятся к административным и процедурным;

в) отношения административно-процессуального характера, при которых стороны занимают равную позицию (например, в рамках процедур по жалобам граждан, в случаях административных правонарушений). Содержание этих отношений - рассмотрение административных и юридических споров;

г) отношения административного и договорного характера в виде различных видов соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на определенную должность). Соглашения также возможны между субъектами исполнительной власти[3, с.200-278].

Таким образом, административно – правовые отношения – это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон ( их права, обязанности, методы, формы и т.д) , которые складываются в сфере исполнительной власти, отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи осуществлением функции государственного управления. В то же время такие отношения имеют свои особенности и характерные признаки.

Список литературы

  1. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.
  2. Борисов А.Н., Лагвилава Р.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. 544 с.
  3. Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 328 с.
  4. Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. — М.: РГ-Пресс, 2018. 112 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary