Важным элементом в механизме обеспечения пожарной безопасности является государственный пожарный надзор, который представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, а также подведомственных им государственных учреждений. Их цель - предупреждение, выявление и действия по прекращению нарушений требований пожарной безопасности.
При проведении пожарного надзора приходится сталкиваться со следующими проблемами в работе:
1. Низкое качество нормативно-технической базы в области пожарной безопасности.
В современных условиях нормативно–техническая работа становится все более важной, многогранной и технически сложной, требует от работников ГПН максимального приложения усилий, так как именно эта деятельность позволяет исключать недостатки в противопожарном обеспечении объектов на стадии их проектирования и строительства, то есть с наименьшими издержками.
Буквальное понимание нормативных требований, которые содержатся во всевозможных нормативных документах в огромном количестве случаев, приводит к нарушениям конституционных прав предпринимателей и юридических лиц беспрепятственно пользоваться личным имуществом, к грубым ошибкам при оценке соответствия объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности и незаконным обвинениям в небрежном отношении.
Первопричинами данных распространенных ошибок являются неисчислимые нормативные конфликты, которые состоят в том, что требования пожарной безопасности, регламентированные СНиП, СП, НПБ, ППБ не принимают во внимание требования национальных стандартов и множества иных нормативных документов, которые предусматривают расчетную оценку пожарных рисков. Данное упущение приводит к непродуктивному и малоэффективному использованию выделенных средств на обеспечение пожарной безопасности, а еще не предупреждает, а иногда создает дополнительную опасность людям и влечёт за собой вред экономике в виде упущенной выгоды, размер который существенно превышает потери от пожаров.
Согласно условиям соответствия требованиям пожарной безопасности обязательно выполнение требований документов в области стандартизации (СП, ГОСТ Р), которые согласно основам стандартизации закона «О техническом регулировании» носят добровольный характер. Получается, что нормативные документы противоречат друг другу. За нарушение требований документов в области стандартизации на предпринимателя может быть наложен штраф. В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона № 184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Любые нормативные и нормативно- правовые акты и документы, кроме технических регламентов должны применяться на принципах добровольного применения.
Однако в соответствии со статьей 6 Федерального закона №123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» нормативные документы могут носить добровольный характер применения только тогда, когда на объекте проведена оценка пожарного риска, не превышающая допустимых значений
2. Одновременное возложение одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Вследствие проблемы одновременного возложения одних и тех же полномочий на несколько органов государственного надзора возникает затруднение в определении области ответственности органов федерального государственного пожарного надзора при выполнении оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Государственный контроль в сфере технического регулирования это один из основных элементов системы правового регулирования.
Осуществление административного надзора в сфере технического регулирования основывается на двух основных нормативно-правовых актах:
- Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [7].
- Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
На данный момент получается так, что нет определенного разделения областей административного надзора, соответственно, не всегда получается избежать повторения полномочий. Вместе с тем, следует признать, что данная практика разделения полномочий расходится с требованиями принципов, заложенных в статье 3 ФЗ №184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и статье 3 ФЗ №294 от 26.12.2008«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым, не допускается одновременное возложение одних и тех же полномочий на два и более надзорных органа. Именно поэтому, данное разделение не даёт возможности конкретно вычислить отдельные механизмы контроля, из-за этого невозможно сформировать подробный список контрольно-надзорных функций, а в свою очередь существенно уменьшить количество надзорных органов.
Практика осуществления надзорной деятельности доказывает, что в области технического регулирования более эффективно разделять полномочия по надзору за различными этапами жизненного цикла между разными надзорными органами.
3. Проблемы пожарного аудита
- Низкое качество проведения НОПР.
- Отсутствие возможности не включения в план проверок должностными лицами ФГПН объектов защиты при наличии положительного заключения пожарного аудита.
- Несовершенство методик проверок должностными лицами ФГПН.
- Неопределённость термина «Объект защиты» в части целей и объекта применения НОР.
На сегодняшний день пожарный аудит является одним из основных подтверждений соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
Поэтому данная деятельность должна осуществляться ответственно и без допущения ошибок, и проводиться высококвалифицированными специалистами. Так как некачественная и халатная работа может привести к летальным последствиям. Для осуществления эффективной работы, специалистам экспертных организаций требуется высокотехнологичное оборудование для испытаний.
Список литературы
- Федеральный закон «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 года №63–ФЗ[Электронныйресурс].-URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
- Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 года №195 – ФЗ [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года №184-ФЗ [Электронный ресурс].–URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ [Электронныйресурс].-URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/
- Государственный стандарт СССР ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 14 июня 1991 г. N 875) [Электронный ресурс]. – URL:http://docs.cntd.ru/document/9051953/