Основное преимущество функционирования финансового контроля в финансовом органе — охват всех этапов бюджетного процесса, начиная от планирования бюджета до результатов его исполнения.
Необходимым условием повышения эффективности бюджетной политики является строго выстроенная система внутреннего финансового контроля. Этому способствовал переход в 2020 году на общие стандарты внутреннего государственного финансового контроля, в которых закреплены все основные положения осуществления контрольной деятельности от планирования до реализации результатов контрольных мероприятий.
Повышение эффективности полностью зависит от наличия, уровня качества стандартов, регламентов, которыми руководствуются ревизоры.
Для реализации контрольных мероприятий государственного финансового контроля, соответствующих современных требований и способствующих более эффективному развитию финансов России, необходимо устранение следующих недостатков:
Ключевыми проблемами выделяют:
1) необходимость уточнения методологического контроля
– критериев отнесения финансовых нарушений к ущербу;
– формирование отчетов о результате контрольной деятельности (определение суммы проверенных средств с учетом выборочного контроля, количественный и суммовой учет нарушений, учет результатов работы по предупреждению и предотвращению нарушений для внесения в отчет);
– методология проверки отдельных вопросов для использования с целью усиления качества проверок (справочники, блок-схемы, рекомендации)
2) для устранения необходимо формирование правового поля результатов аналитических мероприятий, предварительного и текущего контроля, мониторинга
– усилить уведомительный и блокирующий контроль;
– текущий мониторинг выполнения проектов, госпрограмм, конкретных потребностей;
– анализ и оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
3) Необходимо устранить проблемы взаимодействия с учредительским контролем
– согласование планов контрольной деятельности;
– представление актов проверок в органах госфинконтроля для принятия мер административного воздействия.
4) проблемы организации муниципального контроля
– отсутствие кадров;
– несоблюдение принципа функциональной независимости органа контроля;
– формальность контроля [1, c. 535].
Цифровизация документооборота в области учета и отчетности госфинансов неизбежно сказывается и на сфере государственного финансового контроля. Сегодня возникает необходимость трансформации подходов к его осуществлению. Акцент с последующего контроля постепенно смещается в сторону предварительного — упреждающего.
Сегодня регулятор ведет большую работу по совершенствованию Бюджетного кодекса, в том числе в части уточнения полномочий по госфинконтролю, внутреннему финансовому аудиту, федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также федеральных стандартов внутреннего финансового аудита. Большое внимание уделяется разработке документов (ведомственные стандарты, методические рекомендации Минфина России), которые идут в развитие норм стандартов, детально уточняют те или иные процедуры.
Полномочия органов ВГ(М)ФК постоянно уточняются и расширяются. Например, в конце прошлого года Законом № 384-ФЗ закреплены полномочия по контролю за формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом (его использовании). Также в контрольное поле включены моменты, связанные с соблюдением дивидендной политики организаций с госучастием.
Также прорабатывается вопрос, касающийся информационных систем и анализа содержащихся в них данных. Причем речь идет не только об электронном бюджете, ЕИС в сфере закупок, но прежде всего о смежных информационных системах, таких как ЕГР ЗАГС, системах, генерирующих информацию об имуществе и т. д. Контролерам для реализации полномочий такая информация очень важна для формирования конструктивных и объективных выводов.
Активно идет работа по совершенствованию методических документов. Важным и актуальным вопросом является выработка единого подхода к определению неправомерного использования бюджетных средств. Споры по этому поводу в рамках контрольных мероприятий возникают часто. Поэтому сегодня готовятся рекомендации по оценке действий объектов контроля в целях подтверждения признаков нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.
Говоря сегодня о внутреннем Г(М)ФК, нельзя обойти вниманием ограничения контроля в отношении главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Эта история особенно важна с точки зрения дальнейшей трансформации контроля и совершенствования подходов к его осуществлению. Напомним: ограничение в обязательном порядке работает в отношении контрольной деятельности Федерального казначейства до 1 января 2023 года (постановление Правительства РФ от 14.04.2022 № 665).
Необходимо перестраивать систему контроля и в том числе максимально уходить от взаимодействия с объектами контроля посредством бумажных носителей и т. д. И здесь вновь следует обратиться к возможностям, заложенным в электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) по реализации процедур планирования, учета, отчетности, интеграции со смежными информационными системами, которые помогут переориентировать контроль на новый формат — невидимый. Создается основа для дополнительного формата взаимодействия между органом контроля и объектами контроля в виде консультаций, рекомендаций по сомнительным операциям.
Для повышения эффективности аудита при реализации СМАРТ-контроля задумана автоматизация отдельных бизнес-процессов внутреннего финансового аудита [2].
Список литературы
- Экшарова, Ю. А. Повышение эффективности государственного финансового контроля на современном этапе / Ю. А. Экшарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 535-538. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91808/ (дата обращения: 08.12.2022).
- О. В. ИЗУТОВА Цифровая трансформация финансового контроля- неизбежный процесс / О. В. Изутова. - // 2022 Сетевое издание «Финконтроль». - №3 2022. URL: https://rufincontrol.ru/online/article/445415/ (Дата обращения – 08.12.2022).