Оценку целесообразности введения налога на профессиональный доход для самозанятых граждан следует начать с анализа специального налогового режима существующей системе налогообложения, ее принципам и постулатам.
Проблема легализации неформальной занятости в России имеет особую актуальность. По оценкам Росстата, число россиян, занятых в неформальном секторе в 2021 г., приблизилось к 15 млн чел. К ним Росстат относит тех, кто не зарегистрирован в качестве юридического лица. Таким образом, понятие «неформальный сектор» отличается от понятия «теневая экономка», однако часть граждан, занятых в неформальном секторе, намеренно не регистрируется, не платит налоги и страховые взносы. Следствием этого является рост налоговой нагрузки для законопослушных граждан, негативное воздействие на государственную бюджетную систему, деформация структуры потребления и инвестиционных потоков и т. д.
В данных условиях актуальным аспектом является выведение из теневого сектора граждан, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом подобный процесс вывода не следует организовывать с помощью принудительных мероприятий, а необходимо стимулировать людей легализовать свою деятельность. Рассматриваемый специальный налоговый режим не базируется на принудительных мерах, которые уже потеряли свою значимость. Его основа состоит в принципе добровольности, которая при этом не соотносится с другими основополагающими принципами организации налогообложения в России.
Для доказательства этого тезиса необходимо отметить, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации граждане в обязательном порядке должны уплачивать все установленные в законе налоги и сборы. Соответственно, данную обязанность подкрепляют взысканием таких налогов тогда, когда они не уплачиваются. Применение принципа добровольности позволяет стимулировать к осуществлению законной предпринимательской деятельности. Но этот принцип также входит в противоречие всем компонентам налогообложения и фундаментальным основам функционирования. В связи с этим, законопослушные налогоплательщики находятся в невыгодной ситуации, и тем самым сталкиваются с большим количеством проблем. Но, налогоплательщик, который уплачивает рассматриваемый налог на профессиональный доход, может сталкиваться с использованием в его отношении различных санкций. Например, если имеется факт нарушения порядка передачи данных в органы налогообложения, то его автоматически штрафуют и размер санкции составляет 20% от объема не уплаченного налога. Если возникает рецидив при данном правонарушении в течении 6 месяцев, то сумма штрафа увеличивается [1, с. 206].
В структуре самого института самозанятости, который в последние годы активно распространяют органы государственной власти Российской Федерации, существуют определенные изъяны. Многие учёные выражают свою точку зрения по поводу института самозанятости, но в связи с тем, что в законодательстве отсутствует закреплённый правовой статус таких лиц, то это приводит к множеству различных проблем. Органы власти в этом контексте стремятся упростить все технические и информационные процедуры, минимизируя объём налоговых ставок. Всё это можно считать привлекательным фактором, в связи с которым человек может легально заниматься своей деятельностью. Однако, если не обеспечивать таких самозанятых граждан необходимыми социальными гарантиями и другими стимулирующим инструментами, то смысл в этих мероприятиях теряется.
Под категорию самозанятых подходят граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой с целью извлечения дополнительного дохода помимо основного, получаемого по трудовому договору с работодателем. В этом случае такому самозанятому гражданину нет необходимости добровольно вносить взносы для формирования пенсии от предпринимательской деятельности, так как социальные взносы за него платит работодатель. Следует заметить, что при таком варианте доходы физического лица от профессиональной деятельности в статусе самозанятого зачастую невысокие, в связи с чем в большей степени отсутствует мотивация и регистрировать ее,
Применение подобного специального налогового режима может привести к тому, что индивидуальные предприниматели перейдут на его использование, так как данный механизм способствует сокращению бремени налогообложения. В итоге, такие действия станут причиной для значительного снижения объёма отчислений средств в бюджеты разных уровней. Этот факт является существенным изъяном данного специального налогового режима.
Также самозанятость граждан отличается от наёмных лиц, работающих на основе срочного или бессрочного трудового договора при наличии руководителя в лице работодателя, незащищенностью в правовом поле работника, невозможностью применения к ним норм трудового законодательства, недоступностью социального обеспечения. Таким образом, стимулирование к легализации предпринимательской деятельности путем предоставления социальных и правовых гарантий, льгот, преференций, должно стать приоритетным направлением для государственной политики.
Негативно сказывается на доверии к государственной политике в этой сфере со стороны потенциальных самозанятых экспериментальный характер исследуемого налогового режима неизвестностью тех изменений, которые повлечет за собой истечение срока его действия. Высока степень риска злоупотребления работодателями переводом работников в режим самозанятости с целью снижения размера издержек на персонал.
Существенным недостатком рассматриваемого специального налогового режима является полное отсутствие различных отчислений пенсионного и социального характера вне зависимости от того, что самозанятый гражданин имеет возможность самостоятельно за фиксированную сумму получать эти преференции.
Другим важнейшим недостатком этого специального налогового режима является нежелание банков кредитовать бизнес самозанятых граждан. Банки полагают, что этот бизнес является нестабильным, и будет сложно впоследствии получать денежные средства обратно. Кроме этого, банковские структуры устанавливают денежные переводы самозанятым гражданам в качестве рисковых, что приводит к дополнительному повышению комиссии. Уменьшается в таком аспекте возможность сотрудничать с самозанятыми гражданами.
Установление максимальной суммы дохода, облагаемого налогом на профессиональный доход, размером 2,4 млн. рублей обусловливает автоматический переход на общую систему налогообложения. Таким образом, при таком переходе контрагент самозанятого, являющийся юридическим лицом, обязан будет уплатить по гражданско- правовому договору социальные взносы за самозанятого, перешедшего на общую систему налогообложения. Данная ситуация влечет за собой нежелание юридических лиц иметь долгосрочные договоры с самозанятыми гражданами, предпочитая иметь более стабильные правоотношения с иными лицами.
Особенное внимание важно уделять привлечению самозанятых граждан к разнообразным программам, в рамках развития которых предоставляются льготы субъектам малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что некоторые категории деятельности самозанятых граждан могут быть привлекательными и использоваться в контрактной системе на территории Российской Федерации. Министерство финансов РФ уже подготовило перечень документов, которые позволят внести изменения в действующее законодательство и предоставят возможность самозанятым гражданам участвовать в системе закупок для государственных и муниципальных нужд.
В правительстве предлагают в дополнение к этим механизмам также не создавать обременение участникам контрактной системы, которые имеют статус самозанятого гражданина. Это связано с тем, что им не нужно будет подтверждать статус самозанятого гражданина, поскольку заказчик самостоятельно имеет возможность проанализировать эту информацию, обратившись на сайт Федеральной налоговой службы России [2, с. 27].
Некоторые чиновники предлагают также опустить ставку по налогу на профессиональный доход до 1%, и расширить виды деятельности в рамках этого специального налогового режима. Существуют предложения, связанные с добавлением в список видов деятельности розничную торговлю. Но, представители Федеральной налоговой службы России отмечают, что этот специальный налоговый режим является проектом социальной направленности, и не несёт в себе на данном этапе его применения столь значимой фискальной нагрузки. Преимущества у данного специального налогового режима имеются, и они являются фундаментом для дальнейшего развития этого налога, который позволит обеспечивать учёт и контроль самозанятых, желающих легально заниматься предпринимательством.
Подводя итоги необходимо сделать вывод о том, что дальнейшее развитие института самозанятых граждан, которые уплачивают налог на профессиональный доход в Российской Федерации во многом зависит от качественного и эффективного правового обеспечения. Следует применять в отношении самозанятых различные социальные и пенсионные гарантии, что будет являться основой для стимулирования людей выходить из теневого сектора экономики. Итоговое сопоставление всех достоинств и недостатков данного специального налогового режима можно будет провести только тогда, когда данный эксперимент завершится и появится необходимый набор статистических данных.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 32, 07.08.2000, ст. 3340
- Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 49 (ч.I), 03.12.2018, ст.7494
- Бочарова Н. Н. Правовое регулирование налога на профессиональный доход: проблемы и перспективы //Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №. 4-4 (106). – С. 204-207.
- Савинов К. А., Лаврентьев А. Р. Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента //Финансовое право. – 2021. – №. 6. – С. 26-30.