КСА УВД «Альфа»
КСА УВД «Альфа» - высокотехнологичная универсальная система, обеспечивающая прием и обработку информации о воздушной обстановке, плановой, метеорологической и аэронавигационной информации, ее интеграцию и отображение на автоматизированных местах персонала ОВД.
Комплекс позволяет персоналу ОВД получить полноценную картину ситуационной обстановки и принять оперативное решение в условиях высокой интенсивности воздушного движения:
• Прием, мультисенсорная обработка и отображение информации о воздушной обстановке от средств наблюдения;
• Прием и распределение по секторам плановой информации;
• Отображение плановой информации в виде списков различных типов в зависимости от этапа полета (безбумажный процедурный контроль);
• Прием и отображение метеорологической информации;
• Гибко настраиваемый интегрированный многооконный пользовательский интерфейс;
• Расчет 4D траекторий с применением данных BADA и учетом метеорологической обстановки;
• Функции обеспечения безопасности (Safety Nets);
• Функции поддержки принятия решений;
• Функции автоматизации для КДП;
• Автоматизированный прием-передача управления между секторами;
• Безголосовое межцентровое взаимодействие (OLDI, AIDC);
• Интерфейс связи посредством ЦЛПД «диспетчер-пилот» (CPDLC);
• дополнительные сервисные функции (записная книжка, специализированный калькулятор, сигнализация заданных по времени событий и т.д.);
• резервная обработка информации наблюдения (by-pass).
КСА УВД «Альфа» используется в качестве основной подсистемы обработки и отображения воздушной обстановки в АС ОрВД укрупненных центров. Максимальная реализованная конфигурация – более 160 рабочих мест.
КСА УВД "АЛЬФА" выполняет функции по сбору и преобразованию радиолокационных данных о воздушной обстановке, пеленгационной и плановой информации, распределение данных по рабочим местам диспетчеров и их отображение.
Источником радиолокационной информации могут служить радиолокационные комплексы типа П-35, П-37, 1РЛ-139, ДРЛ-7СМ, Экран-85 и др. Возможна совместная обработка информации от нескольких радиолокаторов (первичных и вторичных).
В КСА предусмотрено сопряжение с радиопеленгатором, аппаратурой автоматизированного рабочего места (АРМ) диспетчера АДП, аппаратурой АРМа "Метеоролога", сетью AFTN.
Система "АЛЬФА" включает в себя групповое и индивидуальное оборудование.
Групповое оборудование осуществляет прием и обработку радиолокационной информация, а также передачу обработанной информации на рабочие места диспетчеров при помощи средств локальной вычислительной сети.
Индивидуальное оборудование осуществляет прием и отображение радиолокационной информации, принятой и обработанной в групповом оборудовании.
В состав группового оборудования входят:
- модуль централизованной обработки - сервер системы (основной и резервный);
- коммуникационное оборудование;
- источники бесперебойного питания (ИБП).
- В состав индивидуального оборудования входят
- модуль отображения диспетчерской ВО - рабочая станция диспетчера;
- блок сопряжения с автоматическим радиопеленгатором.
Структурная схема КСА «Альфа»
Скан-конвертор преобразует сигналы первичной РЛС в цифровую форму для получения координатной информации в оцифрованном аналоговом виде.
- Дешифратор активного канала преобразует сигналы вторичной РЛС в цифровую форму для получения координатной информации в оцифрованном аналоговом виде и производит дешифрирование полётной информации в режимах УВД и RBS. Возможно использование цифровой информации с выходов АПОИ (при наличии АПОИ в составе РЛС). Модуль преобразования РЛИ формирует кодограммы следующих типов:
- Кодограмма сервера;
- Кодограмма оцифрованной аналоговой (первичной и вторичной) координатной информации;
- Кодограмма вторичной координатной и полетной информации.
Распределённая при помощи локальной сети информация поступает на рабочие станции диспетчеров. Сюда же подаётся пеленгационная информация от блоков сопряжения с АРП.
Рабочая станция (модуль отображения ДВО) обеспечивает приём и отображение воздушной обстановки (РЛИ и РНИ), сопровождение ВС, отображение карты воздушного пространства и плановой информации, сохранение индивидуальных настроек рабочего экрана для каждого диспетчера, обеспечивает ввод диспетчером оперативных данных.
При одновременном использовании нескольких РЛС имеется возможность выбирать источник РЛИ. Возможно открытие на экране одного или нескольких окон с выбранными источниками РЛИ.
Функционирование КСА УВД «Альфа»
Циркулирующая в комплексе «Альфа» информация может быть разделена на статическую и динамическую части. К статическим данным относятся:
- карта ВП;
- параметры BC;
- параметры зон управления и аэродромов; нормативная и справочная информация.
В свою очередь, карта ВП включает:
- секторы управления;
- географические точки и ПОД;
- аэродромы; маршруты;
- трассы.
При одновременном использовании нескольких РЛС имеется возможность выбирать один или несколько источников отображаемой информации.
Информация от каждого источника может отображаться своим цветом. Имеется возможность открытия на рабочем месте одного или нескольких дополнительных окон со своим набором источников РЛИ.
Формуляр сопровождения состоит из трех строк по десять знакомест в каждой строке, и позволяет выводить следующую информацию:
- код ответчика;
- ПОЗЫВНОЙ;
- признак сектора управления; признак бедствия; высота текущая;
- тенденция изменения высоты;
- высота заданная;
- пункт назначения;
- азимут, дальность;
- широта, долгота;
- остаток топлива;
- предписанный эшелон.
Формат формуляра включает в себе восемь полей (Рис. 3), каждое из которых несет следующую информацию.
Рис.3. Формат формуляра сопровождения
Поле 1:
- код автоматизации ВС;
- радиотелефонный позывной ВС.
Поле 2: признак рабочего места, на управлении которого находится ВС.
Поле 3: дополнительная информация, которая может принимать следующие значения: «Б» - если от ВС поступил сигнал бедствия.
Поле 4: значение текущей высоты в десятках метров (с буквой «А» на первом знакоместе относительно уровня аэродрома, без буквы «А» - относительно уровня с атмосферным давлением со значением 760 мм рт.ст.).
Поле 5: символ тенденции изменения высоты («↑» - набор высоты, «↓» - снижение высоты).
Поле 6:
- заданный диспетчером эшелон в сотнях метров;
- сокращенное название пункта назначения.
Поле 7:
- путевая скорость ВС (в км/ч) с буквой «С» на первом знакоместе;
- остаток топлива (в процентах) с буквой «Т» на первом знакоместе;
- азимут ВС с буквой «А» на первом знакоместе;
- географическая широта ВС в формате: первые три цифры - градусы, следующие две цифры - минуты.
Поле 8:
- предписанный эшелон в сотнях метров с буквой «Н» на первом знакоместе;
- курс ВС с буквой «К» на первом знакоместе;
- удаление ВС с буквой «Д» на первом знакоместе;
- географическая долгота ВС в формате: первые три цифры - градусы, следующие две цифры - минуты.
Список литературы
- АС УВД. Новые информационные технологии в авиации: Учеб. пособие / Р.М. Ахмедов, А.А. Бибутов, А.В. Васильев и др. Под ред. С.Г. Пятко и А.И. Красова. – Спб.: Политехника, 2004. – 446 с.
- Логвин А.И., Епифанцева Д.А. АС УВД. Учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2009. – 80 с.
- Наставление по производству полетов в гражданской авиации. НПП ГА-85. - М.: Воздушный транспорт, 1985.