Бизнес- неотъемлемая часть рыночной системы современной России, позволяющая иметь доход, не зависящий от сторонних лиц. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации имеет, на данный момент, достаточно короткую историю. Начиная с 1917 года, и вплоть до 1986, предпринимались первые шаги к построению устойчивой платформы для заработка. Отсталость Советской основы для предпринимательской деятельности имела множество недостатков, но, вместе с тем, позволяла развить эту область любых направлениях. Перед будущими бизнесменами стояла непростая задача: в кратчайшие сроки создать бизнес, который будет приносить стабильный доход при переменчивых условиях внутренней политики. Также, одним из наиболее весомых препятствий служило отсутствие квалифицированных кадров, способных начать работу с минимальными вкладами в обучение. В те времена, многие были равны по глубине знание в данной области, но некоторые могли выиграть своим авторитетом среди остальных, что позволяло им взять так называемую фору по времени для изучения новой отрасли экономики.
Современные предприниматели сталкиваются с теми же проблемами, если не с большими. Рассмотрим некоторые из них[2, 123 с.]:
- Нехватка первоначальных оборотных средств.
Решить данную проблему можно несколькими путями: кредит, заем, «разбить свою копилку» (иначе говоря использовать свои накопления), и, если мы говорим не только о торговле, но рассматриваем и другие способы заработка в бизнесе, как например строительство, то конечно же можно рассчитывать на авансовые платежи от клиентов, на которые мы могли бы нанять штат и приобрести материалы.
- Поиск ниши.
Как ни странно, но у многих этот пункт вызывает большие затруднения. В современном мире, многие начинающие предприниматели рассматривают лишь торговлю как способ заработка, так сказать «купил за рубль, а продал за рубль две». Данный способ является одним из самых примитивных, к тому же, вопреки расхожему мнению, этим способом гораздо труднее заработать, нежели делом, в сфере строительства или предоставления услуг.
- Понимание рынка сбыта.
Данный пункт тоже вызвано множество вопросов, ведь какую сферу бизнесы Вы бы не выбрали, нужно всегда знать «что» и «кому» Вы будете продавать/поставлять/предоставлять.
- Получение лицензии.
Получение лицензии необходимо для:
- Осуществления охранной деятельности
- Фармацевтика
- Строительный бизнес
- Реализация табачной или алкогольной продукции
Это лишь малая часть отраслей, нуждающихся в лицензировании. Вопреки расхожему мнению, пакет документов для получения лицензии не так велик.
- Наличие штата сотрудников и саморегулирующей организации.
Важно уточнить, что это не относиться к Индивидуальному Предпринимательству, так как на начальных этапах, ИП-шник может себе позволить начать свою деятельность, имея в качестве единственного сотрудника лишь себя. Для Обществ с Ограниченной Ответственностью саморегулирующая организация необходима.
- Получение разрешения на работу.
Опять-таки, тут речь идет скорее про «ООО», и в отличие от лицензирования, данный момент является более трудоемким и энергозатратным.
- Дополнительная подготовка сотрудников.
Нанимая на работу человека, мы всегда будем обращать внимание на их квалификацию, но иногда, можно столкнуться с ситуацией, когда работнику необходима дополнительная подготовка, для качественного осуществления деятельности. Тут мы упираемся в момент, когда нужно искать человека, способного обучить нашего сотрудника до нужного уровня, что тоже требует дополнительных вложений как моральных, так и материальных.
- Вложение в рекламу.
Начиная свое дело, стоит задуматься и о продвижении, в конце концов, успех и быстрая окупаемость дела во многом зависит от качественной рекламы.
- Налоги.
Уплата налогов в нашем государстве является больной темой для молодых предпринимателей. Несмотря на то, что с каждым годом процедура уплаты налогов становиться все проще, отсутствие должного обучения масс в этой сфере и пугающие аббревиатуры вводят некоторых в ступор, и даже наказание в денежном эквиваленте или же судебный срок многих не подталкивает к добросовестному отношению к налоговому законодательству.
- Низкая скорость окупаемости.
Большинству предприятий необходимо не менее 12-14 месяцев работы, для выхода в 0 и прощания со всеми долгами и минусами. Первая прибыль может появиться очень нескоро, и многие оказываются, к этому не готовы, из-за чего и закрываются, не отработав и год.
- Слабый менеджмент.
Управление персоналом — это основа качественного и строгого ведения дела с работниками, приводящая к доведенной до автоматизма работе, не создающей осечек[3, 91 с.].
Еще одной трудностью, с которой можно столкнуться является недостаточный кругозор в этом направлении. Так, например, некоторые молодые предприниматели даже не рассматривают возможности облегчения своей работы разными способами, одним из них является аутсорсинг.
Аутсорсинг — это новое направление, которое заключается в передаче по договору некоторых обязанностей сторонней организации. Например, имея свое дело, (возьмем кофейню) можно взять на аутсорсе человека, который будет проводить обучение твоих сотрудников, менеджера (практически в любой сфере) и бухгалтера. Это позволяет значительно уменьшить расходы организации или предприятия, так как человек на аутсорсе не должен вечно присутствовать на предприятии, он появляется исключительно в моменты необходимости.
Отсутствие четкого планирования тоже немаловажный фактор. Для многих не станет открытием, что нужно перед началом ведения предприятия составить Бизнес план. Это помогает структурировать мысли и порядок действий, даже если и не вдаваться в детали досконально[4, с.46].
Опираясь на ситуацию последних лет, можно сказать, что предпринимательство потерпело большие встряски и потери. Так, в период с начала 2020 года было закрыто множество предприятий по причине огромного влияния пандемии на населения и экономическое состояние страны. Большая часть предпринимателей столкнулась с необходимостью оплачивать труд работников при полной или частичной заморозке работы в фирме. Отсутствие работы и прибыли многие не захотели уходить в долги и закрывались совсем, некоторые, надеюсь на быстрое изменение ситуации и возвращение прошлого режима работы работали еще некоторое время, после чего, более чем в 80% случаев закрывались.
Сейчас, с вводом санкций и усложнением внешнеполитической ситуации России, малое предпринимательство снова входит в стрессовое состояние, что естественно не влияет позитивно на благоприятное ведение дел. Множество поставщиков и связей с другими государствами оборвались, из-за чего приходится менять или же приостанавливать деятельность своей организации.
Рассмотрим возможность получения поддержки от государства для малых предпринимателей.
- Субсидии ФСС.
При найме на работу некоторых категорий населения, организации могут получить субсидии. Так, при найме инклюзивных лиц, лиц, не достигших 30 лет, граждан после службы в армии ( с оговоркой), или людей без высшего/ среднего образования, юридическое лицо может получить финансовую помощь из Фонда Социального Страхования.
- Послабления в административной ответственности.
- Замена штрафа при первичном нарушении на предупреждение.
- Точечно определять размеры штрафов, учитывая оборот компании.
- Государственная помощь.
209-ФЗ определил меры поддержки, которые будут продолжать действовать в 2022 году :
- Финансовая поддержка ( субсидии, льготы и т.д.)
- Имущественная поддержка ( предоставление земельных участков на льготных и безвозмездных условиях)
- Информирование, консультации, помощь в подготовке кадров)
- Субсидии на открытие бизнеса от ЦЗ.
На помощь от Центра Занятости могут рассчитывать не трудоустроенные граждане, желающие открыть свое дело, и имеющие бизнес-план. Размер помощи зависит от региона проживания и выдается исключительно на первичные затраты.
- Поручительство МСП.
Так называемый «Зонтичный» механизм поручительства позволяет взять организации или ИП кредит, не предоставляя залог банку.
Список литературы
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.10.2022) // [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта // И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика – 2021. – 264 с.
- Буров П.Д. Современные методики оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства / П.Д. Буров // Финансы и управление. – 2020. – № 1. – С. 91–102.
- Жемчугов А.М. Эффективность малого предприятия / А.А. Жемчугов // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 6. – С. 46–71.