ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 14.12.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются основные понятия инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, а также особенности ее проведения.

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Как правило, инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками проводится:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • на отчетные даты для проверки и корректировки сумм резерва по сомнительным долгам. В этом случае сроки и порядок инвентаризации устанавливает руководитель своим приказом. [3]

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками необходима для подтверждения правильности отражения в бухучете сумм на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». [1]

Инвентаризационная комиссия, назначенная руководителем организации, должны сделать следующее:

  • проверить правильность отражения сумм на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на основе документов (договоров, накладных, платежных поручений, счетов-фактур и т.д.);
  • выявить тех контрагентов, с которыми есть разногласия по величине задолженности, при необходимости провести с ними сверку. Если прийти к согласию не получилось, в бухучете продолжает числиться та сумма долга, которую организация считает правильной;
  • выявить сомнительную дебиторскую задолженность, то есть ту, которая не погашена в срок и ничем не обеспечена. В отношении такой сомнительной задолженности проверить наличие и правильность созданного резерва по сомнительным долгам; [4]
  • выявить нереальную ко взысканию дебиторскую задолженность. Это могут быть долги, по которым истек срок исковой давности, либо по которым контрагент исключен из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и т.д.;
  • проверить списанную дебиторскую задолженность, учтенную за балансом. Это необходимо, чтобы понять, не нужно списать этот долг с забалансового учета либо наоборот восстановить и отразить в балансе. Например, списанная задолженность может быть восстановлена, если по ней заново начал течь срок исковой давности.

По итогам инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками оформляется:

  • или инвентаризационный акт или опись по самостоятельно разработанной форме, утвержденной приказом руководителя;
  • или акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме ИНВ-17. [2] Подробнее о заполнении акта ИНВ-17 читайте в отдельной консультации.

Недостаток унифицированной формы акта ИНВ-17 в том, что в нем нельзя отразить сведения о резерве по сомнительным долгам. То есть для отражения результатов инвентаризации резерва придется заполнять дополнительный документ по самостоятельно разработанной форме.

Обычно расхождения между данными бухучета и данными контрагентов возникают из-за ошибок, допущенных в учете. Поэтому, в первую очередь, необходимо исправить такие ошибки путем доначисления или сторнирования каких-либо сумм. Например, если была занижена сумма выручки, то нужно сделать доначисление выручки на недостающую сумму.

Если в ходе инвентаризации выявлена дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, ее нужно списать с баланса следующей проводкой:

  • дебет счета 91-2 «Прочие расходы» – кредит счета 62, если под этот долг не создавался резерв по сомнительным долгам либо резерва недостаточно;
  • дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» – кредит счета 62, если резерв был создан.

Если необходимо скорректировать резерв сомнительных долгов, отраженный на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», то сделайте проводки:

  • дебет счета 91– кредит счета 63 – увеличен резерв по сомнительным долгам;
  • дебет счета 63 – кредит счета 91-1 – уменьшен резерв по сомнительным долгам.

Из всего этого можем сделать следующий вывод. Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете занимает немаловажное место. Ее изучение для бухгалтера является одной из приоритетных тем на сегодняшний день.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)
  2. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»
  3. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598)
  4. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее