Современное представление транспортной логистики набирает обороты с каждым новым днем, внедряя всевозможные комплексы аппаратных и программных средств, а также персонала, для управления разного рода процессами в рамках технологического процесса, предприятия, производства.
Ускорение процесса перевозки достигается путем автоматизации конкретных функций управления, в которую входят информационное, техническое и математическое обеспечение. Функции автоматизированной системы управления (АСУ) перевозками определяются в техническом задании создания конкретной АСУ, опираясь на анализ поставленных целей управления, конкретные ресурсы для их достижения, прогнозируемый эффект от автоматизации и в соответствии со стандартами, которые распространяются на определенный вид транспортировки. Важным аспектом АСУ является планирование или прогнозирование результатов, учет, контроль, анализ и координация транспортной логистики.
Важно отметить, то главной движущей силой развития в логистике является тенденция к глобализации, которая, в свою очередь, создает спрос на скоростные, надежные и безопасные воздушные перевозки.
Цель автоматизации в области авиаперевозок.
Транспортная авиация получила мощный импульс, благодаря высокому спросу на быстрые и безопасные перевозки. Авиационная транспортная система, в первую очередь, должна удовлетворять требованиям, совокупность которых направлена на выполнение в полном объеме задач, поручаемых на рассматриваемую систему. К этим потребностям относятся обеспечение достаточно высокой безопасности и регулярности полетов и экономической рентабельности эксплуатации ВС, а также других составляющих авиационной транспортной системы. Не стоит исключать тот факт, что большинство работы в логистике связано с объёмными расчетами, переусложненной документационной частью и предельной концентрацией персонала. Чрезмерная нагрузка на специалиста и продолжительная загруженность не способствует повышению работоспособности и приводит к ошибкам. Это чаще всего называют «Человеческим фактором», ведь человек по своей природе не способен на монотонную и продолжительную работу, требующего постоянного внимания. В случае, если крупное предприятие защитит деятельность компании от негативных воздействий человеческого фактора, внедряя автоматизацию логистики. Автоматизация логистики позволит сохранить небольшое количество персонала, без ущерба скорости и качества работы при значительном увеличении товарооборота.
Рисунок 1. Процесс загрузки товара
Принцип автоматизации авиаперевозок.
В современном мире, наравне с другими видами транспорта, авиационная логистика является неотъемлемой частью современной глобальной логистики всей системы, которая коренным образом меняет представление об управлении процессами перевозки, а непрерывность рабочих процессов обеспечивается использованием технологий:
- Искусственного интеллекта
- Автоматизированной системой слежения
- Цифровые системы автономного управления
- Применения коммуникационных систем внутреннего и внешнего типа
Данный вид автоматизации процессов логистики позволяет повысить доход компании за счет ведения всевозможных типов учета с повышенной эффективностью, экономией затрат времени и человеческих ресурсов.
Виды перевозок
- Наземный транспорт. Довольно экономный, но длительный вариант транспортировки;
- Морской транспорт. Экономный и небыстрый способ доставки, однако, достаточно надежный, с возможностью перевозки объемных грузов;
- Авиатранспорт. На сегодняшний день один из самых невыгодных с экономической точки зрения, но самый надежный и быстрый способ транспортировки из любой точки мира. Обеспечивающий экстренные перевозки любого вида груза, включая скоропортящиеся товары, опасные грузы, объекты культуры и искусства;
Авиаперевозки занимают важное место в системе автоматизации транспортировки товаров. В настоящее время авиаперевозки являются лидерами в постоянном росте объемов перевозки и спросом. С расширением международной торговли товарами ежегодный прирост воздушных перевозок составляет около 8%, причем по всему миру. Это связано с повышением соответствующий требований грузовладельцев к скорости транспортировки и сохранности груза в полете.
К основным типам грузовых самолетов в мире относятся тяжелые широкофюзеляжные воздушные суда как «Боинг-747» и «ДС-8», а также воздушные суда России и СНГ начинают выходить на мировые рынки
Рисунок 2. Виды перевозок.
Преимущества автоматизации транспортной логистики в авиации.
Конкурентным преимуществом в использовании автоматизации в работе транспортного отдела гарантирует рост производительности всего предприятия. Подобное внедрение позволяет владельцу компании:
- Увеличение скорости перевозки сырья, готового товара конечному потребителю;
- Ведение графика регулярных утвержденных полетов и планируемых перелетов;
- Автоматическое формирование и корректировка суточных планов полетов;
- Мгновенное отображение текущей обстановки по движению ВС за выбранный период (сутки и более) в реальном времени с отображением по каждому рейсу плана полета, фактических вылетов и посадок, загрузки, выполнения технологических операций обслуживания рейса;
- Датчики. Установленные в специальных местах для сбора информации, позволяющие передавать практические данные в режиме онлайн без вмешательств человека.
Главное преимущество автоматизации логистики: значительное сокращение и упрощение цепочки поставок. Автоматизированная система на каждом этапе собирает, обрабатывает и снабжает необходимой отчётной документацией всю информацию о транспортной деятельности.
Уникальность формирования и настройки АСУ транспортной логистики состоит в том, что каждая отдельная программа создается и адаптируется под определенные нужды компании. Практичность системы также состоит в том, что она обычно включает несколько разных версий допуска для отдельных сотрудников. Есть версии для менеджеров, водителей, клиентов (для отслеживания товара) и прочих лиц.
С какими проблемами могут столкнуться транспортные компании?
Распространенной проблемой в области логистики является плохая координация деятельности отдельных отделов, кадров, а также отсутствие надлежащего автоматического контроля над всем процессом.
- Отсутствие оперативной координации
Ключевые проблемы всей логистики связаны с фрагментацией и непоследовательностью необходимых процессов. Большое количество сторон принимает участие в обеспечении продуктивности процесса, включая самого производителя, транспортной части, складской и большое количество менеджеров и конечный потребитель. Централизованное регулирование и управление всеми этапами процесса практически не предоставляется возможным.
Рекомендации: использование логистической программы с функцией синхронизации данных между всевозможными отделами, то есть автоматизации проблемы путем внедрения высокотехнологического программного обеспечения на единой платформе обмена данными.
- Сбой логистики CRM (Customer Relationship management- система управления взаимоотношениями с клиентом)
Система собирает и выводит на экран текущий статус о состоянии товара или заказа. Клиент получает возможность оформлять свою покупку в онлайн или офлайн режимах. Автоматизация заключается в возможности покупателя дистанционно оформить заказ, а также следить за передвижением своей посылки на всех этапах транспортировки.
- Таможенный контроль. Каждый отдельный товар проходит тщательные проверки на выявление опасности перевозки тем или иным путем. Если речь о воздушных перевозках, то наличие соответствующего контроля является обязательным для выявления «опасных грузов».
Автоматизация вычисления расчетов.
Все сопутствующие расчеты для автоматизации процессов транспортировки производит логистическая программа в основу которой заложены фундаментальная база вычислений, включающая все сопутствующие расчеты. Более того учитываются оптимальные потери грузов по видам, подсчитываются остатки на складах, нужное количество остановок и другие показатели, необходимые каждому конкретному предприятию. Программа может иметь вспомогательные блоки:
- Система управления исходным количеством товара на складе;
- Управление активами конкретной компании;
- Прогноз выполнения цепочек поставок;
- Распределение ресурсов;
- Регулирование производственных процессов;
Программное обеспечение для автоматизации транспортной логистики устраняет текущие проблемы и неточности в работе, существенно разгружает персонал, а самое главное увеличивает прибыль, клиентоориентированность и повышает репутацию на рынке услуг.
Рассмотрим процесс логистики на примере системы управления отправками (Departure Control System-DCS). Данная система позволяет получать точные данные об отправленных пассажирах, вести контроль рейса после отправки, автоматизировать заполнение и выпуск посадочных талонов и багажных бирок, составлять карты мест, рассчитывать оптимальную загрузку воздушных судов. Система включает в себя два фундаментальных модуля: «Регистрация в аэропорту» и «Планирование загрузки».
Модуль «Регистрация в аэропорту» обеспечивает выполнение следующих функций:
- Автоматизированная поддержка операций по облуживанию пассажиров а в аэропорту (регистрация, посадка, обработка багажа);
- Автоматическая печать документов (посадочных талонов, багажных бирок, квитанций разных сборов и т.д.);
- Оперативное получение информации по рейсу подразделениями, задействованных в обслуживании пассажиров в аэропорту и на борту ВС;
Модуль «Планирование загрузки» позволяет автоматизировать процедуры управления загрузкой ВС, обрабатывая и формируя данные по следующим областям применения:
Расчет и схема загрузки ВС- создание карты мест по данным, полученным из подсистемы -«Обслуживание пассажиров».
- Расчет и схема загрузки багажно-грузовых помещений ВС;
- Расчет и схема заправки топливных баков ВС;
- Переразмещение загрузки;
- Оперативное получение информации по рейсу подразделениями, участвующими в обеспечении приема-выпуска ВС;
- Подготовку рейсовой документации и т.д.
Список литературы
- Е. П. Стефани, Основы построения АСУТП, - М.Энергоиздат.1982 г.
- Вальков В. М., Вершин В. Е., Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 1991 г.
- С. Г. Сажин, Средства автоматического контроля технологических параметров. 2014 г.
- https://astera.ru/articles/avtomatizatsiya-transportnoj-logistiki-i-upravleniya-perevozkami/
- М. Л. Хазин, Надёжность, оптимизация и диагностика автоматизированных систем. 2022 г.
- А. В. Ефанов, Теория автоматического управления.