ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ

Авторы публикации

Рубрика

Химия

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 50 (95), Декабрь ‘22

Дата публикации 06.12.2022

Поделиться

Статья посвящена актуальности формирования исследовательских умений обучающихся 10 классов на уроках химии по средствам решения экспериментальных задач. Приведены примеры экспериментальных задач по биологии и химии для обучающихся 10 класса. Составлен план решения экспериментальной задачи.

Статья посвящена актуальности формирования исследовательских умений обучающихся 10 классов на уроках химии по средствам решения экспериментальных задач. Приведены примеры экспериментальных задач по биологии и химии для обучающихся 10 класса. Составлен план решения экспериментальной задачи.

Поиск нестандартных подходов к организации образовательной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях  обусловлен требованиями современного общества по реализации личностно-направленной модели обучения. Первостепенными задачами образования являются: развитие самостоятельности обучающихся, активизация их исследовательской деятельности, воспитание личности, готовой к жизни в современных реалиях. Таким образом, в настоящее время необходимо уделять пристальное внимание формированию у обучающихся не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов, таких как критическое мышление, формировании эмоционального интеллекта, умение планировать собственную образовательную траекторию.

Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Однако по результатам НИКО по естественнонаучным предметам химия, биология, география выявлен целый спектр проблем в подготовке обучающихся. Одним из важнейших факторов неуспешности по этим предметам является уже упомянутый невысокий уровень естественнонаучной грамотности. Кроме того, национальные исследования качества образования фиксируют низкий уровень умения выполнять практические задания, что соответствует выводам международного исследования PISA [2].

 Начиная с сентября 2022 года, вступает в силу обновленный ФГОС CОО (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287), в котором естественнонаучная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования [1]. Следовательно, одним из ключевых направлений выступает формирование в системе общего образования естественнонаучной грамотности обучающихся. 

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями [3].

Одним из инструментов для формирования данных компетентностей является экспериментальная задача, которая ориентирована не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. [4 ]Экспериментальные задачи проводятся плану: составление гипотезы, обсуждение способов ее проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально. Примеры экспериментальных задач для формирования естественнонаучной грамотности:

Экспериментальная задача №1. В трех пробирках находятся следующие вещества: CaCO3, Na2SO4, KCl. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах [4].

Экспериментальная задача №2. Под № даны растворы хлорида натрия, йодида натрия, серной кислоты, сульфата натрия. Спланируйте ход распознавания веществ под номерами и распознайте их [5]

                                                                                                                                                                 

Таблица 1.

                                                                  Качественная реакция на сульфат-ионы

Вещества Ход распознавания № пробирки
NaCl        
Na2SO4        
NaI        
Н2SO4        
         

Экспериментальные задачи способствуют формированию следующих компетентностей: научно объяснять явления, понимать основные особенности естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Предлагаемые методические материалы могут быть использованы на уроках общей биологии и химии в 10 классах, при проведении внеклассных мероприятий, а также при организации дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Список литературы

  1. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
  2. Алексеев Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности обучающихся // Исследовательская работа школьников. №1. С 24 – 33.
  3. Габриелян О.С. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. 8-е изд., испр.М.: Дрофа, 2020. 260 с.
  4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : Педагогиче- ское общество России, 2019. 512 с.
  5. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение . М., 2015. 96с
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary