Телевидение сегодня – это и источник информации, и вариант досуга. За ним кроется работа десятков специалистов: журналистов, операторов, режиссеров, редакторов, телеведущих и т. д. Углубленное изучение особенностей работы журналиста в прямом эфире представляется актуальным и представляет интерес автора работы[2].
Прямой эфир – это не только откровенность и полнота информации. Его задача – восстановить настоящий паритет между сторонами, находящимися по разные стороны «голубого экрана», создать ощущение соучастия зрителя в происходящем на экране.
Опыт прямых телетрансляций позволяет классифицировать феномен прямого эфира как коммуникативные технологии, операционный характер которых позволяет раскрыть характер, особенности сосуществования и сотворчества субъектов теледискурса–ведущего, зрительской аудитории как формы самоактуализации человека – субъекта коммуникации [5].
Цель работы –раскрыть роль телеведущего в аспекте функционирования прямого телевизионного эфира. Еще в первые десятилетия развития телевидения высокой значимости приобретала фигура ведущего передачи, в основном работающего в прямом эфире. Исследователь Г. Почепцов рассматривает имидж ведущего не как целенаправленный сложившийся образ, а как часть коммуникативного процесса. Владея современными технологиями в сфере общественной коммуникации, он выступает олицетворением эффективной государственной политики на ниве средств массовой информации и коммуникации. Лучшими правомерно считать, например, Ю. Левитана, Ю. Фокина, И. Кириллова, В. Леонтьеву.
Ведущий воспринимается чуть ли не как персональная конституция событий. В частности, языковые и не языковые средства настолько приобретают характер поступающего сознания, что это ведет к возникновению иллюзии: он – тот человек, благодаря которому создается особое значение передаваемых сообщений.
При всем его инструктивном характере поведения в кадре имеет место элемент творчества. В новых социальных условиях актуализация значения сообщений не препятствует конкретизации способов осуществления на экране индивидуальной манеры: телеведущие могут выразить, показать себя. В этом случае интерпретация становится содержательным фактором выпуска, допуская стилевую неопределенность как следствие возросшей свободы обращения с фактическим материалом.
При обязывающем характере профессионального поведения ведущие должны стремиться к тому, чтобы активизировать потенциал личности зрителя. Фронтальная обращенность ведущего к зрителям образует «фасад» исполнения роли. Его элементами стают стандартизированные средства выразительности: внешние данные, манера поведения, предметы студийной обстановки. Наполнение фасада должно имитировать ситуационное местонахождение и усиливать суммарное впечатление от вида ведущего. В этом смысле ролевой фасад – его первая и основная исполнительная ориентация, поскольку энергия чувств главным образом фиксируется в пантомимике лиц и общем характере движений. Фокус фасада имеет свой композиционный предел и, в частности, не должен приводить к тому, что телеведущий буквально «врастает» в кадр.
В наглядном виде ведущий становится не просто посредником в распространении информации, а выдвигается на пересечение сообщений и их зрительского восприятия. Он условно превращается в соприсутствующие события, не являясь только посредственно связывающим при передаче их хода.
По общепринятым правилам человек на телеэкране должен выглядеть корректно и выражаться четко и понятно. В профессиональном плане для ведущего телепрограммы, кроме глубокого знания темы и проблемы, важно владеть коммуникативными данными – то есть вызвать у зрителя положительные эмоции, уметь завладеть вниманием аудитории. В зависимости от типа и жанра передачи ведущий выполняет разные коммуникативные функции, определяемые социальными ролями [4].
В развлекательных телепрограммах, таких как концерт, соревнования, ведущий становится активным действующим лицом. В восприятии зрителя он превращается в организатора-распорядителя зрелища, иногда импровизирующего свои действия.
Ведущий – главный носитель новой информации, дидактики изложения учебного материала. И именно от него зависит и в определенной степени восприятие этой информации, ее усвоение. Безоговорочную власть ведущему придает его профессиональное мастерство, часто играющее решающую роль в успехе передачи.
Ведущий – это коммуникатор, обеспечивающий не только откровенность и полноту информации [4]. Это своего рода и зрелищная композиция, режиссура которой уходит корнями традиции древнего театра, в частности, античного и средневекового. Здесь проявляются художественно-творческие способности: фантазия, импровизация; изобретательность, эмоциональность, чувство юмора; свойство к художественной провокации; владение словом; образность мышления, динамическое воображение.
Большое значение имеет специфика работы ведущего с аудиторией во время прямого эфира. При сложности структурной организации телепрограммы «внутренняя телеаудитория» расслаивается по степени ее активности и контактам с коммуникатором. Ведущий напрямую общается, главным образом, с несколькими участниками передачи, другие находятся на втором плане и составляют необходимый эмоциональный фон общения.
Сегодня на телевидении активно применяется в прямых эфирах политических ток-шоу «статусная коммуникация», строящаяся с помощью различных инструментов: отбор участников, выбор тем и формата соответственно уровня доступа ее участников (с разным общественным статусом) к диалогу.
Во время прямого эфира может возникнуть неполадка с телевизионным сигналом, с телефонной связью, со своевременностью воспроизведения записанных материалов. В такой ситуации ответственность за ситуацию ложиться на телеведущего, именно он в ответе перед телезрителями, ведущий прямого эфира должен адекватно реагировать на подобного рода технические неполадки, но и самому ему необходимо профессионально работать и не допускать возникновения смысловых пауз или других неоправданных заминок.
Список литературы
- Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / И. М. Дзялошинский. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 412 с.
- Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности : учебное пособие для вузов / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 341 с.
- Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 208 с.
- Ляшенко Б. П. Как следует и как не нужно говорить в эфире. – М., Институт истории и социальных проблем телевидения, 2000.
- Познин, В. Ф. Техника и технология СМИ. Радио- и тележурналистика : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Познин. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 362 с.