Сложившаяся современная социально-политическая ситуация в обществе предъявляет новые требования к системе образования. В настоящее время содержание, формы и методы обучения должны способствовать процессу естественного социокультурного взаимодействия участников образовательного процесса.
Проблемы образования и воспитания детей в полиэтническом обществе актуальны сегодня во всем мире, поэтому концепции поликультурного образования постепенно завоевывают мировое образовательное пространство. В основе этих концепций лежит тезис о том, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец».
Поликультурное образовательное пространство - это необходимое объективное условие для широкого использования проектной деятельности обучающихся в культурной сфере. Следовательно, культуротворческая миссия школы – приоритетность становления личности в культуре, которая предполагает взаимодействие непосредственных участников образовательного процесса в пространстве разнообразных проектных культуро-ориентированных практик, а также эффективную самореализацию каждой личности.
Необходимой предпосылкой для становления системы поликультурного образования является создание объективных условий, то есть создание поликультурного образовательного процесса.
В последние годы в нормативно-правовом поле Российской Федерации произошли изменения, которые обеспечили законодательную базу реализации личностно ориентированной парадигмы образования. Вопросы управления проектной деятельностью нашли отражение в содержании принципиальных позиций образовательного процесса, закрепленных в федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС), профессиональных стандартах педагога, в федеральных образовательных программах и концепциях развития образования. Системно-деятельностный подход, обеспечивающий проектную деятельность обучающихся, лежит в основе ФГОС нового поколения.
Данные документы определяют приоритет проектного обучения образования как особого типа образования, основывающегося на организации взаимодействия обучающихся и педагогов в ходе проектной деятельности, при котором созданы необходимые условия для развития способности к самообразованию, самоопределению, познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творчеству, самореализации посредством создания проектов в учебной и внеучебной деятельности.
Успешная реализация поликультурного образования – сложный, уникальный, динамичный и противоречивый процесс. Личность, у которой веками складывается психологическая структура различий «свой - чужой», «мы – не мы», «мои - чужие», не в состоянии миролюбиво и плодотворно жить, трудиться в поликультурной среде. [1]
Жизненный опыт показывает, что на почве неприязни к людям других рас, вероисповеданий, национальностей повышается уровень агрессии, социальной напряженности, сопровождающийся бесконечными военными конфликтами, террористическими поступками и другими негативными проявлениями межнационального противостояния.
К наиболее существенным факторам актуализации в образовании его поликультурности относятся: глобализация (объективное усиление взаимовлияния стран и народов); интеграция России в мировое культурное и образовательное пространство; развитие демократических процессов в мире; экономические, политические, культурно-духовные и социальные реалии сегодняшнего дня; перспективы развития цивилизации; миграционные процессы; необходимость соблюдения в организациях образования и общества в целом баланса между национальными и культурно-образовательными традициями и традиционным образованием универсального характера; необходимость диалога культур и сотрудничества, бесконфликтного сосуществования национальных сообществ и общества в целом. [4]
Необходимой предпосылкой для становления системы поликультурного образования является создание объективных условий, то есть создание поликультурного образовательного процесса.
Решение успешной реализации поликультурного образования может быть найдено в организации проектной деятельности в урочной и внеурочной формах. Теоретические знания находят применение в практической деятельности (внеурочные занятия) для решения конкретно поставленных задач, а знания, которые применены в практических действиях, усваиваются лучше в учебной деятельности.
В связи с этим, важное место в системе образования занимает организация проектной деятельности обучающихся. Одной из приоритетных и важных задач на современном этапе развития образовательной системы является формирование у обучающихся основ проектной деятельности, особенностей проектной культуры, а так же развитие навыков взаимодействия внутри поликультурной среды. Технологии педагогического проектирования является способом формирования проектного взаимодействия с миром, снимающего противоречия современного образования и в целом, общественного развития.
Особое значение проектная деятельность имеет в поликультурной среде, поскольку акценты переносятся на интеллектуально-духовное, свободное развитие, полное раскрытие творческого потенциала в содружестве со всеми совместно проживающими этносами. Это формирование не только интеллектуальной компетентности, но и поликультурной компетентности, практической действенной инициативы, способности к самоорганизации и к саморегуляции в сотрудничестве.
Особое значение для данного исследования имеют работы Н.П. Филатовой, В.Ю. Хотинец, в которых авторы доказывают позитивное влияние проектной деятельности на становление поликультурной компетентности, играющей важную роль для обеспечения совместной жизнедеятельности человека в многонациональной среде. Согласно словам В.Ю.Хотинец, «в России поликультурное образование осуществляется на основе базовой ценности, раскрывающей каждую личность и каждый народ как культуру, а образование как диалог культур». [7]
Технология управления проектной деятельностью школьников позволяет интегрировать знания и способы учебной ивнеучебной деятельности, создать благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся, стимулирования их творчества и познавательной активности, адаптации к учебному процессу.
Успешное применение технологии проектно-исследовательской деятельности в педагогической практике требует от учителей не только знаний и мастерства, но и профессиональной мотивации, понимания, что данный инструмент, хотя и предполагает дополнительные трудозатраты, важен для решения задач развития и образования обучающихся.
Для эффективного управления проектной деятельностью школьников в образовательной организации нужно учитывать шесть психолого-педагогических условий:
1.Управление проектной деятельностью на основе диагностики психологического развития и образовательной подготовки школьников.
2.Организация проектной деятельности обучающихся как одно из условий формирования универсальных учебных действий.
3. Учет возрастных особенностей, обучающихся при организации проектной деятельности.
4.Формирование готовности педагога к управлению проектной деятельностью.
5. Обучение младших школьников способам решения учебно- исследовательских, творческих задач.
6.Организация проектной работы с учащимися в урочной и внеурочной деятельности.
Таким образом, вовлечение школьников в проектную деятельность необходимо. В школьном возрасте закладываются личностные качества, формируются отношения в коллективе. Кроме того, в процессе проектирования у учащихся формируется система интеллектуальных, общетрудовых, специальных знаний, умений и навыков; воспитывается коммуникативность, инициативность, предприимчивость, полиэтническая культура.
Список литературы
- Бакаева. М. И. Особенности реализации поликультурного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. . - 2015. - №4. - С. 22-24.
- Икоева И.Т. К проблеме формирования поликультурной грамотности учащихся//Материалы Всероссийской практической конференции «Инновационная развивающая Россия: проблемы, тенденции, перспективы». - Волгоград, 2011.- С. 112-116.
- Икоева И. Т. Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. н наук: 13.00.01. - Владикавказ, 2011. - 23 с.
- Икоева И. Т. Проектирование системы поликультурного образования в общеобразовательной школе: дис. Канд. пед. н. наук: 13.00.01. - Владикавказ, 2011. - 87 с.
- Насырова М.Б. Поликультурное образование: факторы актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания // ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2014. - №4. - С. 186-191.
- Мкртычева Н.М., Икоева И.Т. Формирование системы поликультурного образования в общеобразовательных школе. - 3-е изд. - Кострома: Вестник , 2012. - 47 с.
- Палаткина Г.В. Поликультурное образование: факторы актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания // Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на родных традициях. - 2002. - №5. - С. 41-47.
- Супрунова Л.Л. Поликультурное образование как важное направление модернизации школы в постиндустриальном обществе // Или непрерывного образования в поликультурном обществе . - 2015. - №2. - С. 81-89.
- Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Инновации в образовательных учреждениях. - 2011. - №5. - С. 43-47.
- Цаллагова З. Б. Этнопедагогический диалог культур: (Науч.-метод. разработка проблемы формирования культуры межнациональных отношений). Владикавказ :Изд-воСев.-Осет. гос. ун-та, 2001.