Подсистема обработки плановой информации в АС УВД нового поколения представляет собой сложный вычислительный комплекс, который обладает большой универсальностью и может использоваться вне АС. В связи с этим введен термин «комплекс средств автоматизации планирования воздушного движения» (КСА ПВД).
Комплексы средств автоматизации планирования воздушного движения (КСА ПВД), предназначенные для зональных и укрупненных центров ЕС ОрВД, центров управления воздушным движением, аэродромных и аэропортовых информационных систем — один из важнейших продуктов фирмы «НИТА».
КСА ПВД «Планета» является первым российским сертифицированным комплексом автоматизации в области планирования и обеспечения ИВП и УВД.
КСА ПВД «Планета» обеспечивает:
• предварительное, суточное и текущее планирование полетов (также в масштабах страны/ региона);
• обеспечивает плановой и аэронавигационной информацией органы единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), взаимодействующие автоматизированные системы УВД и ПВД;
• взаимодействие с сетями передачи данных (AFTN, AMHS и др.);
• расчет плановой траектории полета ВС по всему маршруту от взлета до посадки;
• расчет ожидаемой загрузки полетов на аэродроме, в зоне, секторе УВД или конкретной точке воздушной трассы;
• статистику использования воздушного пространства и составление отчетов.
КСА ПВД «Планета» собирает и преобразовывает данные о плановой информации, осуществляет обработку сообщений сети АФТН и распределяет планы полетов.
Обработка планов полетов включает представление каждого полученного сообщения в стандартном формате, выдачу диспетчеру сообщений о выявленных ошибках, идентификацию каждого сообщения в соответствии с классификацией, принятой в гражданской авиации, последующий автоматический или ручной ввод в базу данных, корректировку планов полетов по информации, полученной от нескольких источников.
В зависимости от конфигурации зон УВД и требований заказчика КСА ПВД «Планета» может включать от одного до двух серверов планирования и неограниченное количество рабочих станций, на которых могут выполняться задачи планирования, штурманского обеспечения, задачи ПДСП и экономики. Количество рабочих станций ограничено лишь числом мест подключения в концентраторе ЛВС.
Рис.1. Минимальная конфигурация КСА ПВД «Планета»
В этой конфигурации сервер может использоваться как рабочее место. АРМ АФТН также может служить в качестве рабочего места.
Основным источником информации служит сеть АФТН. Преобразование информации, получаемой по каналу АФТН, осуществляет карта сопряжения с АФТН.
Рис.2. Примерная схема АРМ АФТН
Для подключения к ЦКС необходима трех- или четырехпроводная выделенная линия, включающая прием, передачу и «землю» (в случае четырехпроводной линии «земля» идет отдельно для приема и для передачи). Карта АФТН обеспечивает скорость обмена данными с ЦКС от 50 до 2400 бод в коде МТК2.
Область применения КСА ПВД «Планета»
КСА ПВД «Планета» используется в качестве подсистемы планирования в АРАС УВД «Альфа», а также в качестве основной подсистемы КСА ПИВП. Применяется для обеспечения плановой информацией в АДЦ, РЦ ЕС ОрВД, ЗЦ ЕС ОрВД, а также в системах брифинга производственно-диспетчерских и информационно-справочных служб аэропортов и авиакомпаний.
Функциональные возможности
КСА ПВД «Планета» обеспечивает выполнение всех процедур и технологических операций, предусмотренных следующими документами:
- Приложение 10 к Конвенции ИКАО «Авиационная электросвязь», том 1 и 2.
- Руководство по авиационной электросвязи (РС ГА-99).
- Требования к функциональным характеристикам средств коммутации сообщений телеграфной сети связи ГА (ТСТС ГА-92).
- DOС4444-АТМ/501, документ ИКАО, регламентирующий процедуры ОВД.
- Табель сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации (ТС-95).
- Приказ министра обороны Российской Федерации и министра транспорта Российской Федерации № 483/168 «Об утверждении инструкции по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства — планов полетов воздушных судов, заявок на запуски аэростатов, шаров-зондов, проведение стрельб, пусков ракет и взрывных работ», от 30 ноября 2001 г.
- Протокол информационного взаимодействия между автоматизированными системами планирования воздушного движения и автоматизированными системами управления воздушным движением.
- Технологии работы диспетчеров ОрВД.
Основные функции КСА ПВД «Планета»
КСА ПВД «Планета» выполняет следующие основные функции:
- составление расписания движения (плана полетов) на заданную дату в определенном аэропорту, зоне УВД (районе, секторе) и т. д.
- предварительное планирование движения воздушного судна (ВС) на основе действующего расписания и планов полетов (ФПЛ)
- суточное планирование полетов
- создание и обработку предварительных и повторяющихся планов полетов
- автоматическое отслеживание состояния плана полетов на текущие сутки на основании сообщений по сети АНС ПД и ТС (AMHS)
- формирование, прием, передачу и хранение телеграфных сообщений по сети АНС ПД и ТС
- создание выходных форм из плана полетов (выписки) в необходимом объеме
- расчет ожидаемой интенсивности полетов в аэропорту, зоне УВД (районе, секторе) или конкретной точке воздушной трассы (ВТ)
- расчет времени входа ВС в зону управления или пролета заданной точки
- расчет плановой траектории полета ВС по всему маршруту — от взлета до посадки
- поддержку «Протокола информационного взаимодействия между смежными органами УВД, оснащенными автоматизированными системами (средствами) управления воздушным движением с функцией обработки планов полетов» (OLDI) • ввод данных структуры воздушного пространства в формате ARINC 424-15 • передачу уточненных плановых данных по маршруту полета ВС (используя канал АНС ПД и ТС) • согласование условий входа в смежные РЦ по каналу АНС ПД и ТС
- автоматизированную подстановку адресов по маршруту полета (при наличии информации — ЕЕТ/, четырехбуквенных обозначений (индексов) РЦ (ВРЦ с правом непосредственного УВД) ЕС ОрВД, через районы которых выполняется полет (в хронологической последовательности), в поле 18 Плана полета)
- отображение метеоинформации (табло КРАМС) на рабочих местах АДП
- выделение рейсов, на которые нет подтверждающей информации на выполнение полета (РПЛ и ПЛН)
- создание архивов планов полетов и телеграфных сообщений за определенный период
- получение справочной информации об аэропортах, авиакомпаниях, воздушных судах
- предоставление расчетов за обслуживание ВС, составление реестров и выставление счетов.
Список литературы
- Автоматизированные системы управления воздушным движением: Новые информационные технологии в авиации; Под ред. С.Г. Пятко и А.И. Краснова. – СПб.: Политехника, 2004.
- Анодина Т.Г., Кузнецов А.А., Маркович Е.Д. Автоматизация управления воздушным движением; Под ред. А.А. Кузнецова. – М.: Транспорт, 1992.
- АС УВД. Новые информационные технологии в авиации: Учеб. пособие / Р.М. Ахмедов, А.А. Бибутов, А.В. Васильев и др. Под ред. С.Г. Пятко и А.И. Красова. – Спб.: Политехника, 2004. – 446 с.
- Концепция и системы CNS/ATM в гражданской авиации; Под ред. Г.А. Крыжановского. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
- Логвин А.И., Епифанцева Д.А. АС УВД. Учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2009. – 80 с.
- Наставление по производству полетов в гражданской авиации. НПП ГА-85. - М.: Воздушный транспорт, 1985