Административно-правовые аспекты защиты конкуренции

Административно-правовые аспекты защиты конкуренции

Известным стимулирующим развитие рыночных отношений явлением выступают конкуренция, а равно конкурентные отношения между хозяйствующими субъектами, выступая своего рода основой экономики рыночного типа. Конкуренция регламентируется нормами специального антимонопольного законодательства, среди основных целей регулирования которого поддержка и развитие рассматриваемого института, а равно обеспечение добросовестной конкуренции и эффективности рыночных отношений. Нормы антимонопольного законодательства являются составной частью административного права, посредством положений которого среди прочего устанавливается и привлекается к ответственности нарушители антимонопольного законодательства, что позволяет признать рассматриваемый административно-правовой механизм основным инструментом обеспечения и защиты конкуренции. 

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 13.12.2022

Поделиться

Прежде чем перейти к анализу административно-правовых аспектов защиты конкуренции следует определить, что составляет сферу ее защиты -  это деятельность уполномоченных административных органов, равно хозяйствующих субъектов по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, которая законодательно запрещена российским законодательством. Режим защиты и обеспечения конкуренции регламентируется нормами административного законодательства, реализуется в установленных административных процедурах в сфере функционирования исполнительной власти [4, с. 87].

Как представляется основные аспекты административно-правового режима развития, обеспечения и защиты конкуренции содержатся в нормах антимонопольного законодательства, в частности в Федеральном  законе "О защите конкуренции" [1] (далее – Закон о защите конкуренции), в частности, в данном законе содержатся нормы, направленные на недопущение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, определение порядка проведения проверок хозяйствующих субъектов антимонопольными органами для установления соответствия их деятельности нормам антимонопольного законодательства, привлечение виновных лиц к ответственности.  

Как отмечалось выше, обеспечение и защита конкуренции происходит уполномоченными антимонопольными органами в рамках соответствующих административных процедур, в частности, вышеуказанным законом предусматривается: осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, что означает вступление хозяйствующих субъектов в монополистические отношения путем заключения соответствующего соглашение о разделе рынка, контроле за ценовой политикой и пр. (гл. 7 Закона о защите конкуренции); выдача предписания в в случае необходимости устранения нарушения антимонопольного законодательства либо недопустимости его нарушения (ст. 25.7, ст. 39.1 Закона о защите конкуренции)  и пр.

Следует сказать, что закрепленные в антимонопольном законодательстве вышеупомянутые процедуры административной защиты прав хозяйствующих субъектов и потребителей товаров и услуг на рынке являются эффективным способом обеспечения развития конкурентных отношений и развития рынка в нашей стране [3, с. 70].

Среди способов обеспечения и защиты конкуренции следует также назвать рассмотрение административных дел в исследуемой сфере, связанных с нарушением норм антимонопольного законодательства, по результатам чего виновные лица привлекаются к административной ответственности с назначением в отношении них предусмотренных мер административного наказания. Такие меры, безусловно, направлены на достижение целей исключения условий для становления монопольных отношений, пресечения и недопущения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, защите прав потребителя и хозяйствующего субъекта.

 Подытоживая исследование административно-правовых аспектов обеспечения конкуренции и ее защиты следует сказать, что регулирование рассматриваемого института осуществляется нормами антимонопольного законодательства, целями которого является поддержка и развитие конкуренции, недопущение появление на рынке естественных субъектов монополии, за исключением тех, деятельность которых разрешена на законодательном уровне, например, Почта России, обеспечение добросовестной конкуренции и эффективности рыночных отношений.

 Базисом данного регулирования выступают нормы административного права, которые в частности, устанавливают компетенцию управомоченных в рассматриваемой сфере субъектов, порядок создания и деятельности субъектов товарных рынков и хозяйствующих субъектов, в частности, речь идет об административной процедуре регистрации субъектов предпринимательской деятельности  и осуществлении ими хозяйственной деятельности в рамках антимонопольных правил и ограничений. Соответственно, нормы административного законодательства легально определяют порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов между собой, а также с административными органами, осуществляющие государственное управление и контроль в рамках административно-правового режима развития, обеспечения и защиты конкуренции.

Отметим, что на доктринальном уровне все чаще встречается позиция, что роль административно-правового регулирования в рассматриваемой сфере усиливается, поскольку, как показывает практика и в нашей стране, и в других экономически развитых странах, современная экономика не может существовать без государственной защиты конкуренции, поскольку участники рыночных отношений (предприниматели, потребители) не обладают тем необходимым набором методов и средств, а самое главное, властными полномочиями, которые позволяли бы им бороться с  недобросовестной конкуренцией и монополистической деятельности, предупреждать случаи нарушения антимонопольного законодательства [2, с. 27].

  Таким образом, анализ правового регулирования обеспечения и защиты конкуренции позволяет говорить о том, что в сфере антимонопольной деятельности и обеспечения конкуренции действуют также административно-правовые нормы, посредством которых осуществляются процедуры проведения соответствующего контроля и проверок за деятельностью хозяйствующих субъектов, привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих нормы антимонопольного законодательства и применения к ним мер принудительного характера. Соответственно, административное воздействие позволяет устранять факторы, влияющие на развитие необходимых конкурентных правоотношениях, и административные уполномоченные органы в своей совокупности осуществляют вышеуказанную деятельность в установленных административно-правовых формах, что обусловливает важную роль   влияния административного механизма на экономическую концентрацию. Более того, как показывает практика, экономические меры в данной области не дают необходимого результата, что предопределяет актуальность законного вмешательства государства в лице уполномоченных органов в сферу защиты конкуренции, и в связи с достаточно неблагоприятно складывающейся ситуацией в рассматриваемой сфере может потребовать усиления административно-правового регулирования.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.
  2. Дюкарев В.В., Мигачева Е.В. Экономическая концентрация под влиянием государственного администрирования // Безопасность бизнеса. 2020. N 5. С. 26 - 29.
  3. Кротов К.С. Классификация составов административных правонарушений в сфере защиты конкуренции // Административное право и процесс. 2018. N 9. С. 70 - 74.
  4. Чепурнова Н.М., Башлаков-Николаев И.В. Административно-правовой режим обеспечения конкуренции: теоретические и регулятивные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 12. С. 87 - 94.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary