РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РФ

В статье рассматриваются современные подходы к обеспечению профессиональной компетентности кадров государственной гражданской службы Российской Федерации. Диагностирована существующая система профессионального образования и развития государственных служащих. Проведен анализ статистических данных на примере Белгородской области, который позволяет сделать выводы о том, какое внимание уделяется развитию профессиональной компетентности государственных служащих.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (93), Ноябрь ‘22

Дата публикации 22.11.2022

Поделиться

На данный момент времени одной из проблем стратегического характера является построение стабильной и эффективной системы государственного управления в современной России. В связи с этим, современное развитие российской государственности характеризуется повышенным вниманием к вопросам компетентности и профессионализма государственных служащих, от которых зависит обеспечение эффективного функционирования государственной власти и управления.

Приходиться отмечать, что принципу компетентности сотрудников государственных органов уделяется недостаточное внимание при назначении на должность. Профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих, включающие в себя знания теории управления, высокую общую культуру, духовно - нравственные ценности человека и его управленческие способности, далеко не всегда принимаются во внимание.

Государственный служащий - доверенное лицо, являющееся непосредственным  связующим звеном между властью и народом. По этой основной причине профессиональной направленностью деятельности работников аппарата государственных органов априори предполагаются повышенные требования по отношению к профессиональным знаниям и умениям, которыми служащие призваны владеть. Нельзя забывать и о так называемой «человековедческой» компетентности, символизирующей наличие «гуманитарного тезауруса»[1].

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2] система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:

– профессиональную подготовку;

– профессиональную переподготовку;

– повышение квалификации;

– стажировку.

Наименование нормативного правового акта, которым в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2] утвержден государственный заказ на дополнительное профессиональное образование служащих субъекта Российской Федерации.

График обучения государственных гражданских служащих Белгородской области, а также лиц, включенных в кадровый резерв и резерв управленческих кадров области, в 1 квартале 2021 года. [3]

п/п

Наименование образовательной программы

Форма обучения

Кол-во часов

Кол-во чело-век

Сроки реализации образовательной программы

 (с 14.00 до 18.15 часов)

начало обучения

окончание обучения

 

Ораторское мастерство и навыки публичного выступления

очно-заочная с применением сетевой формы реализации

72

15

1 февраля

12 февраля

 

Бережливое управление: базовые знания

очная

18

30

2 февраля

4 февраля

 

Морально-этические и нравственные нормы в обеспечении антикоррупционного поведения государственных гражданских служащих

очная с применением дистанционных образовательных технологий

18

20

8 февраля

10 февраля

 

Личная эффективность государственного служащего

очно-заочная с применением сетевой формы реализации

32

22

15 февраля

19 февраля

 

Основы управления проектами

очная

24

30

16 февраля

19 февраля

 

Актуальные вопросы государственного управления и государственной гражданской службы

очная с применением сетевой формы реализации и дистанционных образовательных технологий

40

22

24 февраля

4 марта

 

Бережливое управление: углубленные знания

очная с применением дистанционных образовательных технологий

24

30

1 марта

4 марта

 

Формирование и развитие антикоррупционной мотивации в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

очная с применением дистанционных образовательных технологий

16

17

15 марта

17 марта

 

Бережливое управление: углубленные знания

очная с применением дистанционных образовательных технологий

24

30

16 марта

19 марта

 

Повышение эффективности предоставления органами исполнительной власти государственных  услуг

очная с применением сетевой формы реализации и ДОТ

32

20

22 марта

26 марта

 

Адаптивные модели управления проектами в государственном секторе

очная

18

25

31 марта 

2 апреля

 

О дополнительных профессиональных программах [4]

/п

Дополнительная профессиональная программа

Количество служащих субъекта Российской Федерации, прошедших обучение по данной дополнительной профессиональной программе чел.

% от общего количества служащих субъекта Российской Федерации, прошедших обучение в рамках государственного

заказа на 2021 год, %

1

Профессиональная переподготовка объемом более 500 часов

5

1.4

2

Повышение квалификашш объемом от 16 до 72 часов, в том числе:

360

98.6

2.1

Повышение квалификации объемом от 17 до 40 часов

284

77.8

2.2

Повышение квалификации объемом от 41 до 72 часов

76

20.8

Таким образом, уделяется большое внимание профессиональному развитию государственных гражданских служащих, предоставляется большой объем ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. Кадровые службы органов государственного управления ведут планомерную работу по организации переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, которое воспринимается ими как эффективная форма профессионального развития. В то же время оценка развития личности служащего как профессионала, роста его компетентности и связанное с этим должностное продвижение и прохождение государственной службы в целом не являются объектом внимания специалистов кадровых служб.

Для совершенствования системы профессионального развития государственных служащих  можно предложить:

1. Создать единый специализированный информационный ресурс, а также механизм мотивации государственных служащих к непрерывному профессиональному развитию;

2. Необходимо внедрить новые формы профессионального развития государственных служащих, обеспечивающие повышение эффективности их профессиональной служебной деятельности, а также дополнительные механизмы финансирования профессионального развития государственных служащих исходя из потребности государственных органов.

3. Создание условий для повышения компьютерной грамотности, необходимой для исполнения должностных обязанностей государственных служащих.

Прогнозируется достижения следующих результатов:

1. Внедрение новых форм профессионального развития государственных  служащих, обеспечат их мотивацию к непрерывному профессиональному развитию и повышение эффективности их профессиональной деятельности;

2. Усиление влияния профессионального развития государственных служащего на его должностной рост.

Как представляется, предпринимаемые меры будут способствовать созданию условий для непрерывного обучения служащих. Поэтому дистанционная форма будет преобладающей, что, безусловно, экономически обоснованно.

Постоянное и непрерывное профессиональное развитие, повышение квалификации должно стать основным направлением кадровой политики в тех случаях, когда речь идет о повышении профессиональной компетентности служащих. Начальное формирование профессиональной компетентности, ее формирование и дальнейшее развитие должны быть непрерывны и сопровождать все этапы службы на государственных должностях.

Список литературы

  1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, Дополнительное профессиональное образование кадров [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
  2. Аверин, А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих: учебное пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2015. С. 63.
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации / Офиц. текст [Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ].
  4. Официальный сайт Министерства общественных коммуникаций Белгородской области [Электронный ресурс]: http://dkp31.ru/deyatelnost/professionalnoe-razvitie-grazhdanskih-i-municipalnyh-sluzhashih/professionalnoe-razvitie-grazhdanskih-i-municipalnyh-sluzhashih/

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary