Правовые основы деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах

Правовые основы деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (94), Декабрь ‘22

Дата публикации 04.12.2022

Поделиться

В статье рассматриваются федеральные законы и подзаконные акты, которые регулируют деятельность органов внутренних дел в ходе выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах.

 В Российской юридической науке федеральное законодательство и нормативно-правовые акты подзаконного характера, в совокупности своей образующие нормативную основу правоохранительной и правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти и, прежде всего, Министерства внутренних дел России, его территориальных органов по обеспечению соблюдение требований чрезвычайных по своей природе административно-правовых режимов, демонстрируют свое разнообразие. Они отличны друг от друга не только по их юридической силе, значимости, основаниям введения и охватом правовых ограничений, но и иным, в том числе и пространственно-временным параметрам, субъектно-объектным характеристикам указанных режимов.

Основным источником правовой основы выступает Конституция РФ. Именно Конституция РФ как законодательный акт, стоит выше всех иных законодательного характера документов, имеет непререкаемое и прямое действие и в России, и во всех ее субъектах, как в обычных условиях, так и при обстоятельствах чрезвычайной природы.  Исключительно к конституционной сфере относится  военно-оборонного комплекса и безопасности Российской Федерации, ее населения, экономики и инфраструктуры, производственно-промышленного комплекса, связанного с производством и оборотом сильнодействующих, наркотических, ядовитых, радиоактивных и пр. веществ.

К нормативно - правовым актам, регламентирующих деятельность территориальных ОВД и их сотрудников в условиях чрезвычайных обстоятельств, мы относим два федеральных законодательных акта, обладающих статусом «конституционный» - ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Принятие Главой государства решения о введении чрезвычайного положения либо на всей территории Российской Федерации, либо на какой-либо ее части признается Советом Федерации ФС РФ в том случае, когда налицо обстоятельства, прямо указывающие на наличие угроз не только конституционному государственному устройству России, но и жизни, здоровью, общественной и иной безопасности ее граждан. Обязательное условие для введения режима чрезвычайного положения – фактическая невозможность устранения возникших и наличествующих угроз обычными, ординарными мерами, без использования чрезвычайного ресурса и наделения органов внутренних дел чрезвычайными полномочиями.

ФКЗ «О чрезвычайном положении»,  помимо личного состава МВД России и его территориальных органов для купирования и ликвидации угроз чрезвычайного характера,  предусматривает задействование сил и средств таких федеральных органов исполнительной власти, как ФСИН РФ, ФСБ РФ, МЧС РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии России в лице не только ее войсковых, но и полицейских подразделений.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» допускает организацию и непосредственно функционирование на тех территориях, на которых введен режим чрезвычайного положения, особой организации деятельности не только органов государственной власти (как федеральной, так и региональной ее составляющих), но и муниципальных органов. Для этих целей Руководитель государства в официальном порядке обращается к населению и чиновникам той территории, на которой действует режим чрезвычайного положения, извещая их о введении специального управления, а, при необходимости, создания особых субъектов чрезвычайного администрирования – оперативных штабов.

Следует отметить тот факт, что если режим чрезвычайного положения еще ни разу не вводился на территории РФ, то в соответствии с указом Президента России на территории четырех субъектов РФ – Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей с 20 октября 2022 года введен режим военного положения в связи с тем, что в отношении части территории Российской Федерации применяется военная сила иностранного государства  [2]. В соответствии с данным указом, главой МВД России в трехдневный срок были представлены Президенту РФ предложения по чрезвычайной организации функционирования территориальных органов МВД РФ.

Следующий, гораздо более значительный по своему наполнению блок нормативных актов правовой природы,  состоит из общефедеральных законодательных актов. Данные федеральные законы, подчас не упоминая напрямую наименования «МВД РФ», «территориальный орган МВД России», «полиции», определяют стратегию и тактику деятельности системы органов государственной власти, систему государственных органов, осуществляющих профилактику правонарушений и пр. Вместе с тем, МВД России и система его территориальных органов на региональном и районном уровне обязаны в своей деятельности руководствоваться и данными, внешне не профильными законодательными актами. К числу таких федерального характера законодательных актам, прежде всего, надлежит отнести федеральные законы «О полиции» и о Росгвардии, законодательные акты, регламентирующие вопросы безопасности, противодействия терроризму и экстремистской деятельности, об обороне и защитных мерах, предпринимаемых государством по защите своих граждан и территории от ситуаций чрезвычайного характера, имеющих как природную, так и техногенную природу.

Следующий блок нормативно-правовых актов, определяющих правоохранительную и правоприменительную деятельность территориальных ОВД в чрезвычайных условиях, объединяет в себе подписанные Главой государства подзаконные акты нормативно-правового характера. В основном все нормативные акты Президента РФ, объединяемые в данном блоке НПА, носят стратегический характер. К их числу мы относим и Военную доктрину России, Стратегию национальной безопасности России до 2025 года и пр. Сюда же мы относим и те указы Верховного главнокомандующего, которые определяют стратегические направления деятельности МВД России и элементов его системы. К их числу относимы Положение о МВД России, Типовое положение о региональном ОВД, Положение о государственной автомобильной инспекции.

Следуя по нисходящей по иерархии нормативно-правовых актов определяющих деятельность сотрудников территориальных органов МВД России по обеспечению режимных ограничений при обстоятельствах чрезвычайного характера, мы относим постановления и нормативной природы распоряжения высшего органа исполнительной власти страны. В частности, именно постановлением Правительства РФ закреплены перечни огнестрельного оружия и специальных средств, стоящих на вооружении органов внутренних дел. Именно нормативным актом Правительства закрепляется порядок применения личным составом территориальных органов МВД России средств специального характера как в обычных условиях, так и при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Отдельный кластер постановлений Правительства РФ определяет деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных представительств в чрезвычайных обстоятельствах. К их числу надлежит отнести перечень государственных сил и средств системы превенции и купирования ситуаций чрезвычайного характера, последовательность действий, направленных на подготовку физических лиц к защите от обстоятельств чрезвычайной природы и пр. Кроме того именно постановлением Правительства России зафиксированы основания для классификации ситуаций чрезвычайного характера не только стихийной, но и техногенной природы, понятие и содержательная часть мер, непосредственно направленных на противодействие террористической и экстремистской деятельности.

Специфический блок НПА, регламентирующих деятельность территориальных ОВД и их сотрудников составляют подзаконные нормативные акты Министра внутренних дел России и совместные нормативно-правовые акты МВД РФ и иных федеральных органов исполнительной власти. Более пристального внимания заслуживают НПА МВД РФ, закрепляющие порядок действий сотрудников различных служб и подразделений ОВД (полиции) по обеспечению режимных ограничений, связанных с чрезвычайными обстоятельствами. В них можно с известной степенью допущения выделить несколько направлений правоохранительной деятельности:

- деятельность ОВД и их личного состава по превенции и купированию преступных деяний, относимых к категориям «преступление террористической направленности» и «преступления экстремисткой направленности, совершаемых злоумышленниками на объектах повышенной опасности – транспорте и транспортной инфраструктуре, объектах топливно-энергетического комплекса, в местах связанных с массовым пребыванием граждан,

- деятельность сотрудников ОВД (полиции), направленная на противодействие преступлениям, посягающим на общественную безопасность и общественный порядок, включая пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, националистических и неонацистских объединений, розыск их организаторов и активных членов,

- оказание помощи сотрудниками территориальных органов МВД России территориальным представительствам ФСИН РФ в пресечении преступлений, совершаемых в пенитенциарной системе, розыск и задержание преступников, участие в выявлении и задержании зачинщиков и наиболее активных участников массовых беспорядков в местах лишения свободы и населенных пунктах к ним примыкающих,

- превентивная и пресекательная деятельность территориальных ОВД по противодействию преступной активности, посягающей на конституционное устройство России, государственную и национальную безопасность,

- превентивная и пресекательная деятельность личного состава территориальных ОВД по противодействию преступной активности, посягающей на установленный порядок дорожного движения, транспортную безопасность, включая попытки блокировки федеральных и региональных автотрасс,

- деятельность служб и подразделений ОВД, направленная на купирование и полное устранение неблагоприятных последствий ситуаций чрезвычайного характера, имеющих как техногенную, так и стихийную природу[9].

Заключительный блок актов нормативно-правового характера, регламентирующих деятельность территориальных ОВД в чрезвычайных обстоятельствах составляют нормативные и распорядительные акты чрезвычайных специализированных органов власти и управления, созданных в установленном порядке для ликвидации обстоятельств чрезвычайного характера и их неблагоприятных последствий. В качестве примера таковых можно указать акты военно-гражданских администраций, осуществляющих чрезвычайное военное администрирование на территории четырех субъектов России, в которых указом Верховного главнокомандующего введен режим военного положения.

За время существования Российской Федерации в целом была сформирована система нормативно-правового характера, правовыми предписаниями которой в значительной степени были опосредованы все наиболее значимые и проблемные вопросы осуществления правоохранительной деятельности системы МВД России и его территориальных органов на региональном и районном уровнях при возникновении обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их общественно опасных и вредных последствий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.,
  2. Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/48426 (дата обращения 20.11. 2022).
  3. О чрезвычайном положении : Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 23 ст. 2277.
  4. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 20.11.2022).
  5. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства от 30 декабря 2003 г. № 794 // СПС Консультант-Плюс.
  6. Об утверждении Порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций: приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 632. URL: http://www. mchs.gov.ru (дата обращения: 22.11.2022).
  7. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Горлов В.В. Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера // Труды Академии управления МВД России. — 2013. — № 4 (28). — С. 54—58.
  8. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Корчагин А.В. Модель действий органов внутренних дел в чрезвычайной ситуации техногенного характера // Вестник Воронежского института МВД России. — 2013. — № 2. — С. 164—171.
  9. Белов П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование: в 3 ч. М., 2018.Ч. 1.
  10. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). // Проспект. 2016 г.
  11. Меньших В. В., Самороковский А. Ф, Середа Е. Н. Модель формирования групп для ролевого обучения принятию управленческих решений // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2.
  12. Снеговой А.В. О некоторых подходах к определению «чрезвычайные обстоятельства» и их видов // Труды Академии управления МВД России. — 2012. — № 4. —С. 38—41.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary