ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ВУЗОВ) К СМЕНЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ, КАК КОМПОНЕНТА ОБРАЗА БУДУЩЕГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ВУЗОВ) К СМЕНЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ, КАК КОМПОНЕНТА ОБРАЗА БУДУЩЕГО

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 14.12.2022

Поделиться

В статье рассматривается исследование психологической готовности личности к смене социокультурной среды, как компонента формирования образа будущего среди студентов  высших учебных заведений (ВУЗов) Казахстана. В исследовании приняли участие студенты (ВУЗа Казахстана) гуманитарного профиля: бакалавриата и магистратуры. Установлено, что

Результаты данного исследования могут быть использованы в деятельности психологического консультирования, в работе со студентами, при разработке программ социально-психологической помощи, с целью формированию психологической готовности при смене социокультурной среды, и последующей адаптации. Разработана и реализована программа повышения психологической готовности к изменениям с применением коучинговых технологий. Предложены рекомендации по повышению психологической готовности  студентов ВУЗов к смене социокультурной среды.

Тема исследования является безусловно актуальной, поскольку современному студенческому социуму свойственно намерение в формировать образ будущего и адаптировать его в соответствии с текущими событиями и актуальными смысложизненными ориентирами, в ходе процесса приобретения новых знаний и  овладения новыми компетенциями.

Возникающие противоречия, связанные  с недостаточностью исследования в этой области, нехватки литературы, описывающей полный спектр формирования уровня психологической готовности к переезду; необходимости  изучения  свойств  личности,  страхов  и предубеждений индивидов, намеревающихся сменить локацию, но потворствующих негативным убеждениям, страхам, пессимизму, обусловили проблему исследования, которую можно обозначить как проблему преодоления страхов и психологических барьеров у студентов, повышения психологической готовности тех, кто пребывает в стадии намерения совершить переезд.

На текущий момент времени существуют ряд программ, ориентированных на иммигрантов, которые уже оказались в новой стране, обстановке, благодаря которым авторы предлагают возможность адаптации постфактум. Тем не менее, отсутствует целостный интегральный инструмент, позволяющий морально, психологически и физически подготовиться к смене локации, соизмерить свои личностные, психологические свойства, характеристики и возможности, подобрать комфортные условия, приготовиться, отрегулировать эмоционально–психологическое состояние, и в последующем гармонично социализироваться.

Цель исследования: изучение особенностей готовности личности к смене социокультурной среды и ее связь со смысложизненными ориентациями и социальными представлениями о переезде как компоненте образа будущего.

Объектом  исследования является готовность личности к смене социокультурной среды.

Предмет исследования: связь психологической готовности студентов к переменам с их смысложизненными ориентациями и социальными представлениями о смене социокультурной среды как компоненте образа будущего.

Гипотеза исследования:  в ходе исследования мы предположили, что:

1) существует связь между готовностью личности к смене социокультурной среды и такими индивидуально-психологическими характеристиками, как смысложизненные ориентации, удовлетворенность жизнью и жизнестойкость;

2) использование коучинговых технологий для усиления готовности студентов к к смене социокультурной среды будет способствовать адаптации к новой социокультурной среде как компоненте образа будущего.

В исследовании участвовали студенты ВУЗа Казахстана гуманитарного профиля: бакалавриат, в возрасте 21-23 лет, количество 30 человек; студенты магистратуры,  возраст 30-35 лет,  количество 30 человек. Общая выборка  составила 60 человек, гендерная характеристика – женщины, семейное положение не учитывалось. Исследование проводилось в 2022 году. Все участники проживают в Казахстане, город Алматы.

Исследование  проводилось дистанционно, посредством  Google форм.

В исследовании были использованы следующие методики: Методика «Личностная готовность к переменам» Родника Хезера, Голда и Хала. Перевод и первичная апробация данного варианта методики PCRS были проведены Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева; Методика свободных ассоциаций П. Вержеса; Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) разработан под руководством  Н.Н. Мельниковой.

Исследуя вопрос психологической готовности к изменению образа жизни, обосновываются показатели готовности к таким изменениям, которые могут быть положены в основание дальнейшего эмпирического исследования готовности к изменению образа жизни у студентов в условиях происходящих жизненных перемен [1].

Показатель  жизненного самоопределения  рассматривает готовность к выбору новой жизненной среды как пространства своего саморазвития и самореализации [4,2].

Установлено,  что смысложизненные ориентации — это  некий жизненный компас, по которому индивид ориентируется и продвигается к своим жизненным целям, опираясь на предыдущий опыт, адаптируется к новым условиям, а также формулирует свои новые трансцендентные представления. Построение  образа будущего тесно связано с поиском смысла жизни и смысложизненными ориентациями личности. Смысложизненные ориентации имеют возрастные особенности [3,5].

Смысловая сфера развивается по ходу развития и социализации личности, претерпевает свои кризисы и качественные изменения. Так как студенчество является определенной социальной категорией,  в период обучения во многом складываются определенные жизненные перспективы, личностные качества, связанные с будущей профессией, что также накладывает определенный отпечаток на формирование образа будущего [10].

Социальная мобильность тесно связана с социальной средой. Представляется, что ключевым фактором, с помощью которого личность запускает механизмы активности, лежащие в основе мобильности, выступает ее самостоятельность, вызываемая, что значимо, внутренней потребностью личности, а не внешними требованиями (угрозы, побуждения) [7].

Таким образом, можно предположить, что структурный компонент социальной мобильности, такой как личностная мобильность, в первую очередь сформирован у студентов, и является  одним из движущих факторов формирования психологической готовности  к переменам, в том числе связанным со сменой социокультурной среды[6].

В ходе теоретического исследования и опираясь на анализ литературы по проблеме, была составлена модель взаимосвязи личностной готовности студентов ВУЗов к переменам, в частности к  смене социокультурной среды, как компонента формирования образа будущего. Моделирование позволило сделать предположение о наличии прямой и обратной взаимосвязи между некоторыми шкалами методик.

В свою очередь, составленная теоретическая модель была в дальнейшем эмпирически проверена и получены следующие результаты.

Методика  на выявление личностной готовности к переменам  показала, что среди бакалавров в среднем более высокие показатели психологической готовности к переменам о чем свидетельствует представленный средний профиль групп на  графике 1.

График 1. Усредненные профили групп на психологическую готовность к переменам

Были выявлены значимые различия по шкалам «Страстность», «Смелость», «Уверенность», и «Толерантность к двусмысленности», это говорит о том, что бакалавры более предрасподложены к мысли о смене локации, более уверены чем магистры.

При этом, группы  бакалавров и магистров значимо различаются по показателям «Осмысленности жизни» (график 2)

График 2. Усредненные профили групп по «Осмысленности жизни»

Были выявлены значимые различия по критерию Манна Уитни между результатами бакалавров и магистров по шкале Цели в жизни U=284,5, Результат жизни U=131,5 при  p<0,05. Также были выявлены значимые различия между группами по шкале  ЛКЖ t=2,101 при  p<0,05.

Структура социальных представлений студентов о переезде в другую страну представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура социальных представлений студентов о переезде в другую страну

Частота ассоциации

Средний ранг

<14,24

>14,24

>10,2

Область

Язык

Область III

Будущее

 

< 10, 2

Область II

Часовой пояс

Билеты

Дороги (хорошие)

Климат

Позитив

Волнения

Проблемы

Качественные товары

Обустройство

Культура

Осуществимость безопасность

Религия достопримечательности

Область IV

Жилье

Нереальность

Деньги

Переезд

Процесс

Страх

Виза

Другие люди

этнос

Разочарование

Качество (жизни)

Изменение (жизни)

Мечта

Свобода

Работа

 Анализ  по методике свободных ассоциаций Вержеса на ассоциативный ряд в связи с мыслями о смене социокультурного пространства показал, что социальные представления о  переезде в другую страну у студентов характеризуются достаточно высоким уровнем согласованности за счет небольшого числа ассоциаций в области ядра.

Исследования жизнестойкости и удовлетворенности жизнью показали, что респонденты обеих групп  неудовлетворены результатами своей деятельности в жизненном поле, считают, что могут сделать гораздо больше, есть ощущения несправедливости из-за расхождения желаемого положения дел с действительным. Однако магистры обладают более выраженной чертой жизнестойкости, стрессоустойчивости, чем бакалавры, при этом магистры  более разочарованы жизнью и испытывают усталость.

Проведенное исследование частично подтвердило выдвинутую гипотезу в части предположения о том, что существует связь между готовностью личности к переменам и индивидуально-психологическими характеристиками: смысложизненные ориентации, удовлетворенность жизнью и жизнестойкость. Гипотеза в данной части частично подтверждена на выборке студентов бакалавров в возрасте 21-23 лет количество 30 человек.

По данным корреляционного анализа в группе бакалавров были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь психологической готовности к изменениям и осмысленности жизни у бакалавров

Взаимосвязь

р- Спирмена

p-level

Страстность/Процесс

-0,443**

0,014

Страстность/ЛКЖ

0,468**

0,009

Находчивость/Процесс

-0,510**

0,004

Смелость, предприимчивость/Цели в жизни

0,65**

0,02

Смелость, предприимчивость/Результат

0,515**

0,004

Смелость, предприимчивость/ЛКЯ

-0,421**

0,009

Адаптивность/Процесс

0,467**

0,007

Адаптивность/ЛКЖ

0,482**

0,021

Толерантность к двусмысленности/Процесс

-0,579**

0,001

 

В группе бакалавров была выявлена как прямая корреляционная связь между шкалами психологической готовности к изменениям и смысложизненных ориентациями, так и обратная. В группе магистров не выявлено взаимосвязи по показателям готовности к изменениям и жизненной осмысленности. Предположительно, что магистры не планируют смену социокультурной среды, не рассматривают возможности переезда, не связывают с такой возможностью свое будущее, свои цели и свои желания.

В группе бакалавров выявлены значимые отличия по шкалам психологической готовности к переменам, что  вместе с  результатами выявленной взаимосвязи позволяет говорить о том, что данные респонденты считают, что смена социокультурной среды может ими быть рассмотрена  в совокупности с планированием образа своего будущего, реализацией намеченных жизненных планов.

У респондентов обеих групп выявлена прямая взаимосвязь между показателями жизнестойкости и удовлетворенности жизнью. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Взаимосвязь между показателями жизнестойкости и удовлетворенности жизнью

Взаимосвязь жизнестойкости и удовлетворенности жизнью

 

р- Спирмена

p-level

бак

маг

бак

маг

Принятие риска/Жизненная включенность

0,648**

0,627**

0,000

0,000

Принятие риска/Удовлетворенность жизнью

0,525**

0,627**

0,003

0,001

Контроль/ Жизненная включенность

0,539**

0,656**

0,02

0,000

Контроль/ Удовлетворенность жизнью

0,426**

0,665**

0,019

0,000

Жизнестойкость/ Жизненная включенность

0,529**

0,632**

0,003

0,001

Жизнестойкость/ Удовлетворенность жизнью

0,437**

0,573**

0,02

0,01

 

Примечание: значимость р<0,05

На графике 3 представлена взаимосвязь  между показателями жизнестойкости и удовлетворенности жизнью у магистров и бакалавров.

График 3. Корреляционная плеяда взаимосвязи жизнестойкости и удовлетворенности жизнью

 

Это говорит о том, что респонденты обеих групп считают, что от сформированности преодоления стрессов, устойчивости к негативным жизненным обстоятельствам зависит их удовлетворенность жизнью и наоборот.

В ходе исследования была разработана и реализована программа повышения психологической готовности студентов к  изменениям в жизни, в том числе связанным со сменой социокультурной среды, с применением коучинговых технологий.

Программа направлена на повышение уровня жизнестойкости и адаптивности, развития определенных характеристик личности. Участвовала экспериментальная группа – группа  с низким уровнем психологической готовности к переменам.

Цель программы: помощь студентам в преодоление психологических барьеров в перспективе смены социокультурной среды.

Обоснование программы: основные причины страхов и барьеров –  это предстоящая неизвестность, нежелание покидать привычное пространство комфорта, реконструировать привычный уклад жизни, языковой барьер, неизвестная культура, и как следствие культурный шок. Программа направлена на преодоление психологических барьеров.

Если представитель студенческого социума, намеревается сменить социокультурную среду, движимый жаждой нового опыта, знаниями и амбициями, не станет утопать в своих страхах и нерешительности, а проделает определенную работу над собой, сделает ставку на свой личностный рост, самосовершенствование при помощи данной программы, мы предполагаем, что он приобретет уверенность в себе, и смена социокультурной среды, пройдет для него в более благоприятном и беспрепятственном формате.

Целевая аудитория: студенты в возрасте от 21 до 35 лет с низкими показателями адаптивности.

Работа выстроена по коучинговой модели GROW.

Программа помогает развивать такие навыки, как стрессоустойчивость, адаптивность.

Раскроем основные положения программы:

1) Необходимо помочь клиенту - понять его сопутствующие цели, проинтервьюировать его согласно выбранным моделям, и в зависимости от запроса (модель GROW,  SMART).

2) Также необходимо помочь клиенту обрисовать образ своего будущего на 3, 5, 10 лет. Для этого используем методику «Форсайт» (автор  Стороженко Галина, к.п.н., доцент, PCC ICF).

 Эта модель помогает клиенту выйти из шаблонных отсеков мышления, и увидеть себя в призме долгосрочной перспективы, постараться спрогнозировать свои действия, наметить план на несколько лет вперед, представить себя, как он выглядит, что он чувствует, в какой сфере работает, представить новый уклад жизни, свое окружение.

В данном случае, мы предлагаем участникам программы, формируя образ своего будущего, представлять картину своего идеального будущего, с подробной вербализацией и описанием своих чувств, эмоций, осязания.

3) На начальном этапе подобные вопросы коуча к респонденту, могут вызывать отторжение. В этом случае, могут применяться различные коучинговые и психологические приемы.

К примеру технология НЛП якорение: когда клиенту предлагается воссоздать в памяти, какое-то позитивное приятное событие, пережитое им ранее; вспомнить свои ощущения, все благотворные эмоции и чувства, которые он при этом испытывал, запечатлеть их еще раз, что он осязал в тот момент, как себя чувствовал; после чего попросить клиента проецировать этот «спектр чувств и эмоций» на другие ситуации, которые провоцируют в нем страхи, неуверенность, фобии. Данный принцип якорения может быть зрительным, аудиальным, осязательным, и применяться в зависимости от ситуации.

Зачастую фокус внимания человека направлен на конечный результат или на трудности, страхи неудач, а не на приятное предвкушение предстоящих приятных чувств и ощущений. Задача коуча, в нашем представлении, заключается в том, чтобы помочь клиенту увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, взять на себя ответственность, выйти из позиции «жертвы», стать «творцом» своей судьбы.

Очень важно чтобы, человек имеющий намерение сменить привычную культурную среду, осознавая всевозможные препятствия и страхи, не избегал их, находя те или иные отговорки, а осозновал возможности и перспективы,  ощущал в себе силы для преодоления барьеров, в том числе психологических.

4) Также следует учитывать культурные особенности респондента, намеревающегося совершить переезд; менталитет, на почве которого, человек воспитывался накладывает отпечаток на его характер, манеры, образ мышления.

Здесь стоит упомянуть фактор этнической идентификации, о которых упоминают многие авторы, в частности Н.Г Стефаненко [9], Л.Г.Почебут [8].

В то же время, коучинговая программа предполагает, ненавязчивое погружение клиента в экскурс инструктажа с основными положениями успешной смены социокультурной среды, где у клиента восполняется некий информационный вакуум, который он намеренно не заполнял. Ввиду того, что клиент потворствовал своим фобиям и негативным установкам, поиск и ознакомление с данной новой, кажущейся устрашающей, информацией у него вызывало явное сопротивление и избегание. Как известно все новое и неизвестное воспринимается нами, как опасность. В данном случае, мы предполагаем, что целесообразно объяснить клиенту, почему у него происходит та или иная реакция, или же оцепенение. Данное разъяснение будет зиждется на постулате о трех центрах психики, так называемой модели тройственности ума.

5) Также коуч предлагает клиенту использовать визуализирование образа своего идеального будущего наряду с использованием аффирмаций, позитивных утверждений, которые констатируются, как уже благополучно свершившийся факт.

 Тем самым студент закрепляет результат коуч-сессий и удостоверяется в правильности и целесообразности, достигнутых им умозаключений.

В конце каждого занятия было отведено время на рефлексию, заполнялись анкеты, которые сигнализировали об изменениях внутреннего состояния участников от занятии к занятию.

Участникам давалось домашнее задание. Студентам  предлагалось вести дневник своих достижений, включающий в себя четкий план запланированных действий, которые необходимо осуществить для достижения заветных целей, и смены социокультурной среды.

Таким образом, каждое новое занятие открывалось небольшой вводной частью, в которой участники делились своими наблюдениями за собой.

Таким образом, студент обретает уверенность в себе, находит поводы гордости собой, и дополнительную мотивацию для дальнейших успехов. На протяжении курса рассчитанного на месяц, студент может обращаться к коучу с дополнительными вопросами или за дополнительной информацией.

После проведения программы были получены позитивные отклики от участников, планируется проведение программы в новой группе, онлайн формат показал свою состоятельность.

Программа повышения психологической готовности студентов к  изменениям в жизни, в том числе связанным со сменой социокультурной среды, с применением коучинговых технологий  эффективна, чему свидетельствует проведенная статистическая обработка результатов экспериментальной группы для зависимых выборок (до и после проведения программы) по t-критерию Вилкоксона по показателю адаптивности,  в частности имеется качественный сдвиг t=-2,66, что значимо при p≤0.05.

Таким образом, гипотеза в части утверждения, что  использование коучинговых технологий для усиления готовности студентов к переменам будет способствовать адаптации к новой социокультурной среде как компоненте образа будущего подтвердилась.

Проведенное эмпирическое исследование частично подтвердило выдвинутую нами гипотезу в части предположения о том, что смысложизненные ориентации взаимосвязаны с уровнем психологической готовности к смене социокультурной среды. Гипотеза в данной части частично подтверждена на выборке студентов бакалавров в возрасте 21-23 лет.

Гипотеза в части утверждения, что использование коучинговых технологий для усиления готовности студентов к переменам будет способствовать адаптации к новой социокультурной среде как компоненте образа будущего подтверждена полностью.

Программа  повышения психологической готовности студентов к  изменениям в жизни, в том числе связанным со сменой социокультурной среды, с применением коучинговых технологий  эффективна, что доказано с помощью статистической обработки результатов экспериментальной группы для зависимых выборок (до и после проведения программы) по t-критерию Вилкоксона по показателю «адаптивности».

Считаем, что существует обширная перспектива дальнейшего исследования заявленной темы. Ввиду различных обстоятельств, конкуренции, потребительского спроса на определенные виды профессий, а также ввиду геополитических событий, грядущих за ними изменений, продиктованных нынешней достаточно скоротечно трансформирующейся реальностью, различными непредвиденными и непрогнозируемыми форс мажорными обстоятельствами, пандемией, природными катаклизмами, и т.д.,  соответственно у студенческого общества, возникают дополнительные поводы опасения, тревоги, различных страхов; таким образом, отслеживается неотложная необходимость адаптироваться, в том числе психологически, находить новые возможности, определять и сверяться со своими смысложизненными ориентациями, строить карьеру, реализовываться в профессиональной и личной сфере, быть готовым к изменениям, сменять социокультурную среду, познавать новую культуру, через научение новых традиций, языков, обмена опытом. Очевидно, что  формирование образа будущего через призму образования, приобретения новых навыков и компетенций, преодоление психологических барьеров в ходе смены социокультурной среды, может стать залогом успешного налаживания межкультурной сензитивности, и как следствие улучшение межкультурной коммуникации и дипломатических связей на мировой арене.

Список литературы

  1. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве URL: http://psyjournals.ru/articles/d7598.shtml (дата обращения: 10.11.2022).
  2. Кузнецов А.М. Современные научные представления о социально-профессиональной мобильности // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность : Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 13–14 февраля 2020 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020.– С. 132-135.
  3. Почебут Л.Г.Социальная психология. –М: Питер, 2010.– 665 с.
  4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности психология. –М.: Аспект Пресс, 2014. – 350с
  5. Федорова Е. П. Образ жизни и проблема готовности к его изменению: взгляд с позиции системной антропологической психологии// Исследователь/Researcher.– 2020.– № 4(32). – С. 122-134.
  6. Левкова Т.В. Образ будущего у современных студентов в аспекте жизненных смыслов личности // Современные тенденции развития системы образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 16 июня 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 173-179.
  7. Мазур Е. Ю. Психологические аспекты социальной мобильности современной молодежи// Общество: социология, психология, педагогика.– 2020. – № 5(73). – С. 102-106.
  8. Батурина Н.В. Влияние особенностей личности на готовность к жизненным переменам // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2(204). – С. 477-484.
  9. Володина С.А. Смысложизненные ориентации как ресурс жизнестойкости личности // Психология жизнеспособности личности: научные подходы, современная практика и перспективы исследований : Материалы методологического семинара, Москва, 18 декабря 2020 года / Отв. редактор Е.Ю. Бекасова. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 86-91.
  10. Володарская Е.А., Гасимов, А.Ф. Индивидуально-характерологические аспекты психологической культуры студентов дистанционной и очной форм обучения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.).Том 4. – № 4. С. 67-83
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary