Инвентаризация основных средств

Инвентаризация основных средств

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

81

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 20.11.2022

Поделиться

В данной статье представлена роль инвентаризации основных средств на предприятии, рассматривается система проведения плановой и внеплановой инвентаризации основных средств. В статье представлены основные формы, которые заполняются в рамках проведения инвентаризации основных средств.

Компаниям необходимо проводить мероприятия по инвентаризации основных средств перед формированием годовой бухгалтерской отчетности. В качестве исключения выступает имущество, которое подвергалось процессу инвентаризациив период не ранее 1 октября отчетного года. Не существует требования по сверкеполного перечня активов перед составлением отчетов. Компания имеет право проводить инвентаризацию основных средств один раз за три года.

Проведение инвентаризации является обязательным мероприятием в случае, если:

  • Происходит передача имущества в аренду, в выкуп, продажу;
  • Происходит смена работников, которые являются материально ответственными;
  • действующего законодательства или прочих нормативно-правовых документовнеобходимо проводить ревизию (к примеру, компания выставлена на продажу в качестве имущественного комплекса, исходя из п. 1 ст. 561 ГК).

Перед проведением мероприятий по инвентаризации основных средств предприятия следует осуществить проверку наличия и состояния нижеприведенных пунктов:

  1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей;
  2. технических паспортов или прочей технической документации;
  3. правоустанавливающих документов;
  4. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду или на хранение.

До проведения инвентаризации компании следует сформировать либо откорректировать необходимые документы, если их нет либо в них существуют ошибки. В процессе проведения инвентаризации объектов, необходимо их подвергнуть осмотру, провести проверку относительно их соответствия существующей в бухгалтерской отчетностиинформации. Для этого необходимо дать оценку нижеприведенным аспектам:

  • полное наименование;
  • назначение, основные технические или эксплуатационные показатели;
  • инвентарные и заводские номера;
  • номера паспортов оборудования, в состав которого входят драгоценные металлы;
  • год выпуска;
  • число объектов;
  • расчет амортизации и износа.

Компания проверяет основные средства собственные, а также средства, чью стоимость списали в момент, когда произошло их введение в эксплуатацию, взятые в аренду и находящиеся на хранении.

Если компания использует унифицированные бланки, то информацию о действительном наличии и состоянии основных средств прописывает в форме ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств» и ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств». Существуют унифицированные установленные законом бланки, однако, компания имеет право сформировать и собственные документы для проведения инвентаризации основных средств.

Компания формирует комиссию для проведения инвентаризации, в состав которой входят лица на основании приказа, составляемого руководителем.

В составе инвентаризационной комиссии находятся сотрудники бухгалтерии, эксперты по основным средствам, руководитель компании.

Компании необходимо фиксировать в журнале все проверочные мероприятия, которые в ней проводятся.

Проверяются не только данные, которые предоставлены бухгалтерским отделом, а также:

Подтверждениесуществующей документации, которая отражает право собственности компании на недвижимое имущество.

Технические паспорта

Аналитические документы

Бумаги, отражающие наличие права собственности, на природные ресурсы.

На втором этапе участники комиссии попроведению инвентаризации прописывают в документах названия предметов и способ их использования. Коме того, предметам дается номер и затем прописывается в документах в целях осуществления аналитического учета, а также прописывается способ применения, и основные качества предмета, подвергшегося инвентаризации.

Информация о названии и количестве предметов,имеющих схожесть друг с другом в области их назначения, пришедших на предприятие в течении одного периода времени, указывается в групповой инвентарной карточке на основе технического паспорта оборудования.

На третьем этапе инвентаризационная комиссия определяет несоответствия между полученной информацией, вносимой в документы, и тем, что существует фактически.

При обнаружении несоответствий формируется два экземпляра ведомости, которые отдают в бухгалтерский отдел, а второй экземпляр передается лицам, которые являются материально ответственными. После того, как комиссия по инвентаризации была ознакомлена с ведомостью, она должна получить разъяснение в бумажной форме, относительно того, что послужило причиной возникшего несоответствия в данных.

Список литературы

  1. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (ред. от 08.11.2010) / [Электронный источник]  http://base.garant.ru/10103513/ (дата обращения 12.11.2022)
  2. Воронкеви, В.Ю. Аудит основных средств / Проблемы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО Международная научно-практическая студенческая конференция. 2017. С. 53-56.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее