Восточно-Африканская магистраль

Восточно-Африканская магистраль

Авторы публикации

Рубрика

Транспортные коммуникации

Просмотры

70

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 16.11.2022

Поделиться

Потенциал сотрудничества России и стран Африки, в том числе при реализации совместных проектов транспортной инфраструктуры нуждается в современном, смелом подходе, инновационным решениям. Давно было понятно, что масштабные пути сообщения нужны – они помогают развиваться государствам континента, перемещать товары и трудовые ресурсы, сырье. Сейчас такие дороги нужны как никогда – Африка нуждается в хозяйственных комплексах, развитии промышленности и рынков, а для этого необходима транспортная логистика.

  1. Проблема транспортной инфраструктуры в Африке

В новых условиях миропорядка большинство стран африканского континента видят в нашей стране союзника, борющегося с неоколониальным господством Запада. Потенциал сотрудничества России и стран Африки, в том числе при реализации совместных проектов транспортной инфраструктуры нуждается в современном, смелом подходе, инновационным решениям. Давно было понятно, что масштабные пути сообщения нужны - они помогают развиваться государствам континента, перемещать товары и трудовые ресурсы, сырье. Сейчас такие дороги нужны как никогда - Африка нуждается в хозяйственных комплексах, развитии промышленности и рынков, а для этого необходима транспортная логистика.

Одним из решений существующих проблем транспортной инфраструктуры в Африке является железнодорожная магистраль на востоке континента.

Магистраль станет транспортной артерией соединяющая Сомалиленд, Джибути, Эфиопию, Эритрею, Судан, Египет в единую железнодорожную сеть, позволяющую осуществлять перевозки людей и грузов вдоль побережья Красного моря железнодорожным транспортом.

Восточноафриканская железная дорога – масштабный амбициозный проект, участие в котором даст России очень много. РФ – крупнейшая железнодорожная держава, так что с прокладкой рельсовой магистрали мы вполне справимся. Крупный проект потребует от нас поставок в Африку беспрецедентного количества оборудования, материалов, нужны будут проектные работы и привлечение сотен наших специалистов. Для России это немалые деньги и множество рабочих мест. А также серьезное усиление политического влияния в Африке на многие десятилетия вперед – наше присутствие на континенте неизбежно увеличится, причем кратно. Разрастутся экономические и культурные связи.

Это активизирует экономическую жизнь региона, позволит упростить доставку товаров, которые сейчас оплывают африканский континент. Такой проект можно реализовать при одном условии — нужна добрая воля всех государств, через территорию которых пройдет железная дорога. Ведь, если в одном месте будет «непроходимость» дороги, то это повлияет на график движения поездов. Именно по этой причине в Африке стараются использовать авиацию.

Только в этом регионе, с учетом Эфиопии проживает более 250 миллионов человек, в большинстве своём полностью лишенные такого вида транспорта как железнодорожный т.е., удобного, дешевого, безопасного.

 

  1. Протяженность восточноафриканской магистрали

Протяженность восточноафриканской магистрали около 3000 (трех тысяч) километров. Объем основных инвестиций составит более 300 (трехсот) миллиардов рублей. Право концессионного владения должно стать основой определения права собственности. Грузы, идущие сейчас через перегруженный Суэцкий канал, прибывая в глубоководный порт Бербера смогут перегружаться на железнодорожный транспорт и далее передвигаться по железнодорожной магистрали к непосредственному грузополучателю. Магистраль не будет альтернативой Суэцкому каналу учитывая, что одним из бенефициаров магистрали становится Египет. Однако в случае повторения чрезвычайных ситуаций при прохождении судов по каналу таких как авария контейнеровоза «Эвер Гивен» и последующая блокировка Суэцкого канала, по железнодорожной магистрали можно оперативно перевезти практически весь груз железнодорожным транспортом минуя акваторию Красного моря. Более того учитывая скорость прохождения судов по каналу, сравнительно небольшую стоимость перевозки, при перевозке грузов железнодорожным транспортом, выгода становится очевидна.

Строительство железной дороги предусматривает в себе не только укладку ж.д. пути, но и иные сопутствующие функции. Станционное развитие, сигнализация и связь, локомотивные депо, вагонные депо, иные службы обеспечения без которых железнодорожного сообщение невозможно в принципе. Но самое главное нужно понять, где и с кем будут определены участки межгосударственных сообщений или это будет единая обособленная территория на протяженности всего маршрута.

 

  1. Форум Россия - Африка

В октябре 2019 г. прошел беспрецедентный саммит и экономическом форум Россия - Африка, в котором приняли участие все 54 страны континента, в том числе 45 - на уровне глав государств и правительств, а также руководители континентальных интеграционных структур. ЮАР, государство с самой развитой в Африке экономикой, с 2011 г. входит в БРИКС - группу наиболее крупных развивающихся экономик мира. Китай еще с начала 2010-х годов настойчиво занимается освоением значительных природных минеральных ресурсов Африканского континента, только за 2011 год его товарооборот со странами Африки вырос почти на треть. В дальнейшем, в рамках своей глобальной инициативы «Пояс и Путь», КНР наращивала свое экономическое взаимодействие и политическое влияние на континенте.

Компенсируя свое отставание, мы предлагаем более гибкие схемы сотрудничества: опору на местные трудовые ресурсы, как минимум первичный передел сырья, компетенции в логистике, железнодорожной инфраструктуре и других компетенциях.

Предлагаемый план строительства Восточноафриканской магистрали является частью единого проекта развития железнодорожной сети всего африканского континента «Трансафриканская магистраль».

Считаю важным желание соседних с Восточноафриканской магистралью стран (ЧАД, ЦАР, ДР Конго, Уганда) в основном страны не имеющих прямой выход к морским портам, принять участие в давно обсуждаемом трансафриканском проекте железнодорожного сообщения. Для реализации этих планов потребуются сотни рабочих мест, миллионы тонн цемента и рельс, сотни локомотивов.

 

  1. Перспектива развития транспортной инфраструктуры

Реализация данных предложений помогут быстро поднять экономику африканских стран, участвующих в проекте. При реализации этого проекта необходимо в основном задействовать потенциал Российских предприятий, производящих материалы верхнего строения пути, локомотивы, занимающихся строительством железных дорог «под ключ», которые готовы принять непосредственное участие в строительстве магистрали. С учетом использования в проекте российской широкой колеи (1520 мм) строить необходимо с использованием российских разработок и технологий в части касающихся развития железнодорожного транспорта.

  Красной линией отмечен маршрут Восточноафриканской магистрали.

В перспективе соединение «Стран Сахеля» единой железнодорожной сетью с включением в «Трансафриканскую магистраль» станет просто необходимым, даже при существующих разногласиях между отдельными станами континента. Китай уже понял и реализует свои планы по строительству железных дорог в Африке практически семимильными шагами.

Для России Африка является наиболее перспективным рынком. Это не только касается сферы транспорта, это касается всей системы наших взаимоотношений. В рамках реализации наших предложений, связанных с концепцией ж.д. сообщения в Африке, предусматривается развитие железнодорожной сети в Эфиопии. «…Страна заинтересована в совместном сотрудничестве…» - Посол Эфиопии в РФ Алемайеху Тегену.  Учитывая, что премьер-министр Эфиопии дал распоряжение посадить в стране 4 миллиарда деревьев, нам также необходимо предусмотреть высадку лесонасаждений в полосе отвода ж.д. земель.

Необходимо решить какой вид локомотивной тяги будет использован на Восточноафриканской магистрали. Тепловозы можно рассматривать только при использовании биодизеля, как экологичного вида топлива. Рассматривать необходимо как газотурбовозы российского производства, так и электрификацию железных дорог с использованием электровозов на переменном токе. Эфиопия и РФ недавно подписали дорожную карту развития атомной энергетики в мирных целях. В обозримом будущем электроэнергию можно будет даже экспортировать.

История континента уже знает один проект трансафриканской железной дороги – ее прокладывали по маршруту Кейптаун-Каир, то есть она должна была связать северную и южную оконечность Африки. План был инициирован в конце XIX века, с целью соединить смежные владения Британской империи непрерывной линией. Однако этот план так и остался планом.

Организация совместного производства материалов верхнего строения пути возможна при решении вопросов, связанных с использованием широкой колеи. На континенте и в Эфиопии в частности можно встретить железнодорожную колею различной ширины.  Поэтому, учитывая большую протяженность железных дорог необходимо прийти к единому стандарту. На наш взгляд, учитывая рельефность маршрута и особенности климата, более приемлемым станет российская колея шириной 1520 мм.

Сегодня в странах - партнерах можно встретить ж.д. колею с шириной 600 мм, 950 мм, 1000 мм, 1435 мм.

Что может получить «принимающая страна» – государства Эритрея, Сомалиленд случае практического начала реализации проекта? Ответ очевиден - резкий скачок ВВП, по разным оценкам 30-40%, где профилирующим является рост благосостояния населения в результате обеспечения местного населения постоянными высокооплачиваемыми рабочими местами. Это строительство всей железнодорожной инфраструктуры и контейнерных терминалов с грузооборотом в десятки миллионов тонн.

Одновременно идет речь об организации производства материалов верхнего строения пути, сборки и ремонта эксплуатации подвижного и тягового состава, систем сигнализации и связи, проектирования и изыскательских работ, экологической службы, финансовых и санитарных служб, системы охраны, экологии, мониторинга, многих других специальностей направленных на безаварийную и непрерывную работу железнодорожного транспорта.

Для приема грузов, приходящих в морские порты Массауа, Асэб, Бербера понадобится модернизация портов со строительством отдельных терминалов для приемки международных грузов, а это потребует модернизацию пограничной и таможенной службы в пунктах таможенного осмотра, СВХ. Потребуется модернизация существующих, строительство новых хранилищ ГСМ, как на территории портов, так и в населенных пунктах (станциях), оказавшихся в зоне деятельности железной дороги.

Более того, проект предусматривает не только развитие железнодорожной магистрали, но и модернизацию аэропортов Массауа, Асэб, Бербера с целью приема/отправки оперативных грузов, специалистов авиационным транспортом.

Строительство цементных заводов и организация производства железобетонных шпал должно неразрывно рассматриваться с производством оптоволокна, которое будет использоваться в системе сигнализации и связи. Мы считаем Эритрею опорной страной в проекте, поэтому необходимо иметь ввиду, что организация производства материалов верхнего строения пути, элементов путевой связи и сигнализации, медицинской службы, путейские работы, локомотивной и вагонной службы, иных специальностей – на это потребуется тысячи рабочих мест. Для этого необходимо организовать обучение специалистов различных железнодорожных специальностей населения Эритреи с привлечением преподавательского состава из различных учебных заведений России.

Учитывая, что строительство, эксплуатация магистрали потребует большое количество специалистов железнодорожного транспорта, предполагается организация высшего и средних учебных заведений, которые впоследствии могут стать Центром международной подготовки специалистов железных дорог по различным специальностям из стран африканского континента - участников проекта «Трансафриканская магистраль».

Для этих целей, в южной части Асмэры, предусматривается строительство студенческого кампуса, основой которого станет филиал МИИТа в Асмэре.

Эритрея находится в Африке на берегу Красного моря. Исторически интригующая, культурно неотразимая и сценически вдохновляющая, она является одной из самых таинственных стран на континенте. Для тех, кто жаждет экзотической поездки, она предлагает уникальное сочетание природных и культурных достопримечательностей. Отдых на Красном море в Эритрее поражает посетителей своим пейзажем, от типично абиссинских видов гор, плато и парящих вершин до пустынных пляжей побережья. Именно поэтому развитие железнодорожного транспорта Эритреи необходимо основывать на экологически чистой электрической тяге с использованием новейших технологий, связанных с цифровизацией железнодорожного транспорта. Учитывая рельеф страны, принимая во внимание разность высот по которой пройдет железная дорога (от 0 до 2300м) необходимо учесть эксплуатацию локомотивов на переменном токе, а для этого нужно строить сеть тяговых подстанций.

На современных комфортабельных электропоездах пассажиры смогут посетить такие красивейшие места Государства Эритрея как Асмэру, Сенафе, Кохайто, Данкалия, Керен. И наконец, портовые города Массауа, Асэб.

Издавна Красное море являлось путём, по которому христианство и ислам достигали этой местности, и это был важный торговый путь, на котором надеялись доминировать такие державы, как Турция, Египет и Италия, захватив контроль над портами на эритрейском побережье. Эти порты обещали доступ к золоту, кофе и рабам, продаваемым торговцами в высокогорных районах Эфиопии на юге, и во второй половине ХХ века Эфиопия стала той силой, от которой эритрейская армия должна была освободить свой народ, чтобы создать собственное государство.

 

  1. Финансирование проекта

Теперь о финансировании проекта, так как, по нашему мнению, основные вопросы возникнут к этой части плана. Для этих целей на базе центрального банка Эритреи будет (планируем) создан филиал создаваемого Российского Публичного Акционерного Общества Компании «МАГИСТРАЛЬ» с открытием РКЦ по всей сети Государств, участвующих в нашем проекте.

За основу единицы расчетов можно принять, на период строительства магистрали, денежную единицу Государства Эритрея На́кфа с международным обозначением по ISO 4217 - «ERN».

В этом случае существенным будет предложение инспиратора проекта об использовании в целях интеграции в единую глобальную транспортно-логистическую платформу, охватывающую страны/рынки Африки, взаиморасчеты за грузовые перевозки по возводимой транспортной магистрали проводить в единой валюте – учетной единице.  В нашем понимании это цифра, защищенная золотым содержанием.  Не доллар, не швейцарский франк, а новая не подверженная никаким изменениям финансовая учетная единица, то есть, поддающийся идентификации предмет, (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени.

Мы создадим новое пространство в экономике, в котором ограничения существующей сегодня глобальной системы будут преодолены - логистический проект как торгово-промышленно-финансовый инструмент нового поколения должен прийти на смену содержащей «финансовые пузыри» устаревающей финансовой мировой системе.

Восточноафриканская магистраль - платформа развития учетной единицы, будем говорить совершенно новой уникальной цифровой валюты, защищенной золотым содержанием. Эта валюта будет являться расчётной единицей, служить масштабом цен товаров во взаимном товарообороте стран, как единой валюты в межгосударственных расчетах за грузоперевозки по единому международному тарифу.

Этот проект хорошо ложится в русло предложений Президента РФ, сделанных на Дальневосточном экономическом форуме еще в 2014-м году, о создании единого цифрового пространства экономического взаимодействия стран АТР.

Задача, стоящая перед нами - укрепление суверенитета стран Африки в политической, экономической и технологической сферах. В отличие от западных стран мы выступаем за создание в Африке собственных мощностей не только по добыче энергетических ресурсов, но и их переработке и дальнейшему использованию.

На континенте катастрофически не хватает нефтеперерабатывающих заводов, ГЭС, объектов возобновляемой энергетики, транспортной и другой критической инфраструктуры. Мы видим приоритетным создание этих и других мощностей, необходимых для обеспечения энергетической, экономической безопасности африканских стран.

Список литературы

  1. Международная конференция "Трансконтинентальная магистраль "Евразия-Америка". Участники. Программа. Место проведения - г. Якутск, 17-19 августа 2011 года.
  2. Из России в Америку по рельсам. Ольга Самофалова, "Взгляд", деловая газета, 15 марта 2012 г.
  3. Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали "ВСМ-2" Москва-Казань- Екатеринбург. Видео. Ленгинпротранс, 5 сентября 2013 г.
  4. Правительство увеличит инвестиции в транспортную систему. Сергей Плетнёв, Гудок, 26 мая 2014 г.
  5. Из Пекина в Нью-Йорк... на поезде! Владимир Панов, Кирилл и Мефодий, 12 мая 2014 г.
  6. Организация промышленного производства биоэтанола из дикорастущего борщевика сосновского мощностью 50 млн. литров в год. ЖУРНАЛ «Научный лидер» ВЫПУСК #6 (51), ФЕВРАЛЬ ‘22.
  7. Китайская дорога в Америку. Иделия Айзятулова, Карина Романова, Газета.ру, 12 мая 2014 г.
  8. Единая транспортная система планеты Земля: история, состояние, перспективы. А.В.Потапов, В.П.Сычев. Обзор перспективы строительства железной дороги Китай-Россия-США: Ф.Г.Соловьёв (ИнтерБеринг). Из сборника научных статей, подготовленных участниками X Всероссийской научно-практической конференции «ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА НА СЕВЕРЕ РОССИИ». 10 июня 2021 г.
  9. «Трансконтинентальная магистраль МИР». Журнал «Научный лидер» выпуск #6 (51), февраль 2022 г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее