Системы качества управления в государственном бюджетном учреждении: значение, сущность, элементы

Системы качества управления в государственном бюджетном учреждении: значение, сущность, элементы

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

89

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 15.11.2022

Поделиться

В статье рассматриваются сущность и отдельные элементы системы качества управления в государственном бюджетном учреждении, дается определение данного понятия, анализируются особенности качества управления в государственном учреждении, раскрывается значение системы качества управления в государственном бюджетном учреждении

Волна изменений, произошедших в последние десятилетия в государственном управлении, подталкивает к инициированию процессов модернизации и реформ в государственном аппарате, чтобы соответствовать идее достижения более эффективных административных процессов.

Исходя из этой предпосылки, повышается значимость качества в государственном управлении как практики, сосредотачивающей свое внимание на пользователе, приводящей к институциональным изменениям, но в то же время устанавливающей ограничения в сфере государственного управления.

Внедрение системы управления качеством в государственное управление, в частности, в государственном бюджетном учреждении, несет не только институциональные изменения, но и способствует коррекции нормативно-правовой базы, направленной на улучшение деятельности государственного сектора.

Поэтому представляется достаточно актуальным исследование  сущности и значения системы качества управления в государственном бюджетном учреждении, что и стало целью данной статьи.

В рамках данного исследования необходимо дать определение отдельных элементов и рассматриваемого понятия в целом.

Государственное бюджетное учреждение идентифицируется современным российским законодательством (ч.1,2 ст.123.21 ГК РФ [2], ч.1 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» [3])  как унитарная некоммерческая организация, созданная собственником в лице РФ, субъекта РФ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера виде работ и услуг, выполняемых для обеспечения реализации полномочий соответствующих органов в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Система представляет собой набор организованных и связанных частей или элементов, которые взаимодействуют друг с другом для достижения цели [4, c.97], а системный подход детерминируется в качестве исследовательского метода, способа мышления, который делает упор на систему в целом, а не на отдельные подсистемы, стремясь оптимизировать эффективность.

Качество управления – это уровень соответствия действий органов управления параметрам, определяющим эффективное достижение целей организации, предполагающий высокий уровень квалификации высшего и среднего управленческого звена и адекватность функционирования системы управления персоналом [5].

Гражданин при получении услуг от государственного сектора выступает как администратор-пользователь-бенефициар. С этой точки зрения необходимо понимать и анализировать аспекты качества применительно к государственному управлению, рассматривая его как:

- свойство или совокупность присущих чему-либо свойств, по которым можно судить о его ценности;

- совокупность характеристик государственных услуг для удовлетворения заявленных (явных) или подразумеваемых потребностей;

- результат применения статистических принципов и методов на всех этапах управления государственным учреждением.

Качество управления государственным учреждением должно измеряться на основе способности своевременно и адекватно удовлетворять потребности и ожидания граждан, в соответствии с заранее установленными целями, согласованными с высшими целями и задачами государственного управления, и в соответствии с измеримыми результатами, которые учитывают интересы и потребности общества.

В управлении государственными организациями качество находит отражение в так называемых системах качества управления: наборе убеждений и принципов, предназначенных для постоянного улучшения организационных процессов, чтобы превзойти ожидания пользователей услуг. При этом методы обеспечения качества управления понимаются как стратегия, позволяющая изменить менталитет администраторов и культуру организаций.

В этом смысле качество управления должно быть связано с хорошими результатами, c прозрачными процессами, с разделенными обязанностями, с командной работой, с улучшением эффективности административных процессов и удовлетворения запросов граждан по соответствующим государственным услугам.

Качество в государственном управлении подразумевает разработку методов, позволяющих повысить эффективность работы сотрудников. Это связано с формированием ответственной организации, которая с принятием управленческих инструментов может получить ожидаемые результаты организованно и спланировано, но также способна противостоять непредвиденным ситуациям в ходе реализации установленных процедур.

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующую дефиницию системы качества управления в государственном бюджетном учреждении: это совокупность взаимосвязанных управленческих, организационных и экономических мер, направленных на создание условий, необходимых для обеспечения уровня соответствия действий органов управления параметрам, определяющим эффективное достижение целей государственного бюджетного учреждения.

При этом система качества управления государственного бюджетного учреждения должна включает следующие элементы:

- организационные меры;

- правовые меры;

- планирование деятельности;

- разработка и принятие управленческих решений;

- контроль выполнения принятых решений;

- меры по управлению персоналом;

- меры по управлению информационными ресурсами;

- экономические меры.

Формирование качественных условий в управлении государственным учреждением - непростая задача, она предполагает изменения различными способами, так как задачи, которые предстоит выполнить, должны, прежде всего, удовлетворить граждан, деятельность организации должна быть ориентирована на оказание услуг, уделяя внимание параметрам качества, упрощая рабочие процедуры, создавая среду, которая мотивирует сотрудников прикладывать все усилия эффективного оказания государственных услуг, оптимизировать расходы на управление, информировать граждан и принимать оптимальные решения.

Значение системы качества управления в государственном бюджетном учреждении состоит в следующем:

- такая система обеспечивает условия, при которых товар или услуга, предоставленные гражданину, равны или превосходили его ожидания;

- процессы управления в этой системе соответствуют стандартам качества в процессах основной деятельности субъекта государственных услуг. В связи с этим необходимо учитывать гражданина как основную ось государственного вмешательства, что требует принятия подходов и проектирования процессов оказания услуг с точки зрения гражданина, пользователя или бенефициара, а не с точки зрения администрации;

- в данной системе устанавливается контроль качества согласно административным регламентам, результатам, понимаемым как положительные изменения, возникающие у гражданина в результате оказания государственных услуг. Для этого необходимо работать в государственных организациях над системой управления качеством, разрабатывая свод регламентов и стандартов соответствия.

- в такой системе повышается эффективность государственного управления, важная, пока не ограничивается качество управленческих процессов (как на уровне основной деятельности, так и на уровне административной поддержки), и на уровне стандарт - соответствия направлениям достижения цепочки создания государственных услуг;

- такая система побуждает к обучению и инновациям, имеющим решающее значение для повышения качества и устойчивости в достижении целей государственного управления. С другой стороны, постоянное совершенствование и инновации способствуют развитию новых услуг, новых процессов управления, а также их рационализации, упрощению и стандартизации. Непрерывное совершенствование возможно только с корректирующей и ориентированной на будущее перспективой, побуждающей людей выявлять и признавать свои собственные и чужие ошибки и предлагать улучшения для их преодоления. Для достижения этого требуется устранение препятствий, развитие самооценки и самообследования, обеспечение пространства для улучшений, реализация и мониторинг проектов по улучшению, проверка результатов, внедрение инноваций в управлении;

- в данной системе оптимизируется поведение персонала государственного учреждения в плане приверженности процессам для достижения целей, в основном на уровне результатов, ожидаемых гражданами, а также повышения его профессиональной квалификации на управленческом и оперативном уровне; 

- методы, реализуемые в данной системе, могут трансформироваться в институциональные практики, внедрение системы управления качеством в государственных учреждениях можно рассматривать как решение проблемы неэффективного предоставления услуг и внедрение успешных методов, снижающих неопределенность в отношении их применения.

Таким образом, система качества управления в государственном бюджетном учреждении представляет собой совокупность взаимосвязанных управленческих, организационных и экономических мер, направленных на создание условий, необходимых для обеспечения уровня соответствия действий органов управления параметрам, определяющим эффективное достижение целей государственного бюджетного учреждения. Ее значение определяется созданием условий оказания высококачественных государственных услуг, соответствием госуслуг стандартам качества, установлением контроля качества согласно административным регламентам, повышением эффективности государственного управления, стимулированием обучения и инноваций, оптимизацией поведения персонала государственного учреждения, внедрением и совершенствованием методов государственного управления.

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с поправками, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/. – Загл. с экрана. (дата обращения 26.10.2022).
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/. – Загл. с экрана. (дата обращения 26.10.2022).
  3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в посл. ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/. – Загл. с экрана. (дата обращения 26.10.2022).
  4. Жилина, А.И. Системный подход к управлению образованием в современных условиях/ А.И. Жилина// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2021. - № 4. - С. 295-308
  5. Основы менеджмента: курс лекций [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/kachestvo_upravlenie/. – Загл. с экрана. (дата обращения 26.10.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее