Особенности правового режима имущества государственных и муниципальных учреждений

Особенности правового режима имущества государственных и муниципальных учреждений

В данной статье рассмотрен правовой режим имущества государственных и муниципальных учреждений, выделены его особенности, а так же правовой статус данного имущества.

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

Государственная и муниципальная собственность «выражается сущностными правомочиями собственника - триадой владения, пользования и распоряжения»[4, c.399].

Особенность публично-правовых образований заключается в возложенных на них полномочиях по реализации публичных интересов. Как считает М.В. Бородач: «Коренной публичный интерес - это интерес индивидуально не определенного человеческого сообщества (социума, нации), заключающийся в обеспечении его физического и социокультурного сохранения, а также поступательной эволюции в конкретно-историческом контексте» [2, c. 45] .

Государство в лице государственных органов и учреждений, созданных для выполнения соответствующих функций, осуществляет социально-экономические, охранные и другие полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации.

Использование права на государственную собственность, в том числе через механизм создания государственных институтов, является инструментом усиления государственной власти.   

Публично-правовые образования, которые в настоящее время владеют государственным и муниципальным имуществом, с одной стороны, являются равноправными участниками гражданско-правовых отношений, с другой - могут влиять на законодателя, продвигая «свои» интересы, ущемляя права других участников отношений.

Практика учреждений выявляет некоторую неопределенность относительно результатов эффективности и соразмерности бюджетных средств и получаемых услуг от их деятельности. В результате эффективность существующей системы продажи государственной и коммунальной собственности через создание институтов в целом ставится под сомнение.

На сегодняшний день «типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные».

Законодатель внес существенные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части регулирования прав собственности, ответственности учреждения и учредителем обязательств учреждений, а также осуществления приносящей доход деятельности.

Эти типы институтов объединены своим происхождением и назначением. В соответствии с целями институционального строительства необходимо обращать внимание на фундаментальные различия между учреждениями по сравнению с другими организациями. Их суть состоит в том, что учреждения:

1) выполнять социальную функцию, возложенную на них учредителем,

2) учреждения могут заниматься другой доходной деятельностью, которая является целеустремленной для учреждения с точки зрения экономической эффективности.

Правовые режимы имущества:

Первый режим - это недвижимость, особенно ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением-учредителем или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества.

Недвижимость предоставляется Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципалитетом. В случае автономного учреждения имущество, переданное собственником, передается на право оперативного управления.

Второй режим - это остальное имущество, в том числе недвижимое имущество (приобретенное за счет собственных доходов), которым автономное лицо вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением передачи включенных в него денежных средств и другого имущества уполномоченным лицам. капитал (совокупность) других юридических лиц или иным образом передать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, что для автономного учреждения возможно только с согласия его учредителя. (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет экономические и неэкономические права, принимает на себя обязательства, действует в судопроизводстве и защите. Название учреждения содержит указание на организационно-правовую форму и характер деятельности и может включать указание владельца собственности.

У всех приведенных субъектов имеется сходство по критерию «управление» - так у учреждений органами управления являются руководитель, которого назначает учредитель, наблюдательный совет.

Критерии «имущество/распоряжение имуществом» являются одними из системообразующих, наряду с правоспособностью.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 

Земельный участок, который нужен для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

 Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является, соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. 

Часть земли, необходимая автономному учреждению для выполнения своих уставных полномочий, предоставляется на праве постоянного пользования (неограниченное). 

Имущество казенных учреждений им передает учредитель на праве оперативного управления.

Таким образом, определяя пределы возможности отчуждения имущества, мы указываем, что бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет бюджетных средств. учреждение за счет средств, предоставленных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. 

Из указанного видно, что учреждения передают государственное и муниципальное имущество на праве оперативного управления. Эффективность применения данной конструкции связана с наличием у учредителя возможности непосредственно контролировать деятельность учреждения.

Список литературы

  1. Ахметьянова, З.А. Вещное право: Учебник. / З.А. Ахметьянова. -Москва: Статут, 2011 – 360 с.
  2. Коновалов, А.В. Владение и владельческая защита в гражданском праве. / А.В. Коновалов. – Санкт-Петербург, 2001 – 58 с.
  3. Кузнецова, Л.В. Вещные права на имущество и бремя его содержания // Сборник статей Вещные права: постановка проблемы и ее решение. / Л.В. Кузнецова. - Москва: Статут, 2011 – 399 с.
  4. Синицын, С.А. Вещное право: традиции, новеллы, тенденции развития С.А. Синицын // Журнал Российского права. - 2014. - №9 - С. 86.
  5. Суханов, Е.А. Проблемы вещного права в современном российском праве Е.А. Суханов // Журнал Российского права. 2016. №4 - С. 38.
  6. Бородач, М.В. О некоторых принципиальных подходах к разработке научного определения права публичной собственности / М.В. Бородач // Государство и право. - 2015. - №9 - С. 54.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary