Введение. Культура любого народа отражается через язык и обычаи, традиции и искусство. Большую роль в наследии играет литература, потому что она подробно описывает эпоху и быт определенного времени. К истокам мансийской литературы относятся устное народное творчество и мифология. Благодаря этим составляющим мы имеем целостное представление о духовном и материальном мире, который раскрывается через образную систему поэтики. Современная мансийская литература вместе с Ю. Шесталовым, представляла собой сложное, своеобразное, не однозначное, но очень интересное явление. Писатель ушел, творческое наследие осталось, и оно будет востребованным читателями и исследователями еще очень много лет.
Цель: проанализировать концепт «снег» в поэзии Ю. Шесталова.
Методы исследования: концептуальный анализ.
Полученные результаты. Тема, которая чаще остальных встречается в творчестве Ювана Шесталова – природа, что не удивительно, ведь природа севера очень колоритная по своему содержанию. Частые отсылки к ней и к теме своей «малой» родины заключаются в том, что все истоки зарождаются именно с родной земли. Писатель смог точно передать красоту родного края. Вспомним слова В. Косихина: «Прекрасно, что юноша закинул свои поэтические сети в тот омут, у того плеса, который ему был лучше знаком» [7, 205с]. Родина поэта – это река детства, это родные лес, небо, звери и птицы. В краях Шесталова «белым бисером звенит», «крыло вьюги пляшет, кружит», «снег хрустит, куда не встанешь», «слышен сосен сонный шорох», «звезды на снегу блистают». О снеге автор отзывается с особым теплом:
«Сияет луна - и снег неспокойно искрится» [9, 11с]; «Видишь, как они искрятся В белом пламени сугроба?» [19,149с]; «Вот снег пылает в золоченой раме» [10, 129с], снег сияет и ассоциируется со светом, пылает как солнце.
Хотя снег несет нам холод и ассоциируется с зимой, в лирике Шесталова, он приобретает иное значение:
Весь в лучистых блестках —
Так сияет ясным днем
Иней на березках. [10, 56с]
Снег, как пух песца, кружится,
Пенясь под копытом.
Нарта в три оленя мчится
По сугробам взбитым. [9, 70с]
Белоснежный пух песца в первую очередь очень красивый и очень важный для промысла коренных жителей. Сравнение снега с животным и растительным миром так же часто встречается в лирике писателя: «Белыми песцовыми снегами» [9, 23с], «Снег словно лебедь- шум» [9, 273с], «Будто снег последний, Лебеди на Север Мчатся» [9,174с], «Ты как черемуха зимой, Она и в шубке снеговой» [9, 68с].
Характерной особенностью творчества Шесталова можно назвать то, что многие его произведения начинаются с мотива стихии, в данном случае это море, то есть вода: [«Уснула под снегом река…» [11,318с], [«Как море – снег. Сугробов гребни / лежат загадками вдали» [11, 61с], Белые волны – как снежные гребни» [9, 215с]. Снег в первом случае выступает как покров, во втором случае снег служит представлением картины природы родного края.
Если рассмотреть мифологический аспект в творчестве Шесталова, можно отметить, что для мансийского народа солнце и звезды, деревья и реки, облака и снег являются одушевленными, живущими как люди или животные, которые выполняют свою функцию.
Сакральный концепт находит отражение в античной мифологии Древней Греции:
Чужой землёю заново болея,
Снегам Олимпа присягнув давно,
Я подношу к губам Гиперборея
Элладу, как священное вино. [9, 115с]
Вот идет он, Вечный Прометей,
По снегам, по топям, и по льдам, [9, 20с]
В древней Греции не было снега. Ни снег, ни холодные зимние дожди, ни зимняя одежда, ни какое-либо упоминание о холодах не встречается в мифах Эллады. Соответственно, Вечный Прометей идет по лесам севера, возможно так же трактован и снег Олимпа.
Кроме античной мифологии, сакральное значение встречается в следующих строках: «Дух мой долго спал под снегом» [9, 145с], здесь снег выступает как защитный слой, в мансийской мифологии часто стихии или предметы выступают как защитники от злых духов.
«На снегу небесном души ушедших» [9, 17с]. Небесный снег — это место, куда отправляются души после смерти, вероятнее всего Рай.
«Там наш край обетованный, Где могучи духи снега» [9, 270с], Шесталов через эти строки хочет показать величие родного края.
В некоторых стихотворениях Ювана Шесталов снег представляется дорогой:
«По сугробам пойду» [9,14с]
«Убежать по снегам
Я подарку не дам» [9, 66с]
«Зима спешит, снежком пыля» [9, 94с]
«В снегу по грудь проходит лось» [9, 194с]
«А снег идет, идет, идет» [10, 9с]
Снег является символом, олицетворяющим зиму. Концепт снега реализуется через два образа, первый: это бесконечное движение, который представлен через снегопад, цикличность. Второй образ- образ тишины, когда снег уже выпали находится в состоянии покоя.
Попробуем сравнить тему зимы в творчестве Шесталова и в русской поэзии.
Концептом “снег” в русской литературе воплощается через мотивы смерти, сна, иномирия, грезы. Для мифологического типа мышления зима - время года, ассоциирующееся со смертью, природа в этот период “умирает”, “засыпает” (“Белый снег ложится, вьется над волной, / Воздух заполняя мертвой белизной. / Вьются хлопья, вьются, точно стая птиц, / Царству белой смерти нет нигде границ”, К.Бальмонт [1, 113с]). Сон в данном случае приравнивается к смерти. Умершие, согласно мифологическим представлениям, уходят в Иной мир, откуда возвращаются с приходом Весны – нового цикла. Снег, таким образом, является вестником Иного мира: он приносит в мир сон (“Мешается, сливается / Действительность и сон…”, З.Гиппиус [4, 83с]; “Это – область чьей-то грезы, / Это – призраки и сны!”, В.Брюсов [5, 78с]). Однако все, происходящее во сне, спящий часто воспринимает как чары, волшебство, которое закончится вместе с пробуждением. Поэтому выпавший снег воспринимается как свершившееся волшебство (“Скрипят полозья. Светел мертвый снег. / Волшебно лес торжественный заснежен”, В.Иванов [6, 382с]), кроме того, он сравнивается с серебром: этот металл, как в европейской, так и в русской традиции, считается более всех наделенным магическими свойствами: “Воплощение мечтаний,/ Жизни с грезою – игра,/ Этот мир очарований,/ Этот мир из серебра!” (“Первый снег”, В.Брюсов [3, 78с]).
В русской поэзии с образом снега также связывается мотив печали, грусти, тоски, однако он передает чувство одиночества: “Люблю деревню, вечер ранний, / И грусть серебряной зимы.” (“Зима”, А.Белый [2, 161с]). Со снегом также связан мотив быстротечности жизни (К.Бальмонт “Снежинки”).
В творчестве Шесталова снег всегда находится в движении:
Слышишь, небо звездное,
Как поет тайга?
Видишь, как морозные
Светятся снега? [9, 270с]
Как чудовище менкв1
в рослый кедр высотой,
Снежный вихрь просвистел
над моей головой. [5, 21с]
Я сделал лыжи.
Их золотистый камус
Уже несут на крыльях
Крылатые снежинки. [5, 43с]
Снег падает,
Кружится наугад… [10, 9с]
У снежинок век недолгий,
У снежинок нрав несмелый,
На бегу растопчет мышка
Те искринки-кружевинки. [10, 149с]
Следовательно, смысл снега приобретает совершенно иное значение. Создается ощущение, что снег живой: «Снег, как пух песца, кружится» [9, 70с], «Разметая снежный пух» [5, 7с], «А снежинки белой стайкой на ветвях сидели звонких» [5, 22с]. Кроме движения так же ощущается присутствие звучности снега: «Снег хрустит, куда ни встанешь» [9, 8с], «Снег хрустящий» [9, 66 с].
В русской поэзии приход зимы и снега, наоборот, ассоциируется с засыпанием природы, а в произведениях Шесталова природа кипит и живет.
Выводы. Мир природы для Шесталова является одним из основных источников образного мышления. В каждом произведении, в зависимости от настроения героев, образ природы меняется, приобретая различные оттенки, коннотации её восприятия. Возникает ощущение, что у природы есть душа. Здесь рождается целостность и единство мира. Борьба за сохранение экологии пронизывает его книги, которые учат любить природу, не нарушать вековечного союза человека с землёй, тайгой, рекой.
Концептсфера лирики писателя очень обширная и имеет много значений, но также их всех объединяет мифология народов Севера и истоки. Ёмкость концептсферы придает творчеству Шесталова многогранность и неповторимость. Снег представляется через сравнения с животным миром, представлен как дорога, имеет сакральное (мифопоэтическое) значение и очень часто используется для описания красоты родного края.
Список литературы
- Бальмонт К.Д. Избранное. – М.: Художественная литература, 1983.
- Белый А. Сочинения: В 2 т. – Т.1.– М.: Худож. лит., 1990.
- Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. – Т.1. – М.: Худ. лит., 1973.
- Гиппиус З. Стихи, воспоминания, документальная проза. - М.: Наше наследие, 1991.
- Динисламова С. Мансийская литература – Тюмень, 2017. – с. 203
- Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. – Л.: Сов. Писатель, 1978.
- Косихин В. Литературный портрет // Москва. – 1972. – № 12. – С. 204-208.
- Чепкасов Е. Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю. Н. Шесталова 1955–1988 гг. / науч. руководитель : доктор педагог. наук, профессор Г. Н. Ионин. – СПб. 2005. – С. 238.
- Шесталов Ю. Слово Гиперборея – Москва, 1984. – С. 310
- Шесталов Ю. Огонь и Снег – Москва, 1979. – С. 300
- Шесталов Ю. Юван Шесталов. Собр. соч. В 5 т. – Ханты-Мансийск, 1997. Второй том