Зубочелюстные аномалии

Зубочелюстные аномалии

Появление аномалий зубов, чаще всего можно наблюдать в детском возрасте. Самая главная задача родителей во время их выявить и обратиться за помощью к специалистам. Для выявления зубочелюстных аномалий проводится диагностика и назначается специальное лечение, согласно определённому типу аномалии.

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

Различные аномалии зубочелюстной системы были известны еще в древности. На данный факт указывают примитивные ортодонтические приспособления, принадлежащие древних этрускам и грекам, которые были найдены во время археологических раскопок.

Имеются сведения о том, что в древние времена изготавливались и специальные приспособления, которые использовались для «регулировки» зубов.

После 1850 года были написаны первые труды, в которых говорилось об ортодонтии как о науке. Впервые существующие зубочелюстные аномалии удалось классифицировать в первой половине 19-ого века. Такие специалисты как Велькером, Кнейзелем, Ведлем и другие особо пристальное внимание уделяли чаще всего неправильному положению передних зубов. Данный период развития этой науки получил название «доэнгелевский».

Уже в 1889 году американский ученый Энгль выделил 7 разновидностей аномалий положения зубов. Этот же специалист проанализировал нарушения смыкания боковых зубов.

Стремительное развитие данного раздела стоматологии началось только во второй половине 20-ого века. На сегодняшний день в основе ортодонтии лежит такое понятие как «норма». Именно к индивидуальной норме стремится каждый специалист данной области, проводя то или иное выбранное им лечение.

Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний челюстно-лицевой области. По данным Е.В. Удовицкой с соавт. (1983), функциональные и морфологические отклонения обнаружены у 75% трехлетних детей и по распространенности превышают частоту кариеса и других стоматологических заболеваний в этом возрасте.

По данным Т.Ф. Виноградовой с соавт. (1987), у детей 3 лет сформированные аномалии развития зубочелюстной системы выявлены в 48% случаев.

Частота морфологических нарушений зубочелюстной системы у школьников составляет около 50%. Пороки развития зубочелюстной системы, в том числе расщелины твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка, выявляются с частотой 1:1000 у новорожденных, и отмечается тенденция к их увеличению.

Данные о распространенности зубочелюстных аномалий часто различны, а иногда противоречивы. Некоторые исследователи считают, что их частота выше у дошкольников, но большинство отмечают их увеличение с возрастом (КаламкаровХ.А. с соавт., 1973).

 

Этиология и патогенез. 

Формирование жевательно-речевого аппарата идет в тесной связи с формированием целого организма человека. Его развитие идет, начиная с 5-й недели эмбрионального периода, в момент закладки первых зачатков молочных зубов, и завершается около 18-20 лет в зрелом возрасте. По этиологии и патогенезу формирования зубочелюстных аномалий можно выделить два периода: 1) внутриутробный – нарушения развития больше зависят от состояния матери, чем от внешних факторов; 2) постнатальный – внешние воздействия значительно влияют на развитие патологий зубочелюстных аномалий. Во время беременности имеет место быть – механическая травма плода. Посредством того, что на последних сроках беременности количество околоплодной жидкости уменьшается, то происходит давление частей плода. Обычно ноги и руки плода, находящиеся возле головки, при давлении образуют различные деформации, и нарушается дальнейшее развитие челюстно-лицевой области. Все заболевания матери, а особенно заболевания такие, как сифилис, туберкулез, хронические отравления никотином и алкоголем, наркотическими и токсическими веществами, заболевания эндокринной системы могут привести к нарушению развития плода и челюстно-лицевой области. Клинические наблюдения показывают, что некоторые аномалии прикуса могут возникнуть вследствие нарушенного носового дыхания. Челюсти не сомкнуты при ротовом дыхании (больше высоты физиологического покоя). Язык не контактирует с небом, формируется пустующее пространство, пропускающее воздух через ротовую полость. Так как ротовое дыхание ведет к разрозненности действия губных мышц, мышц щек, таким образом, язычные мышцы теряют свое необходимое давление на верхнюю челюсть, деформируя ее. Прогнатический прикус чаще всего встречается при различных степенях нарушения носового дыхания. Последствия раннего удаления зубов. Потеря временных зубов раньше, чем за 1 год до периода их физиологической смены считается преждевременной. Если в зубном ряду отсутствует один зуб, зубной ряд сокращается и промежуток закрывается. По последним данным, пассивное мезиальное перемещение боковых зубов является феноменом только постоянных моляров. Основной причиной мезиального перемещения моляров является мезиальный наклон этих зубов при прорезывании, например, при раннем удалении временных моляров. На основе экспериментов было установлено, что окклюзионные силы не вызывают мезиального перемещения боковых зубов, а наоборот, препятствуют ему. Иными словами, пассивное перемещение моляров в мезиальном направлении шло бы быстрее без окклюзионного контакта, чем при его наличии. При ранней потери временного первого моляра или клыка также появляется тенденция к закрытию промежутков. Это закрытие происходит в первую очередь по причине дистального сдвига резцов, а не мезиального сдвига боковой группы зубов. Мезиальное пассивное смещение постоянного первого моляра после ранней потери второго временного моляра может в значительной степени способствовать развитию скученности зубов в боковом отделе. То есть это может являться причиной скученности и неправильного расположения премоляров. Мезиальное или дистальное смещение зубов может комбинироваться с поворотом вокруг своей оси, оральным или вестибулярным наклоном. Каждый вид перемещения зубов имеет клинические особенности, знание которых помогает разработать рациональную тактику ортодонтического лечения в каждом конкретном случае. В первые годы жизни ребенка происходит выраженный рост челюстных костей, при этом каждый зуб, включая и временные зубы, играет важную роль в этом процессе. Через них передается нагрузка на костную ткань, что стимулирует рост челюстей. Кроме того, временные зубы резервируют место в челюстных костях для последующих постоянных зубов. В результате ранней потери временных зубов данные процессы нарушаются и зубной ряд сокращается. Ортодонтическое лечение. После ранней потере временных моляров возникает вопрос о восстановлении непрерывности зубного ряда, что является важным фактором снижения риска развития зубочелюстных аномалий. Для устранения неблагоприятных последствий потери временных зубов необходимо объективно оценить клиническую ситуацию и выбрать конструкцию ортодонтического аппарата для стабилизации окклюзии и нормализации миодинамического равновесия. Необходимо полное стоматологическое обследование пациента, состоящее из трех основных компонентов: 1. Опрос пациента и его родителей. Необходимо уточнить главную причину обращения к врачу-ортодонту, что более всего беспокоит пациента и его родителей, и какой результат ожидает получить пациент и его родители после ортодонтического лечения. Необходимо уточнить причину удаления временных зубов, спросить родителей о наличии вредных привычек у ребенка (сосание языка, губы, пальца), а также проводилось ли ранее ортодонтическое лечение и в каком объеме. 2. Клинический осмотр пациента. Клинический осмотр необходимо начинать с оценки общего физического развития. Особое внимание необходимо уделить осанке. У подавляющего большинства детей с аномалиями окклюзии имеются также нарушения осанки в различных отделах позвоночника. Производится визуальная оценка лица пациента, определение типа профиля и особенности движений нижней челюсти при различных функциональных пробах. Затем необходимо осмотреть полость рта пациента, оценить окклюзию зубных рядов, особенности прикрепления уздечек, размер преддверия полости рта. 3. Данные дополнительных методов обследования, включающих антропометрическое исследование моделей челюстей, фотометрию, анализ рентгенограмм. При изучении ОПТГ определяют состояние костной ткани, количество и расположение зачатков постоянных зубов, оценивают прослеживается ли костная ткань в области оболочек фолликулов постоянных зубов, которая может быть повреждена в результате воспалительного процесса или во время проведения операции удаления временного зуба. Таким образом, при проведении ортодонтического лечения главная задача врача заключается в сохранении места в зубном ряду для последующего прорезывания постоянных зубов и предотвращении смещения зубов в сторону дефекта.

Заключение

Появление аномалий зубов, чаще всего можно наблюдать в детском возрасте. Самая главная задача родителей во время их выявить и обратиться за помощью к специалистам. Для выявления зубочелюстных аномалий проводится диагностика и назначается специальное лечение, согласно определённому типу аномалии. 

Для исправления аномалий зубов применяются пластины или кламмеры. Такие аппараты для детей обычно являются съемными.

Для взрослых применяются несъемные кламмеры. Иногда зуб, положение которого особенно неправильно, приходится удалять. В сложных случаях применяется операция.

Родители должны постоянно следить за ростом зубов ребенка. Симптомы аномалии зубов - неправильность зубных дуг, слишком большие промежутки между зубами, нарушения прикуса и т. п.

Если заметили деформацию зубов у ребенка, необходимо как можно скорее обратиться к квалифицированному стоматологу или врачу-ортодонту.

Если ребенок маленький, стоматолог посоветует родителям, как отучить малыша от сосания пальца или соски. Приблизительно в 10-12-летнем возрасте для исправления аномалий применяются специальные кламмеры, брекеты, пластины. В сложных случаях пациента направляют к врачу-ортодонту.

 

Список литературы

  1. Травматология и ортопедия: Учебник для студ. высш. учеб.заведений/ Г.М. Кавалерский, Л.Л. Силин, А.В. Гаркави и др.; Под ред. Г.М.Кавалерского – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 604 с.
  2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие – 6-е изд., перепаб. и доп. – М. МЕДпресс-информ, 2010. – 928с.
  3. Пропедевтическая стоматология: Учебник для медицинских вузов/ Под ред. Э.А.Базикяна. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 768с.
  4. Иванова Д.В., Серова Н.С., Соколина И.А. Значение мультиспиральной компьютерной томографии в диагностике аномалий зубов // Материалы VI Всероссийского национального конгресса лучевых диагностов и терапевтов «Радиология-2012». – М., 2012. – С. 220-221.
  5. Серова Н.С., Слабковская А.Б., Иванова Д.В. Возможности современных методов лучевой диагностики в планировании лечения пациентов с аномалиями зубов // Научно-практический журнал «Врач-аспирант». – 2012. – № 3.1(52)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary