Введение
Профессиональное выгорание личности на сегодняшний день отмечается у многих специалистов различных специализаций, возникает в результате нервных перегрузок в трудовой деятельности, при недостатке внутренних ресурсов. Переход мастера ногтевого сервиса от ремесленника к предпринимательской деятельности, где специалист переходит от ручного труда к умственному, в виде построения бизнес - моделей является сложным и переломным, так как зачастую проходит на фоне выгорания специалиста.
Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня профессионального выгорания и личностной и профессиональной мотивации и разработать коучинговую программу по повышению мотивации.
Материал и методы исследования:
Профессиональное выгорание изучали зарубежные и отечественные учёные, исследователи такие как: Н. Е. Водопьянова, К. Маслач, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др.
Кристина Маслач описала выгорание личности с точки зрения эмоционального истощения, деперсонализации и снижение ощущения личной удовлетворенности, связанной с работой, жизненными обстоятельствами. В 1981 г. Маслач и Сьюзан Джексон опубликовали инструмент для оценки эмоционального выгорания. Этот инструмент получил название Инвентаризация выгорания Маслача (МБИ) [5, c. 3].
Исследователь, учёный B.B. Бойко пишет о выгорании на профессиональном фоне в рамках функции защиты, которая срабатывает в момент исключения раздражающих эмоций, действий, что приводит в равнодушию, апатии [2].
С.Л. Рубинштейн отмечает, что наиболее значимым для профессионального выгорания будет стресс. Он приобретается в трудовой деятельности в рамках физических или психических нагрузках, которые приводят к нервному срыву. В стрессе могут проявляться перепады настроения, раздражительность, гнев, плаксивость и т.д. [7].
В.В. Бойко выделял три фазы эмоционального выгорания личности [2]:
1) Эмоциональное истощение – выражается в виде утомления, эмоциональной истощённости, апатии;
2) Деперсонализация – проявляется в виде формального отношения в рабочим компетенциям, нежелания вступать в коммуникацию с коллективом, невозможность идентификации себя со своей профессией;
3) Редукция личных достижений – по данной шкале можно выявить уровень позитивного или негативного отношения к работе, веру в свои возможности, умение выходить из конфликтов.
Применение программы коучинга в профессиональном определении специалиста закладывается из особенностей трактовки понятия развитие, самоопределение, и мотивации, изучаемые как сложный динамический процесс формирования личностью системы профессионально-трудовых, личностных компетенций, овладение и совершенствование которыми создаст возможности действовать в условиях новых социальных и культурных условий, смело принимать решения и брать ответственность.
Развитие синдрома эмоционального выгорания приводит к возникновению многочисленных симптомов, представленных пятью основными группами [3; 8]:
1. В первую группу входят физиологические нарушения, которые проявляются в слабости, быстрой утомляемости, нарушениях пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, снижении активности, общем ухудшении самочувствия;
2. К основным симптомам эмоциональной группы относится агрессивность и цинизм, сотрудник ощущает свою беспомощность, пессимизм становится практически постоянным;
3. Поведенческие аспекты находят свое отражение в повышенной импульсивности, отсутствии активности, постоянной усталости;
4. На когнитивном уровне отмечается ригидность мышления, трудности с поиском альтернативных путей решения профессиональных и личностных задач, большинство решений носит шаблонный характер, реализация профессиональной деятельности носит формальный характер. Эмоциональное состояние апатичное.
5. В пятую группу объединены социальные признаки: индивид стремится к одиночеству, реже идет на контакты, меньше времени уделяет хобби и увлечениям.
Таким образом, несмотря на негативное влияние всех приведенных психологических состояний на личность, схожесть отдельных аспектов, профессиональное выгорание представляет собой сложное психологическое явление, феномен, симптомокомплекс, интегрирующий в своих рамках признаки всех приведенных анормальных психологических состояний, отличающийся от них по характеру необратимости, устойчивости во времени [1].
Выделяют факторы внешних и внутренних данных, которые приводят к эмоциональному выгоранию. Так под внешними могут определяться общение и речевая деятельность, которая будет иметь негативные последствия, вносить дисбаланс в жизнь человека. Н.С. Пряжников отмечает, что такое состояние может выражаться в виде общения и взаимодействия на повышенных тонах, либо личной неприязни к какому-либо сотруднику. Важно отметить, что сотруднику, который специализируется на профессиональной деятельности в общении с большими массами населения стоит постоянно получать эмоции взамен, делить мыслями, создавать благоприятную сферу для работы [6].
Одним из важных факторов, способствующего формированию профессионального выгорания, является низкая мотивация. Т.О. Гордеева отмечает, что проблемы, связанные с мотивацией персонала, достаточно сложно определить и проанализировать. Существует множество подходов к рассмотрению данного понятия, однако можно выделить наиболее общее определение мотивации в контексте выполнения рабочих компетенций, которые в момент профессионального выгорания снижены, человек не имеет мотивации продуктивно выполнять профессиональные обязанности [4].
Исходя из такой тенденции, нами было принято решение провести эмпирическое исследование специалистов сферы услуг по ногтевому сервису. Нами проведено эмпирическое исследование по взаимосвязи профессионального выгорания и уровня мотивации среди мастеров ногтевого сервиса. На них была апробирована авторская программа бизнес-коучинга «VIKTORI». По мнению автора статьи, программа бизнес-коучинга направлена на то, чтобы сделать профессиональный путь развития специалиста сферы услуг комфортнее, интереснее, помочь повысить мотивацию для развития и работы.
Результаты исследования и их обсуждение
В исследовании принимали участие 50 человек – 2 группы женщин. 1 группа – 25 специалистов, которые имеют профильное образование, стаж от 5 до 10 лет, 2 (контрольная) группа - 30 специалистов с профильным образованием, со стажем от 5 до 10 лет. Испытуемые выбраны в возрасте от 25 до 45 лет с разным социальным и семейным статусом. Эмпирическое исследование проводилось в дистанционном формате, как и сама программа бизнес-коучинга.
Исследование было проведено по следующим методикам:
1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
2) Методика достижения успеха и избегания неудач Т. Элерса.
3) Методика оценки мотивации В.И. Герчикова.
Удалось установить, что на констатирующем этапе были получены следующие результаты. Все фазы эмоционального выгорания у двух групп: напряжения, резистенции и напряжения на стадии формирования, некоторые респонденты имеют очень высокий уровень эмоционального выгорания, что говорит уже о психических нестабильностях, грандиозных проблемах, которые не только мешают человеку жить, но и дезориентируют его в обществе, на работе, приводят к постоянным нервным срывам. У тех, у кого стадии формируются, отмечены также перепады настроения, плохой сон, постоянные панические атаки, которые то и дело возникают в жизни, головная боль и плохое самочувствие не дат нормально работать, общаться с семьей таким респондентам. На стадии формирования фазы не являются критическими, но уже мешают нормальной функциональности всех систем организма, причиняя неудобства всем испытуемым. Лишь малая доля респондентов имеют не сформированные фазы, что говорит об их психологической стабильности.
Также, выявлены до проведения программы по уровню мотивации на успех всего 16% высоких баллов у экспериментальной группы и 12% высоких баллов у контрольной группы. Большинство респондентов двух групп имеют средний уровень: 56% средний баллов в экспериментальной группы и 64% - у контрольной группы.
А также мотивация на неудачу сформирована на высоком уровне по 48% респондентов экспериментальной и контрольной группы, а также обе группы набрали 52% средних баллов. Всё это показывает, что избегание неудач подталкивает людей совершать необдуманные поступки, рисковать, сомневаться в себе, бояться новых возможностей, стараться не выделяться, чтобы не встретиться с трудностями.
И по методике оценки мотивации группы до программы показали результат: высокие баллы в экспериментальной группе преобладают по шкале Инструментальный тип (у 28% испытуемых), что говорит о желании испытуемых зарабатывать, не взирая на трудности рабочего процесса, обстоятельства, т.е. если работа будет хорошо оплачена, то они могут справиться с трудностями на рабочем месте.
У контрольной группы преобладает шкала Хозяйский тип (у 24% испытуемых), что говорит о желании выполнять свои трудовые обязанности ответственно, самостоятельно, такие сотрудники имеют высокую работоспособность, включённость в общее дело, не взирая на оплату труда, они часто инициативны и коммуникабельны. Другие шкалы двух групп не ярко не выражены.
Получив достаточно невысокие результаты по всем методикам, было принято решение внедрить программу бизнес-коучинга «VIKTORI». Программа разделена на этапы:
V - 1 этап: Поиск и постановка истинной цели.
I - 2 этап: Поиск и подбор механизмов мотивации.
K - 3 этап: Выявление желаний.
T - 4 этап: Выявление возможностей.
O - 5 этап: Соединение желаний и возможностей.
R - 6 этап: Определение скелета плана действий
I - 7 этап: Доработка и улучшение плана действий.
В авторской программе коучинга по модели «VIKTORI» специалист сферы услуг задействует собственные ресурсы для создания профессиональных проектов, таких как: открытие студии с сотрудниками, открытие собственного кабинета, наставническая деятельности, ведения блога и т.д. Также укрепляет в себе самом механизмы долгосрочной самомотивации, приходит к самоопределению себя как специалиста, выстраивает и прописывает пути своего профессионального развития как руководителя, предпринимателя. Время групповой коучинговой сессии встречи 90 минут.
В программе «VIKTORI» использовались следующие коучинговые методики:
- Постановка цели по модели «SMART».
- Работа с истинными целями по модели «HARD».
- Модель «Окно Джохари» для выявления собственных возможностей, принятия собственных страхов.
- Составление финансового плана, а также плана личностного развития.
По итогу проведённой программы применялось повторная диагностика. Так, у экспериментальной группы улучшились показатели, снизились шкалы эмоционального выгорания, многие из них перешли в стадию не сформированности, что говорит о продуктивности проведённой программы бизнес-коучинга. Так, фаза Напряжение не сформирована на контрольном этапе у 52% испытуемых, фаза Резистенции не сформирована у 44% респондентов, и фаза Истощения не сформирован у большинство испытуемых экспериментальной группы – 88%. Положительные показатели сказываются и на самочувствии и настроении респондентов в гармоничном ключе.
По методике достижения успеха у экспериментальной группы появились также положительные изменения: 4% испытуемых набрали очень высокие баллы, а также 60% набрали высокие баллы, которых не было на констатирующем этапе исследования.
Результаты мотивации избегания неудач показали, что всего 8% испытуемых остались на высоком уровне, а также 72% респондентов набрали средние баллы, что показывает снижение уровня избегания неудач и взятие контроля пусть и не всех делах, но в большинстве из них, ответственности за свои действия, взаимодействие с окружающими, налаживание контактов, решение конфликтных ситуаций.
По оценке мотивации сотрудников было выявлено, что на контрольном этапе больше развит смешанный тип мотивации личности: Инструментальный, Профессиональный, а также повысился уровень Хозяйского типа. Это говорит о включении в процесс работы, желание развиваться по карьерной лестнице, выполнять необходимые компетенции для своего бизнеса.
Для выявления связи между показателями эмоционального выгорания и мотивацией достижения/избегания неудач, а также типов выраженности профессиональной мотивации использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Выявлена только одна связь показателя резистенции с мотивацией достижения успеха. Значит, чем выше уровень мотивации достижения успеха, тем выше показатель резистенции. Связь выявлена умеренная (на уровне значимости р<0,05), (табл. 1).
Таблица 1
Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена как связи между показателями эмоционального выгорания (методика В.В. Бойко) и показателями мотивации достижения успеха/избегания неудач (методика Т. Эйлерса) оценки мотивации (методика Геррчикова) на констатирующем этапе N=50
Показатели мотивации (Методики Элерса и Герчика) | Показатели эмоционального выгорания (В.В. Бойко) | |||
Напряжение | Резистенция | Истощение | Общий индекс эмоционального выгорания | |
Достижение успеха | -0,14 | 0,329* | 0,00 | 0,09 |
Избегание неудач | -0,15 | 0,14 | 0,02 | -0,03 |
Инструментальный тип мотивации | -0,17 | -0,15 | -0,17 | -0,25 |
Профессиональный тип мотивации | 0,18 | 0,03 | 0,17 | 0,16 |
Патриотический тип мотивации | 0,06 | 0,05 | -0,17 | 0,03 |
Хозяйский тип мотивации | 0,05 | 0,16 | 0,22 | 0,21 |
Люмпенизированный тип мотивации | 0,00 | -0,13 | 0,00 | -0,08 |
Также приведём результаты корреляционных связей контрольного этапа (табл. 2).
Таблица 2
Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена как связи между показателями эмоционального выгорания (методика
В.В. Бойко) и показателями мотивации достижения успеха/избегания неудач (методика Т. Эйлерса) оценки мотивации (методика Геррчикова) на контрольном этапе N=50
Показатели мотивации (Методики Элерса и Герчика) | Показатели эмоционального выгорания (В.В. Бойко) | |||
Напряжение | Резистенция | Истощение | Общий индекс эмоционального выгорания | |
Достижение успеха | -0,587** | -0,476** | -0,587** | -0,608** |
Избегание неудач | 0,280* | 0,455** | 0,453** | 0,421** |
Инструментальный тип мотивации | -0,03 | -0,06 | 0,06 | -0,04 |
Профессиональный тип мотивации | -0,24 | -0,314* | -0,316* | -0,328* |
Патриотический тип мотивации | -0,08 | -0,11 | -0,13 | -0,08 |
Хозяйский тип мотивации | 0,17 | 0,25 | 0,26 | 0,23 |
Люмпенизированный тип мотивации | -0,02 | 0,01 | -0,05 | -0,01 |
Стадии выгорания напряжение, резистенция и истощение, а также общий показатель эмоционального выгорания связаны тесно обратно-пропорционально с мотивацией достижения успеха и напрямую с мотивацией избегания неудач. Следовательно, чем ниже уровень сформированности стадий эмоционального выгорания, тем выше мотивация достижение успеха, и тем ниже мотивация избегания неудач.
Фазы резистенции и истощения, а также общий уровень эмоционального выгорания обратно пропорционально связаны с выраженностью профессионального типа мотивации. А значит, чем выше выраженность резистенции, истощения и общего уровня эмоционального выгорания, тем ниже выраженность профессионального типа мотивации у работников сферы услуг, и наоборот.
Выводы исследования
В ходе исследования выявлено, что профессиональное выгорание у специалистов сферы услуг происходит в основном из-за естественных потребностей человека в желании безопасности и развития в профессиональном плане, признании и общей гармонии. Разработанная программа бизнес-коучинга «VIKTORI» направлена на формирование мотивации, а также на построение плана профессионального пути развития. Во время прохождения коучинговой программы у специалистов сферы услуг формируется стабильная мотивация и самомотивация и видение возможных путей развития и реализации. Коучинг-программа работает, она смогла скорректировать и снизить уровень эмоционального выгорания специалистов, а также повысить их мотивацию, уверенность в себе, целевых установках. Гипотезы исследования подтвердились: специалисты сферы услуг приходят к профессиональному выгоранию и снижению мотивации к профессиональной деятельности. Данная проблема решилась применением авторской коучинговой программы «VIKTORI».
Список литературы
- Блинков А. Н., Лебединцева О. И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) // Акмеология. 2018. № 1 (65). С. 27-32.
- Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. СПб, 2009. 278 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2022. 299 с.
- Гордеева T.O. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. M.: Cмысл, 2017. C. 91-92.
- Маслач К. Выгорание как профессиональный феномен: Международная классификация болезней / ВОЗ, 2019. С. 25.
- Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Мотивация, стимулирование, вознаграждение труда госслужащих: теоретико-методологический и прикладной аспекты // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-stimulirovanie-voznagrazhdenie-truda-gossluzhaschih-teoretiko-metodologicheskiy-i-prikladnoy-aspekty (дата обращения: 03.12.2022).
- Рубинштeйн C.Л. Основы общей психологии. CПб: Питер, 2019. 720 c.
- Солощенко И.М. Синдром эмоционального выгорания личности: сущность, причины возникновения, симптомы и формы проявления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-lichnosti-suschnost-prichiny-vozniknoveniya-simptomy-i-formy-proyavleniya (дата обращения: 03.12.2022).