В настоящее время актуальность изучения языка очей и говора жестов набирает свою популярность. Всё больше люди начали углубляться в язык тела и его значение. Если вы желаете понять, чего на самом деле хотят люди из вашего окружения? О чем говорит взгляд человека и его жесты? Это достаточно просто, если понимать язык телодвижений, мимики и жестов-невербальная речь, которая подтверждает или опровергает смысл сказанного. В ней имеет значение все: от малейшего движения тела и позы до зрительного контакта, физической дистанции и громкости голоса. Насколько же можно доверять тому, что говорит язык тела? Практически на сто процентов! Конечно, есть люди, которые осознанно используют некоторые невербальные сигналы, чтобы ввести окружающих в заблуждение, но при достаточной практике и наборе знаний их легко раскусить. Если речь - это язык нашего сознания , то мимика, жесты и движения тела - это язык подсознания. Подсознание не умеет врать, наоборот - оно, как ребенок, всегда говорит правду. Когда мы передаем информацию словами, наше подсознание общается совсем иначе.
Начало развития и появления
К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога специалиста в области невербалики. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала 60х годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации. Так же влиятельной работой начала XX века была работа Чарльза Дарвина "Выражение эмоций у людей и у животных", опубликованная в 1872 году, Она стимулировала современные исследования в области "языка тела", а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.
Основные коммуникационные жесты, их значение
С помощью этой информации вы сможете практически читать мысли ваших собеседников а также понимать их истинные эмоции и намерения даже без слов.
А как понять что человек вам врёт или как не попасться на этой лжи самому?
Обратите внимание на глаза: «Вытаращенные» (широко раскрытые глаза) означают неожиданное удивление, неожиданная встреча, внезапная радость, испуг, большое любопытство, наивность. Полностью открытые глаза: высокая восприимчивость, мечтательность, беспредельное доверие. Такой прием могут использовать люди, стремящиеся создать впечатление простака, наивного человека. Прикрытые глаза: равнодушие, отсутствие интереса, утомление, скука, высокомерие, высокое самомнение. Суженный или прищуренный взгляд: пристальное наблюдение, напряжение, хитрость. Сужение или расширение зрачка: Усиление или ослабление внимания, интереса. Зрачок расширяется – эмоциональное возбуждение, страх, боль, душевное напряжение. Зрачок сокращается – расслабление, покой, тихая радость. Прямой взгляд: интерес, уважение, самоуважение, открытая позиция, уверенность, готовность к контакту. Взгляд, направленный вдаль: задумчивость, сосредоточенность, сомнение. Взгляд «сквозь» человека, подчеркнутое неуважение, агрессивная реакция. Помимо взгляда человека большую роль играет его направление: вниз (в пол или землю) - выдает слабого и неуверенного человека; влево – партнер пытается что-то вспомнить; вправо – предпринимается попытка солгать или придумать что-то; обращенный на лицо собеседника – говорит о внимании, интересе к партнеру; закатывание глаз вверх – расстройство или разочарование.
А Что же говорят о человеке его жесты? Активная жестикуляция в сочетании с позитивными высказываниями свидетельствует о доброжелательности, раскрепощенности. Резкие движения, чрезмерно активная мелкая моторика рук показывают беспокойство, волнение. А если человек говорит о том, что его волнует, и при этом стоит недвижим, то это подтверждает застенчивый характер, неуверенность или высокий самоконтроль, боязнь показаться невоспитанным. Я выделила универсальные и наиболее распространённые примеры языка тела: Руки, скрещенные на груди. Эта позиция почти всегда рассматривается как защитный жест, независимо от общего положения тела. Знак говорит о том, что человек закрыт, держит оборону или хочет спрятаться от чего-либо; Наклон головы на одну сторону -это обычно означает, что человек внимательно слушает и глубоко заинтересован темой беседы; Соединение пальцев и ладоней в шпиль или «домик» - Этот жест часто используют политики и бизнесмены, он говорит о наличии власти и контроля. Также он может присутствовать в момент раздумья или принятия важного решения; Тянуть или потирать ухо - Жест, обычно показывает, что человек принимает какое-либо решение. В то же время это может означать, что человек инстинктивно говорит: «не хочу это слышать»; Потирание глаз - Такой жест может сигнализировать о том, что человек ощущает обман, сомневается в сказанном или ему неприятно наблюдать открывшуюся картину; Положение, в котором человек подпирает голову одной или двумя руками в большинстве ситуаций свидетельствует о том, что ему скучно. Так же это может означать, что он устал или расстроен; Легкие касания, почесывания носа говорят о стремлении говорящего замаскировать свой обман. Если же этот жест выполняет слушатель – он сомневается в полученной информации или уличил собеседника во лжи; Неосознанная блокировка рта рукой означает, что человек лжет или хочет сдержать правдивую информацию; Сложенные за спиной руки могут восприниматься как сигнал разочарования, страха или гнева; Жест “пожимание плечами” означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь; Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти; Жест “расхаживание” служит знаком того, что не следует спешить; Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест закладывание рук за голову; Кивок «да» почти во всем мире считается согласием, одобрением, а жест покачивания головой для обозначения отрицания или несогласия.
Особенности языка жестов разных стран
Как и всякий язык, невербальный у каждого народа свой действительно, один и тот же выразительный жест у разных народов может иметь совершенно различное значение. Даже ваш костюм и его цвет могут нести неоднозначную информацию в разных частях света. Тот жест, которым русский человек сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии вы повернете указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то вас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу. Говоря о себе, европеец показывает на грудь, а японец на нос. В некоторых странах Африки смех — это показатель изумления и даже замешательства, а вовсе не проявление веселья. Движение пальцев из стороны в сторону имеет много разных значений. В США, Италии, Франции и Финляндии это может означать легкое осуждение. В Голландии и Франции такой жест просто означает отказ. Если жестом надо сопроводить выговор, то указательным пальцем водят из стороны в сторону около головы.
Этот краткий перечень довольно-таки стандартных жестов показывает, как легко непреднамеренно обидеть своих деловых партнеров — представителей другой национальной культуры.
Заключение
Общеизвестно, что при разговоре словами передается всего лишь 30% информации, в то время как большая часть - жестами (55%) и интонацией (15%). В принципе люди давно поняли, что для результативного общения понимать и чувствовать собеседника нужно, и делать это можно по-разному. В то время, как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другого народа он может обозначать или ничего или, того хуже, иметь прямо противоположное значение. Существует огромное количество различных жестов, которые можно интерпретировать как отдельно, так и в совокупности. Говор жестов - отличный первый шаг к пониманию истинных мотивов людей в разных жизненных ситуациях и умению подавать сигналы, которые выгодны лично для вас.
Список литературы
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов - СПб.: Питер, 1997. - 224 с.
- Аллан Пиз. Язык телодвижений. – Нижний Новгород: Издательство «Ай Кью», 1992. – 272 с.