Японский веер, как объект в дизайне

Японский веер, как объект в дизайне

В статье анализируется, как из предмета, использовавшегося для того, чтобы подчеркнуть социальный статус его владельца, японский веер стал элементом декора интерьера.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

На сегодняшний день это предмет, который мы можем использовать для обдувания лица, шеи и плеч. Это удобный, хотя и несколько старомодный аксессуар, который известен давно. Но откуда же берет своё начало этот аксессуар? Он берет своё начало из Китая, который впоследствии был привезён в Японию в качестве подарков от китайского двора японскому, и который предназначался как женщине, так и мужчине. В прошлом веер впервые использовался представителями высших социальных слоёв, таких как аристократы или самураи, и использовался для того, чтобы подчеркнуть социальный статус его владельца. Первые японские ручные веера датируются 6 веком нашей эры в Фукуоке.

В то время веер представлял собой не что иное, как большой экран с неподвижной ручкой, его даже нельзя было сложить. Но, начиная с 7-го века, японцы разработали складную конструкцию под названием Сэнсу (扇子), который мы знаем сегодня, как наиболее традиционный.

В период Хэйан (с 794 по 1185 г.) веера были предназначены не для всех, и только аристократы могли позволить себе носить их. Тем не менее, чтобы быть уверенным, что это правило соблюдается всеми, была введена законодательная программа использования веера, ограничивающая использование традиционного аксессуара только определёнными социальными классами. 
Помимо того, что это был социальный аксессуар, предназначенный для самых именитых, японские веера также были важным аксессуаром японского традиционного искусства. От японского театра «Но» до Кабуки, ни один артист не мог выступать без веера. Веер использовался актёром, чтобы подчеркнуть почти каждый жест на протяжении всей действия и показать зрителям, посредством манипуляций и символического значения, что происходит.

Только в период Эдо (с 1603 по 1868 г.) использование японских вееров было демократизировано. Теперь веерами могли пользоваться все сословия. А после того, как Япония перестала быть самоизолированной, она начала экспортировать этот аксессуар по всему миру.
Существует три основных типа японских вееров. Большинство домашних вееров бывают в двух формах: Утива или Сэнсу, у каждого из них различное применение. Третий тип – военный веер.

Веер Утива классифицируется как японский, но считается, что он был создан в Китае. Утива представляет собой веер-лепесток (опахало), сделанный из цельного куска дерева или из проволочного каркаса, обтянутого шёлком. Они использовались в качестве ручного веера или в декоративных целях.

Сенсу – это складные веера, разновидности которых развились исходя из веера формы Утива. Их размеры были в пределах от 18 до 20 см для женщин и от 23 до 24 см для мужчин. Дизайн таких вееров восходит к периоду Хэйан (с 794 по 1185 г.). Оригинальный веер был сделан из складной бамбуковой рамы, покрытой японской бумагой васи. 
Военные веера со временем разделили по функциям. Появились сигнальные, боевые и комбинированные — ими можно было как сражаться, так и использовать по прямому назначению, то есть обмахиваться.

Гунсен (военный веер) был складным веером, используемым генералами, самураями и придворными чиновниками, как принято считать, не как оружие, а как средство сигнализации во время боя. Палочки были покрыты чёрным лаком, с бронзовыми или железными щитками, которые поддерживали тяжёлый бумажный лист, на котором было изображено устройство солнца или луны. 
Тессен – складывающийся веер с внешними пластинами из железа, который выглядел как обычный, безобидный складной веер. Состоял из 8-10 пластин. «Железный веер». Был двух видов: состоял из связанных между собой металлических пластин с заточенными краями, или выглядел как обычный веер, но ребра делались из железа и тоже остро затачивались. Самурай мог носить его в местах, где мечи или другое оружие не было разрешено. 
В настоящее время веер также стали использовать как с. Японцы, чтобы индивидуализировать и привлечь внимание к пространству в своём интерьере, вносят в него какой-либо элемент, чаще всего произведение искусства. В своих жилищах они уделяют особое внимание созданию умиротворенной и гармоничной атмосферы, обеспечивающей единство тела и духа. В дизайне интерьера, выполненном в данной стилистике, ощущается утонченность японской философии, которая любыми способами напоминает, как важна гармония между природой и человеком. Стремясь к такой же гармонии, веер стали использовать и в других странах. Но не только это послужило толчком к использованию веера в интерьере за рубежом. Основной причиной является распространение китайского учения, которое именуется «фэн-шуй». Этот талисман для последователей практики фен-шуй является не просто пережитком прошлого или обычным украшением дома. По сей день считается этот атрибут защищает жилище от злых духов и негативных потоков, людей в нём от недобрых мыслей или деяний, привлекает положительную энергию, восстанавливает энергетический баланс. В интерьерах, как правило, используется большой настенный веер, но также вешают и маленький талисман. Выбор размера зависит от габаритов комнаты, в которой он будет находиться.

Применяются в интерьере и зеркала в виде веера, а также картины с его изображением. Но они в первую очередь выполняю декоративную функцию.

 

Список литературы

  1. https://www.fancircleinternational.org/history/japanese-fans/
  2. https://daohotei.com/dom/vybor-i-razmeshhenie-veera-na-stene#i

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary