С принятием Федерального закона от 29.12.2020 № 472-ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации» [2] и Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 № 1259 «Об утверждении перечня одурманивающих веществ» [3] устранен пробел в нормативно-правовом регулировании оборота в России одурманивающих веществ.
С 1996 года в России действовал перечень одурманивающих веществ, утвержденный Постоянным комитетом по контролю наркотиков [4], однако в 2011 году ПККН был расформирован, и ряд исследователей указывает, что после этого перечень одурманивающих веществ, более не пополнявшийся, фактически утратил силу.
Например, А.П. Фильченко пишет, что после упразднения ПККН «список одурманивающих веществ остался за рамками какого-либо государственного решения в отношении продолжения его ведения, пополнения и пр. Фактически данный список давно перестал быть актуальным и подвергся полному игнорированию правоприменительной практикой… Без применения сила данного нормативно-правового акта ничтожна» [6, с. 82].
В соответствии с нормами Постановления Правительства РФ № 1259, к одурманивающим веществам относятся четыре вещества:
- закись азота (оксид азота (I), динитрогена оксид) (т.н. «веселящий газ»)
- ксенон
- смесь дифенгидрамина (димедрола) с этиловым спиртом (независимо от их концентрации)
- смесь доксиламина с этиловым спиртом (независимо от их концентрации)
При этом «старый» перечень, находившийся в ведении ПККН, относил к одурманивающим десять веществ, в том числе клофелин и хлороформ.
В настоящее время наиболее распространенным одурманивающим веществом, оборот которого ограничен отдельным законом (упомянутый Федеральный закон от 29.12.2020 № 472-ФЗ), во исполнение которого, по сути, и принято Постановление Правительства № 1259, выступает закись азота («веселящий газ»).
Закись азота представляет собой бесцветный негорючий газ, применяемый преимущественно в медицине как средство для ингаляционной анестезии (в хирургии, стоматологии, при родах и т. п.), а также в различных отраслях промышленности – например, в пищевой для охлаждения, замораживания и хранения продуктов, в технических целях – для сварочных работ, в электронной промышленности, для проведения анализов и подготовки особо чистых газов, для работы двигателей внутреннего сгорания и т. д.
Нецелевое использование этого газа человеком может привести к необратимым последствиям для его жизни и здоровья – нарушению ритма сердца, недостаточности кровообращения, угнетению дыхания, острой гипоксии и смерти.
Анализ Федерального закона от 29.12.2020 № 472-ФЗ и Постановления Правительства № 1259 приводит к выводам о том, что их нормы не формируют обширного правового поля, необходимого для регулирования оборота закиси азота, ксенона и др.
Данные нормативные правовые акты со всей очевидностью относятся к наиболее лаконичным – Федеральный закон состоит всего из двух статей, Постановление Правительства – из перечня, включающего в себя четыре позиции.
Безусловно, сила закона – не в многословии, однако отсутствие каких бы то ни было механизмов их реализации, и, по сути, норм об ограничении оборота всех одурманивающих веществ (прямое указание на ограничение оборота имеется только в отношение закиси азота) не позволяют говорить о качественном и достаточном нормативно-правовом регулировании исследуемых вопросов.
В соответствии с частью 1 ст. 1 ФЗ «Об ограничении оборот закиси азота», такой оборот ограничен на территории России с 01 января 2021 года в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Часть 2 статьи 1 этого закона предусматривает, что оборот закиси азота допускается исключительно в промышленности, сельском хозяйства и медицине (фармакологии), его свободная купля-продажа запрещена.
Часть 3 статьи 1 указывает, что использование (потребление) физическими лицами закиси азота, являющейся одурманивающим веществом, не по назначению в целях изменения состояния организма человека, не связанного с медицинским вмешательством и медицинской помощью, запрещается.
Часть 4 статьи 1 ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота» предусматривает, что перечень одурманивающих веществ (включающий в том числе закись азота) определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 2 анализируемого закона содержит темпоральное правило о его вступлении в силу (с 01 января 2021 года).
Таким образом, закон не содержит никаких механизмов, позволяющих обеспечить требования, связанные с ограничением оборота закиси азота, Постановление Правительства № 1259 попросту содержит перечень из четырех позиций, оставляя открытым вопрос об их обороте. Если в отношение закиси азота такой вопрос разрешен Федеральным законом, то оборот иных одурманивающих веществ не регулируется вовсе.
Очевидно, что в кратчайшие сроки следует придать нормативно-правовому регулированию одурманивающих веществ необходимую глубину. В настоящее время не понятно, планируются ли в дальнейшем ограничительные меры в отношение оборота ксенона, а также смесей димедрола и доксиламина с этиловым спиртом, или же данный перечень предусмотрен исключительно как уточняющий, например, уголовное законодательство: ст. 151 УК РФ [1] предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ. Также при определенных условиях и обстоятельствах лица, причастные к незаконному обороту одурманивающих веществ, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Здесь для правоприменителя Постановление Правительства № 1259, безусловно, является существенным подспорьем, поскольку позволяет квалифицировать, например, действия лица, вовлекшего несовершеннолетнего в употребление закиси азота, ксенона и т.д. как преступление.
Кроме того, ни Федеральный закон № 472-ФЗ, ни Постановление Правительства № 1259, как справедливо отмечает С.С. Ржанникова, совершенно не затрагивают организационные вопросы противодействия незаконному обороту одурманивающих веществ. Так же не были принятые какие-либо иные нормативные правовые акты, которые бы регламентировали деятельность органов государственной власти по противодействию такому обороту [6, с. 152].
Действительно, противодействие тому или иному явлению, в том числе незаконному обороту одурманивающих веществ, представляет собой системную работу органов государственной власти. Законодательство должно четко определять, какой именно публичный орган (например, МВД России или Роспотребнадзор) координирует действия различных властных, в том числе правоохранительных, субъектов, и, следовательно, «ответственен» перед обществом за эффективность противодействия незаконному обороту закиси азота и аналогичных веществ, какие именно органы государственной власти, кроме «координатора», задействованы в контроле за оборотом одурманивающих веществ и т.д, как осуществляется межведомственное взаимодействие указанных органов и т.д. Однако, действующее законодательство такие аспекты не регулирует.
Подводя итог можно отметить, что принятие Федерального закона от 29.12.2020 № 472-ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 № 1259 «Об утверждении перечня одурманивающих веществ» явилось первым шагом на пути оздоровления ситуации в сфере незаконного оборота одурманивающих веществ, для обеспечения эффективности противодействия такому обороту необходимо регламентировать организационные вопросы – определить орган власти, выступающий координатором, придать ему необходимые правомочия, установить правила межведомственного взаимодействия и др.
Список литературы
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.
- Федеральный закон от 29.12.2020 № 472-ФЗ «Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации» // Российская газета. – 2021. - № 1.
- Постановление Правительства РФ от 24.07.2021 № 1259 «Об утверждении перечня одурманивающих веществ» // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 31. – Ст. 5922.
- Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте; список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН 1988 года; критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утв. Постоянным комитетом по контролю наркотиков 09.10.1996// Российская газета. – 1996. - № 197.
- Ржанникова С.С. Одурманивающие вещества как угроза современному обществу: проблемы и перспективы / С.С. Ржанникова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2021. - № 6. – С. 152-155.
- Фильченко А.П. Категория «одурманивающие вещества» в российском законодательстве / А.П. Фильченко // Академическая мысль. – 2020. - № 3. – С. 81-84.