Подземная урбанистика и практика использования подземного пространства в современных условиях

Подземная урбанистика и практика использования подземного пространства в современных условиях

В статье рассмотрено одно из перспективных направлений урбанизации с позиций градостроительства, архитектуры и городских инженерных систем. Разбирается понятие подземная урбанистика, её главная задача. Рассматриваются городские подземные системы, современные пути и методы освоения подземного пространства. Приводятся примеры использования подземного пространства как за рубежом, так и в России.В заключении приводятся положительные и отрицательные стороны развития подземной урбанистики.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

С давнего времени  люди начали использовать подземное пространство для строительства объектов, которые имеют различное функциональное назначение. Как правило, ниже поверхности земли размещаются такие объекты, как складские помещения, защитно-оборонительные сооружения,в некоторых случаях жилые помещения[1]. В настоящее время, в городах с высокой плотностью населения на поверхности земли не хватает достаточного места для обеспечения потребностей жителей, поэтому объекты инфраструктуры вынужденно размещаются под землей.

Согласно определению [2] подземная урбанистика это область архитектуры, изучающая плотное переплетение транспортных и пешеходных потоков, при проектировании которых необходимо учитывать места концентрации потоков людей и экономически просчитывать целесообразность и функциональность использования подземного пространства.В соответствии с данным определением понятие подземная урбанистика включает в себя область знаний о развитии подземных городских систем, об их взаимодействии между собой и с жителями города.

В настоящее время подземные городские системы весьма разнообразны и включают в себя:

- инженерно-транспортные подземные сооружения (тоннели, станции метрополитена, подземные парковки и т.д.);

- предприятия торговли и общественного питания (отдельные секции торговых центров, вспомогательные помещения столовых, кафе и ресторанов);

- зрелищные, административные и спортивные здания (кинотеатры, выставочные залы, помещения архивов и др.);

- объекты коммунального обслуживания (прачечные, ателье, парикмахерские);

- объекты промышленного назначения (цеха, промышленные склады, лаборатории и др.);

- городское инженерное оборудование (трубопроводы, водостоки, электрические кабели и др.).

Главной целью подземной урбанистики является создание комфортных условий  для городского населения (оптимальные условия труда, удобство продвижения),формирование здоровой, удобной и эстетически привлекательной городской среды.

В результате переноса объектов инфраструктуры под землю увеличиваются площади открытых озеленённых пространств на поверхности.  Ярким примером создания эстетически привлекательной городской среды является глобальнаяреконструкция трассы М-30 в крупнейшем городе Испании Мадрид[3]. При реконструкции западный участок шоссе,протяженностью 10 километров, был перенесен под землю.Построено 40 километров тоннелей. Работы начались в 2003 году и продлились 10 лет. В результате чего, на освобожденной от шоссе территории был возведен сосновый парк, множество игровых и спортивных площадок, специальные территории для конькобежцев и скейтбордистов, песчаный пляж, а также спортивный причал на реке Мансанарес.

Так как подземное пространство широко используется для транспортных целей, целесообразно возводить под землей многоцелевые комплексы, которые включали в себя помещения обслуживания и торговли обслуживания пассажиров по пути их следования.

В крупнейшем городе Нидерландов, Амстердам дефицит территории привел к тому, что власти планируют построить город в подземном пространстве (проект «AlternativeMultiFunctioneleOndergrondseRuimteAmsterdam»)[4]. Согласно данному проекту, в центре города, под рекой Амстел,планируется построить несколько уровней тоннелей, которые будут решать пространственные и транспортные проблемы. Верхние уровни планируется использовать под автомобильные дороги, где будут располагаться супермаркеты, кинотеатры, и другие объекты. Нижние уровни будут использованы под парковки.

В России давно занимаются изучением возможности освоения подземного пространства. В прошлом веке в нашей стране подземное строительство активно применялось для оборонных целей. В крупных городах была построена обширная сеть бомбоубежищ, строились объекты военной промышленности, подземные командные пункты, а так же огромные города, о которых практически ничего не известно общественности. Существует идея использования защитных объектов под мирные нужды при сохранении основной функции.

В России передовым городом, активно использующим подземнуюурбанистику я валяется Москва. Так, например, перенимая опыт планирования подземных общественных пространств зарубежных городов, в генеральный план города были включены зоны многофункционального общественного подземного пространства. Первым комплексом, расположенным под землей стал ТРК «Охотный ряд», который был построен в 1997 году, где на площади 70 тысяч квадратных метров были размещены такие объекты, как магазины, рестораны, кафе, автомобильные парковки[5].

В результате осуществления комплексной урбанистики, в Москве решаются транспортные проблемы, свойственные городу с большой плотностью населения, а так же увеличивается свободная площадь, которая может быть использована для размещения различных спортивных или игровых комплексов, обеспечивая повышение уровня комфорта и безопасности жизни людей.

Для каждого отдельного случая уровень использования подземного пространства индивидуален. Подземнаяурбанистика предполагает учет таких параметров, как климатические особенности региона, транспортную инфраструктуру, а так же историческую застройку территории.

Главным положительным моментом подземной урбанистики стоит выделить экологические аспекты. В пределах города подземное использование пространства может использоваться повсеместно, сохраняя первоначальный ландшафт местности и окружающую среду. Сохраняется сложившаяся архитектура города (исторические памятники и ансамбли), находящиеся, как правило в центрах городов, где наблюдается массовое скопление людей. Решается проблема нехватки свободных земель при застройке территорий крупных городов. Объекты подземной урбанистики отличаются повышенной виброустойчивостью, защищены от прямого воздействия климатических факторов, а так же сберегают энергоресурсы при их эксплуатации[6].

Главным недостатком подземной урбанистики является сложность разработки проектных решений,следовательно,высокая стоимость строительства, проектно-изыскательных работ. Так же к недостаткам можно отнести высокую стоимость обслуживания подземных объектов, ввиду отсутствия естественного освещения и необходимости поддержания температурно-влажностного режима.

Подводя итог, можно сказать что в условиях современной тенденции развития мегаполисов, город неизбежно должен опускаться под землю, в целях сохранения исторического наследия уменьшения плотности застройки, и также улучшенияэкологичности. 

Список литературы

  1. Веретенников Д.Б. Архитектурное проектирование. Подземная урбанистика : учеб. пособие / Д. Б. Веретенников. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
  2. Автомагистраль М30 «Мадрид» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.roadtraffic-technology.com/ projects/m30_madrid.
  3. Проект устройства подземного города под рекой Амстел [Электронный ресурс] – https://undergroundexpert.info/opyt-podzemnogo-stroitelstva/stroyashhiesya-obekty/proekt-amfora-nl.
  4. Глозман, О.С. Тенденции подземной урбанизации // Academia. Архитектура и строительство. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-podzemnoy-urbanizatsii (дата обращения: 28.05.2021).
  5. Челюканова, Е.Э. Подземное пространство как резерв дополнительной полезной площади / Е.Э. Челюканова, С.В. Горбунова // Перспективы науки и образования. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podzemnoe-prostranstvo-kak-rezerv-dopolnitelnoy-poleznoy-ploschadi (дата обращения: 28.05.2021).
  6. Лезина, Е.П. Современное состояние и перспективы развития подземной урбанистики / Е.П. Лезина // II Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития технических наук», 06 июля 2015 г., Челябинск.: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Челябинск, 2015. – С 71-73 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary