На протяжении всей истории образовательной системы, как российской, так и зарубежной, методисты сталкиваются с проблемой, требующей правильного решения. Данная проблема заключается в несоответствии требований, предъявляемых в начальной, средней и старшей школе к уровню знаний обучающихся, которые они получили на предыдущей ступени. Иными словами, содержание учебно-методических комплексов построено так, что они не в полной мере опираются на ранее полученные знания. В связи с этим часто выпускники школ имеют трудности с поступлением в вузы и на этапе сдачи вступительных экзаменов.
Для решения вышеизложенной проблемы, а также с целью модернизации образования, в Министерстве образования РФ был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [7], который помогает объединить требования, предъявляемые школьникам, с содержанием образовательной программы. То есть в ФГОС прописывается что и на каком уровне должен знать каждый ученик, обучаясь в том или ином звене. Согласно ФГОС выпускники школ, пройдя курс «Иностранный язык» должны сформировать элементарную иноязычную коммуникативную компетенцию. Если рассматривать ФГОС НОО, то мы увидим, что по окончанию младшей школьной ступени дети должны иметь способности общаться с носителями языка в определенных ситуациях, в чем им должны помочь умения и навыки, приобретенные в начальной школе в ходе изучения иностранного языка [2; c.820].
ФГОС предполагает формирование основных трех групп результатов, получаемых выпускниками школ: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) – это совокупность принятых обязательных требований, которые должны учитываться при выполнении программы обучения для начального общего образования всеми образовательными учреждениями без исключения [7].
В процессе разработки стандартов для начального общего образования (1 – 4 классы) должны учитываться психологические, физиологические и возрастные особенности школьников. То есть следует учитывать их индивидуальные особенности, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья). Учет данных факторов поможет в полной мере реализовать творческий потенциал ребенка и помочь ребенку в формировании коммуникативных навыков при общении со взрослыми людьми и со сверстниками [1].
Федеральный государственный стандарт большую роль выделяет самостоятельной работе обучающегося. Поэтому дифференцированное обучение, методы проблемного обучения играют значительную роль в деятельности учителя иностранного языка. Применяя данные методы на практике у детей развивается активное мышление, в результате чего обучающиеся не просто заучивают информацию и механически воспроизводят ее, но и также применяют данную информацию на практике [4; c.157].
Как известно, знание большого количества иностранных слов не дает в полной мере уверенность в проведении успешной коммуникации с носителями языка. В первую очередь, для формирования навыков речевой деятельности на том уровне, который прописан в ФГОС НОО, важно применение активной устной практики для каждого ребенка. В связи с тем, что в наших школах английский язык преподается не носителями языка, затрудняется процесс коммуникации на иностранном языке. Поэтому для решения этой проблемы недостаточно просто включать в урок условно-коммуникативные упражнения. Необходимым условием в успешном процессе обучения языку является предоставление обучающимся возможности мыслить самостоятельно. Например, рассмотрим ситуацию: ведя монолог, школьник затрудняется перевести свою мысль с родного на иностранный язык или сомневается в правильности сказанного. В данном случае учителю ни в коем случае нельзя просто перевести выражение, с которым возникли трудности у ребенка. Наоборот, учитель должен предоставить ребенку возможность рассуждать о возможных путях решения данной проблемы. То есть в центре внимания должен стоять не язык, а мысль, которую он будет выражать, используя язык.
Важно отметить, что на основании прописанных требований ФГОС к конечным результатам образования, происходит разработка примерных программ по различным учебным предметам, в частности, и по иностранному языку. Примерная программа является образцом для составления рабочих программ, по определенным предметам. Однако данные программы дают определенную свободу для авторов в составлении учебного курса. То есть автор может вносит некие изменения в структуру, содержание и последовательность материала, которые предстоит изучить школьникам [3; c. 166].
Данная тенденция наблюдается во всех УМК по английскому языку. Рассмотрев некоторые из них, мы остановили свой выбор на УМК «Starlight». Более подробно нами будут рассмотрены УМК «Starlight 3» [5] и «Starlight 4» [6].
Содержание УМК должно быть построено таким образом, чтобы к концу программы у детей были обязательно сформированы три содержательные линии, к которым относят:
- умение обучающихся общаться на иностранном языке в различных видах речевой деятельности;
- языковые средства, а также навыки оперирования данными средствами;
- знания и умения в социокультурном плане [4; c. 129].
Практической целью УМК «Starlight 3, 4» для начальных классов является формирование умений коммуникации на английском языке на элементарном уровне, при этом обязательно должны учитываться их речевые возможности. Коммуникация детей на английском языке должна опираться на потребности детей в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме.
Обобщив сказанное, рассмотрим лексические компетенции, которыми выпускник начальной школы должен обладать согласно требованиям ФГОС, и которые формируются в процессе обучения по УМК «Starlight»:
1) начальные навыки общения ребенка: в данном случае учитываются как устная, так и письменная форма выражения. При этом данные навыки должны, в первую очередь, помочь ребенку в совершении успешной коммуникации с носителями языка;
2) начальные лингвистические представления, которые помогают школьнику овладеть устной и письменной речью на иностранном языке;
3) дружелюбное отношение и толерантность к носителям языка, а также общее представление о художественной литературе, ее героях и основных сюжетов произведений, написанных носителями иностранного языка;
4) сформированные навыки смыслового чтения текстов с последующим выражением личного мнения относительно прочитанного текста, а также умение составлять тексты на определенную тему, опираясь на изученный материал.
В учебно-методический комплекс «Starlight 3, 4» включены следующие компоненты: учебник (в двух частях), рабочая тетрадь (в двух частях), книга для учителя (в двух частях), аудиокурс для занятий в классе, аудиокурс для занятий дома, рабочие программы; контрольные задания, сборник упражнений, сборник грамматических упражнений, Языковой Портфель.
Отличительной чертой данного УМК является модульное построение учебника и наличие аутентичных материалов о России.
В связи с тем, что данный курс отвечает требованиям Федерального Государственного стандарта, его содержание составляет основу для формирования рефлексивного мышления у школьников. Данный курс помогает школьникам не только получить новые знания в иностранном языке, но и возможность применять их на практике. Основной целью данного курса является дать возможность ребенку учиться самостоятельно и быть способным оценивать себя. УМК «Starlight 3, 4» создает такую сферу обучения, при которой обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса. Данный курс определяет формы обучения, которые наиболее приемлемы школьникам на начальном этапе обучения. Это работа в группах и использование современных технологий обучения. В результате этого формируется компетентный пользователь иностранным языком, который готов осознанно вести диалоги и полилоги.
Отличительными характеристиками курса являются следующие характеристики:
- аутентичность языковых материалов (как российских, так и зарубежных);
- соответствие традициям и целям российской школы, которые заключаются в формировании поликультурной личности, при помощи предмета «Иностранный язык»;
- модульное построение учебника. Структура учебного материала соответствует структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности;
- информационно – компьютерные технологии;
- практико-ориентированный характер;
- использование аутентичных текстовых материалов о России, а также использование родного языка и культуры в процессе обучения;
- воспитательная и развивающая ценность материалов.
Таким образом, при анализе УМК «Starlight» авторов: К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс, выявлено, что данный комплекс отвечает требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам и примерных программ по английскому языку для начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Помимо этого, определено, что УМК «Starlight» для младшего школьного возраста ставит своей практической целью умение вести диалог на английском языке с носителем языка, учитывая языковые и речевые особенности детей данного возрастного периода.
Список литературы
- Ажмякова Н.Н. Межкультурное воспитание младших школьников в учебном процессе (на примере обучения иностранному языку) / Удмурт. гос. ун-т. Ижевск, 2003. – 237с.
- Ахмедова М.Х. Психологические особенности обучения иноязычному говорению // Молодой ученый, 2014. — №3. — С. 819-821.
- Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Цетлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе // М.: Просвещение, 1967. – 304 с.
- Савина А.Г., Блок А.В. Формирование структуры и содержания учебно-методических комплексов дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС // Фундаментальные исследования, 2014. – № 5.
- Учебник английского языка для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского языка Starlight 4 (Звездный английский) К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс - М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
- ФГОС НОО утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373.
- Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.