Имущество нематериального характера может приносить выгоду компании наравне с основными средствами. Такие объекты используются в предпринимательских целях длительное время и не имеют вещественной формы. Нематериальные активы (НМА) относят к внеоборотным, поскольку они не предназначены для разового применения. Расходы на их создание (приобретение) учитываются в стоимости готового изделия (услуги) постепенно и пропорционально сроку их использования. [1]
Исчерпывающего перечня нематериальных активов в нормативных актах нет. Примеры НМА приведены в ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и Положении по ведению бухучета №34н:
- авторские права на IT-программы, базы данных, научные, художественные произведения;
- патенты на изобретения, производственные образцы, модели [2];
- достижения селекции, товарные знаки, бренд, свидетельства «ноу-хау»;
- деловая репутация компании. [3]
Кратко, инвентаризация нематериальных активов – это проверка документации, подтверждающей права компании на использование НМА, и правильности учета объектов на счетах. То есть уточняется, правомерно ли конкретный объект учтен в балансе по счету 04 и корректность бухгалтерских записей по приему/выбытию. В отличие от основных средств по таким инвентарным объектам контролируется не физическое наличие, а место и факт использования.
Периодичность и частоту проверок устанавливает руководитель в общих внутренних правилах по проведению инвентаризации. Обязательно проведение до составления годового отчета, при смене материально ответственных сотрудников, при установлении хищения, в случае чрезвычайных ситуаций и при ликвидации организации.
Инвентаризацию проводит специально сформированная комиссия, состав которой утверждает руководитель компании (приказ по ф. ИНВ-22). В комиссию входят представители руководства, бухгалтерии и профильные специалисты. Комиссия приступает к работе только при присутствии всех членов. Обязательно участие лиц, персонально отвечающих за сохранность правоустанавливающей документации на инвентаризуемые объекты.
До начала проверки комиссия получает последние документы и отчеты о постановке на учет/выбытии НМА.
Результаты ревизии фиксируются в инвентаризационных описях (актах) в 2-х экземплярах в конце каждого рабочего дня. Описи подписывают все члены комиссии, а также ответственные за сохранность документов сотрудники. Последние в конце описи расписываются в том, что присутствовали при проверке, что нет претензий и документация принята ими на ответственное хранение.
Если комиссия выявила несоответствие учетным данным или неправомерность учета объекта как НМА, то расхождения отражаются в сличительной ведомости. Выявленные итоги расхождений принимают к учету.
Что проверяется при инвентаризации НМА:
- Документы на приобретение (создание) НМА:
- лицензионные, авторские договоры;
- патенты;
- свидетельства о регистрации (в т.ч. госрегистрация);
- передача исключительных прав.
Из содержания документов – есть или нет у компании исключительные права на объект – комиссия делает выводы о правильности отнесения имущества по счету 04 «Нематериальные активы». Обязательно проверяется действительность прав компании по сроку, факт последующей передачи актива и его основания (аренда, переход исключительного права).
- Если проверка документации подтвердила верную классификацию актива, далее проверяется правильность учета в инвентарных карточках. На этом этапе контролируется:
- место использования;
- корректность определения инвентарного объекта, выделение учетной единицы (один объект или комплекс исходя из самостоятельности функций);
- своевременность отражения бухгалтерских записей при постановке и списанию на учет;
- полнота формирования первоначальной стоимости, решение о последующей переоценки и регулярность ее проведения;
- определение срока полезного использования, способа начисления амортизации и ее ежегодный пересмотр на актуальность.
Если проверкой документации выявлено неоприходование или несоответствие инвентарных объектов статусу НМА, эти факты отражаются в сличительной ведомости. Недостача выявляется либо отсутствием (потерей) самого актива или правоустанавливающих документов.
По завершению работы комиссия оформляет инвентаризационную опись по унифицированной форме № ИНВ-1а для нематериальных активов. Разрешено разработать собственный бланк, где по каждому проверенному объекту указывается:
- наименование, назначение, характеристика (кратко);
- документ о регистрации (наименование, дата, номер);
- дата постановки на учет;
- стоимость по данным первичной документации и бухучета.
Если комиссия обнаружила нематериальные активы, которые не учтены в балансе, их тоже включают в форму ИНВ-1а, при этом стоимость учета должна соответствовать рыночной цене. Документ подписывают все члены комиссии и сотрудник, отвечающий за сохранность правоустанавливающих документов на НМА. Один экземпляр описи передают в бухгалтерию, второй оставляет у себя ответственный сотрудник. От виновных исполнителей комиссия требует письменные объяснения.
Во всех случаях расхождения с учетными регистрами (излишек/недостача инвентарных объектов) заполняют сличительную ведомость ф.ИНВ-18 в 2-х экземплярах, а результаты отражают в учете:
- синтетическом – в балансе по счетам;
- аналитическом – в данных инвентарных карточек.
Из всего этого можем сделать следующий вывод, инвентаризация нематериальных активов – очень важный элемент в работе организации. Также необходимо отметить, что этот процесс очень трудоёмок и требует постоянного изучения.
Список литературы
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
- Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975)
- Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598)