Управление качеством продукции на предприятии

Управление качеством продукции на предприятии

Данная статья направлена на изучение особенностей управления качеством и требований к продукции соответственно стандартам. В работе рассмотрены стадии процесса контроля качества, факторы, влияющие на качество, группы показателей качества, а также изучены принципы организации контроля качества. Предметом исследования является процесс управления качеством различной продукции на предприятии. В ходе исследования были выявлены особенности управления качеством на предприятиях пищевой промышленности.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

На современном временном этапе рыночная экономика предъявляет все больше требований к сфере и системе управления качеством продукции на предприятии. Прежде всего это может быть обусловлено устойчивостью самой организации и ее положением на рынке, определяющимися через уровень конкурентоспособности. А саму конкурентоспособность связывают с действием множества факторов, главные позиции в которых занимает качество продукции [1, c. 18].

Сам термин “качество продукции” принято понимать по-разному, он имеет несколько определений, среди которых:

  1. Качество продукции — это совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность удовлетворять определенные потребности согласно ее назначению (стандарт ГОСТ 15467-79);
  2. Качество продукции — это совокупность свойств и характеристик услуги или продукции, придающие им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя (стандарт ИСО 8402—86);
  3. Качество продукции как “совокупность присущих продукции характеристик и свойств уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей” (Огвоздин В.Ю.) [5, c. 34].

Достаточно много авторов уделяли и продолжают уделять внимание вопросу контроля качество продукции, а именно, Д. Котон, М. Х. Мексон, А. А. Голиков, С. Т. Лапидус, Д. Х. Харингтон, С. Д. Ильенкова, М. Торстен, У.Э.Деминг, Г. Г. Азгальдов.

Данные исследователи придерживались мнения относительно того, что качество продукции — это совокупность свойств, совместное влияние которых направлено на возможность выделить особенности и отличия одного товара от другого, а зарождение качества происходит в процессе его выпуска.

Предприятия постоянно сталкиваются с контролем качества продукции и степенью совершенствования системы. Чтобы решить проблему контроля качества продукции, необходимо создать оптимальную систему менеджмента качества, которая отвечала за обеспечение производства конкурентоспособности и предоставления качественного продукта.  Предприятию важно установить контроль качества на всех этапах производственного процесса.

Повышение и совершенствование контроля качества продукции на предприятии выступает основной особенностью деятельности передовых компаний мира разнообразной направленности. Эффективный контроль способен воздействовать на качество товара, давая возможность избегать возникающие при работе сбои, выявить и ликвидировать их с наименьшими потерями для предприятия [5, c. 67].

 Важно отметить показатели, от которых зависит качество продукции на любом предприятии (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели качества продукции

Качество продукции зависит от:

Качества исходного сырья

Качества рецептур

Качества технологического процесса

Качества инвентаря

Качества труда

Системы производственного труда

 

Проведение системы контроля качества возможно осуществить через следующие стадии:

  1. Определение концепции контроля;
  2. Постановку задачи контроля, заключающейся в решении о необходимости, точности, регулярности, эффективности процесса управления качеством;
  3. Изучении субъектов и объектов контроля качества;
  4. Определение методов и средств контроля качества;
  5. Определение фактических и плановых показателей уровня качества;
  6. Поиск отклонений фактических показателей от плановых;
  7. Анализ отклонений и причин;
  8. Определение действий, направленных на устранение недостатков.

Существует ряд факторов, позволяющих обеспечить высокое качество продукции, а это: качественное сырье, налаженный выпуск одной и той же продукции, качественная новейшая техника, качественное проектирование, организация контроля и др. [8, c. 25].

В системе качестве продукции нужно придерживаться следующих принципов:

  1. своевременное точное планирование в области качества;
  2. организация работ по повышение качества;
  3. обеспечение безопасности продукции для покупателя и окружающей среды;
  4. распределение издержек по обеспечению качества продукта;
  5. непосредственное участие и ответственность органов управления предприятием в работах по повышению качества продукции;
  6. распределение обязанностей и полномочий на каждый этап процесса, обеспечивающий выполнение плана предприятия в области качества;
  7. совершенствование методов и средств обеспечения контроля качества [4, c. 34].

В нашем исследовании было принято решение акцентировать внимание на качестве продукции на предприятиях пищевой промышленности.

Пищевая промышленность является одной из важнейших отрвслей хозяйства в современной России. Данная отрасль создает пищевые продукты на основе переработки сельскохозяйственного сырья.

Продовольственная безопасность страны является одной из главных составляющих экономической безопасности.

В общенациональном аспекте продовольственная безопасность обычно включает:

  1. продовольственную независимость страны в соответствии с установленными критериями;
  2. равный доступ всех групп и слоев населения всех регионов страны к продуктам питания;
  3. безопасность и высокое качество продовольственных товаров.

Повышение качества продукции на предприятиях пищевой продукции в условиях глобализации экономики расценивается как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах является рост технического уровня и качества выпускаемой продукции.

 К методам определения качества пищевой продукции принято относить лабораторные м органолептические методы. Уровень качества продукции определяется количественной характеристикой свойств продукции, при этом выделяют единичные и комплексные показатели качества [2, c. 67].

Показатели качества продукции могут быть классифицированы по следующим свойствам (табл. 2):

Таблица 2.

Свойства качества продукции

по назначению

состав, биологическая и пищевая ценность продукта

по сохраняемости

пригодность продукции к использованию

по эргономике

привлекательность внешнего вида продукта

по эстетическим свойствам

рациональная форма тары, информационная выразительность, исполнение этикетки

по безопасности

безопасность продукции для здоровья

по коэффициенту материальных ресурсов

экономичность расходования сырья и энергоресурсов

по технологичности

использование прогрессивных технологий

по экологичности

уровень вредных воздействий на окружающую среду

по патентно-правовым свойствам

патентная чистота и защита продукта

 

Так, качество пищевых продуктов определяется через совокупность следующих критериев:

  1. содержание белков, жиров и углеводов, органических и минеральных веществ;
  2. химический состав;
  3. цвет, внешний вид, форма, размеры;
  4. сбалансированное содержание усвояемых незаменимых веществ (аминокислот, ненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, ферментов);
  5. консистенция, вкус, запах, аромат;
  6. наличие или отсутствие вредных токсичных веществ;
  7.  сроки и условия хранения, температура, влажность воздуха, наличие микроорганизмов.

Чтобы обеспечить качественное изготовление пищевой продукции и снабжать потребителя, необходимо оптимизировать эстетические, технические и эксплуатационные свойства, минимизируя затраты средств на создание и дальнейшее потребление продукции. 

Оптимальный уровень качества продукции — это сочетание всех имеющихся свойств, которые могут обеспечивать удовлетворение достаточных потребностей при минимальных затратах труда.

На обеспечение качества продукции существенно оказывают влияние такие показатели, как высокая производственная дисциплина работников, благоприятная производственная обстановка, а также материальная и моральная заинтересованность. А на сохранение качества пищевых продуктов влияет вид и качество сырья, способы и условия производства, упаковка и состояние тары, транспортирование и хранение [3, c. 54].

Предприятия пищевой промышленности должно понимать, что сертифицированная система менеджмента является минимальным требованием для нормальной деятельности предприятия в рамках ВТО. Разработка и внедрение сертифицированной системы менеджмента качества позволит любому предприятию функционировать на новом уровне.

На территории Российской Федерации пищевая промышленная является одной из крупнейших отраслей. Главной задачей остается удовлетворение потребностей людей в пищевых продуктах высокого качества и разнообразного ассортимента. Данная задача может осуществляться с помощью повышения эффективности производства, повышения конкурентности через применения современных систем менеджмента качества.

Чаще всего контроль качества на предприятии пищевой промышленности должен проходить в несколько этапов, заключающихся в анализе ситуации, обучении персонала, разработке документации и проведении внутреннего аудита.

Можно отметить, что самой оптимальной в любой сфере деятельности для использования является система управления качеством на предприятии, разработанная на основе международных стандартов ISO серии 9000. При этом необходимо наличие обученного квалицированного персонала или помощи специалистов по качеству, привлеченных со стороны [6, c. 12].

Говоря о внедрении системы качества на предприятии пищевой промышленности, стоит отметить необходимость повышения конкурентоспособности отечественных предприятий перед иностранными компаниями. Конкуренция между компаниями-производителями и развитие торгового рынка позволяют решить проблему повышения качества производимой продукции, и, следовательно, увеличение на нее потребительского спроса.

Так, тенденции пищевого производства позволяют развивать современные методы и средства контроля качества производимой продукции. Контроль же выступает как элемент системы управления качеством, который действует на протяжении всего жизненного цикла и обеспечивающей удовлетворенность потребителей.

Список литературы

  1. Чумаченко Н.Г. Повышение эффективности производства. - М., 2005.
  2. Шевелева Г. И. Контроль качества продукции: Учебный комплекс [Текст] / Г. И. Шевелева. - Кемерово, 2004. - 7-15 с.
  3. Шевчук, Д. А. Управление качеством: Учебник [Текст] / Д. А. Шевчук. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 102 с.
  4. Лисицин Н.А. Экономика, организация и планирование промышленного производства. - М.: Высшая школа, 2006.
  5. Международный стандарт ISO 9000 [Текст]: «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Москва, 2006.
  6. Мазур И. И. Управление качеством [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - Москва: Высшая школа, 2003. - 98 с.
  7. Руденко А.И. Экономика промышленного производства в условиях рынка: Учебное пособие. - М., 2006.
  8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. / Г.В. Савицкая. - 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2005.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary