ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ КОРПОРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

163

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (90), ноябрь ‘22

Дата публикации 08.11.2022

Поделиться

Статья посвящена изучению некоторых особенностей, присущих некоммерческим корпоративным организациям и определению проблем законодательного регулирования их деятельности ввиду их особой правовой природы.

Полученные данные, обобщенные в процессе написания данной статьи, с помощью методов сравнительного анализа и толкования права, потенциально могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований, направленных на определение особенностей правового положения некоммерческих корпораций.

Возрастающее значение некоммерческих организаций, в том числе и корпораций, в жизни современного общества наблюдается во всех развитых государствах. Расширяя направления своей деятельности указанные организации вносят существенный вклад в развитие различных сфер общественных отношений, что повышает требования к регулированию их деятельности. Некоммерческие организации, представляя институт гражданского общества, помогают ему двигаться вперед, решая вопросы, касающиеся интересов граждан. [1]

Природа некоммерческих корпоративных организаций неоднозначна. Их создание можно рассматривать как независимый от государства способ оформления деятельности гражданского общества, форму выражения гражданами своих интересов и проявления их общественной активности. Но в то же время деятельность некоммерческих организаций способствует реализации различных функций государства. Именно это и является причиной, почему стимулирование их активности в большинстве государств выступает как инструмент повышения эффективности государственного управления. Это подтверждается опытом некоторых зарубежных стран, который свидетельствует, что данные организации способны к осуществлению более продуктивной деятельности, чем коммерческие юридические лица.

В то же время нормативное правовое регулирование положения корпораций, таких разнообразных по правовой природе и целям создания, имеет определенные сложности, ввиду несовершенства и недостаточной упорядоченности системы норм законодательства. Ключевым фактором в данном случае, как раз и выступают особенности, присущие некоммерческим корпоративным организациям. В связи с тем, что, являясь юридическими лицами и выступая активными участниками гражданского оборота, на которых распространяются нормы гражданского законодательства, некоммерческие корпоративные организации представляют собой и форму реализации конституционного права граждан на объединение, что отражает их особое правовое положение.

Внесение изменений в Гражданский Кодекс РФ, которые структурировали систему форм некоммерческих юридических лиц, бесспорно, является существенным вкладом в развитие законодательства. Однако с целью систематизации необходимо внести поправки и в ряд специальных законов, регулирующих деятельность некоммерческих корпоративных организаций, положения которых иногда не соответствуют нормам ГК РФ, или даже противоречат им. Также неоднозначной представляется целесообразность закрытого перечня некоммерческих корпоративных организаций. Общественным отношениям свойственно меняться и в этой связи, возникновение новых форм указанных организаций – неизбежно.

Таким образом, на основании всего вышесказанного, следует отметить, что изучение особенностей правового положения некоммерческих корпораций и норм законодательства, регулирующих их деятельность, приобретает особую актуальность. Целью написания данной статьи выступает определение некоторых особенностей, характерных для некоммерческих корпоративных лиц и обозначение существующих проблем в сфере регулирования их деятельности. Исследование данного вопроса было проведено посредством методов научного познания, включающих в себя, как общенаучные, так и специальные методы, в частности, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и метод толкования права.

Некоммерческими корпоративными организациями являются юридические лица, для которых извлечение прибыли не выступает в качестве основной цели их деятельности и полученная прибыль не подлежит распределению между участниками. Учредители некоммерческой корпорации приобретают право членства и формируют высший орган управления корпорации - общее собрание. [2] В некоммерческих корпорациях, число участников которых превышает сто членов, высшим органом может являться съезд или конференция, определяемые уставом. Споры между указанными организациями не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Данное обстоятельство должно быть отражено в уставе.

Некоммерческие корпоративные организации могут быть созданы в определенных организационно-правовых формах: потребительский кооператив, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищество собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Имущество некоммерческих корпоративных организации формируется за счет вступительных членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской деятельности, которую они в праве осуществлять в соответствии с их целями деятельности, и иных источников, предусмотренных законом. При ликвидации некоммерческой корпорации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, имущество направляется в соответствии с ее учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, к основным признакам некоммерческого корпоративного юридического лица относятся: цель, не связанная с получением дохода; отсутствие распределения прибыли между членами; учредители данной организации автоматически приобретают членство, получают права и обязанности, регламентируемые ГК РФ для корпоративных объединений и из их состава образуется высший орган управления.

Два первых вышеуказанных признака характеризуют организацию именно как некоммерческую, не имеющую основной задачей ведения деятельности - извлечение прибыли. Однако если, к примеру, рассматривать такой вид некоммерческих организаций как потребительский кооператив, то он, скорее, представляет исключение из этого правила. Это связано с существованием в данных организациях «кооперативных выплат», что, в своем роде, является распределением прибыли между членами общества. Тем не менее, законодательство относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям.

Следует отметить, что согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ, к отношениям с участием некоммерческих организаций, не затрагивающим предмет гражданского законодательства, нормы Гражданского кодекса РФ не применяются. Из этого можно сделать вывод, что правовое регулирование органов управления некоммерческой организации, порядок членства и др. вопросы могут выходить за пределы регулирования, распространяющегося на коммерческие организации. При этом в регламентации гражданско-правового статуса некоммерческих организаций приоритет отдается специальным законам. [3].

Для того, чтобы проиллюстрировать особенности правового положения некоммерческих корпоративных организаций, можно привести несколько примеров.

Например, политическая партия как разновидность общественного объединения представляет собой продукт общества, а не государства, это добровольные общественные объединения, для которых свойственны исторические особенности, сложившиеся на определенной территории. Основой деятельности политической партии является разработка и реализация общественно значимых проектов, необходимых, в том числе, и для улучшения жизни общества, а в качестве необходимого инструмента для осуществления разработанных проектов выступает государство в лице уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц. Именно наличие представителей политических партий в государственных органах и является гарантией народовластия, закрепленного действующим конституционным законодательством. [4]

Однако обладая определенным конституционно-правовым статусом, политическая партия является еще и корпоративным юридическим лицом, и регулирование ее деятельности осуществляется не только посредством применения норм Конституции и Федерального закона «О политических партиях», но и положениями Гражданского кодекса РФ относительно юридических лиц.

Следует отметить, что политическая партия не может быть признана банкротом. Согласно ст. 29 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» денежные средства политической партии формируются, в частности, за счет: средств федерального бюджета; поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; поступлений от гражданско-правовых сделок. Таким образом, мы видим, что политические партии имеют достаточное количество способов для законного извлечения прибыли. Учитывая тот факт, что политическая партия может выступать участником сделок, приносящих доход, и может иметь доходы от предпринимательской деятельности, не совсем ясна позиция законодателя относительно запрета на банкротство данного вида юридического лица. Возможно, это обусловлено защитой государством бюджетных денежных средств.

Нормы законодательства, регулирующие деятельность политических партий как субъектов гражданского права, носят разрозненный характер. В настоящее время положения о статусе данных некоммерческих организаций содержатся в значительном количестве нормативно-правовых актов. Закон «О политических партиях», который, по идее, должен быть основным документом, регламентирующим деятельность партий, зачастую содержит лишь общие положения и множество отсылок к другим законам. Это приводит к определенным трудностям при анализе статуса политических партий как субъектов гражданского права. В связи с этим дальнейшее развитие норм законодательства в сфере регулирования деятельности данных организаций, а также объединение их в единую структурированную систему, представляется более чем целесообразным.

Еще одной необычной организационно-правовой формой некоммерческой корпорации являются казачьи общества и общины коренных и малочисленных народов Российской Федерации. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы. [5]

Официально данные организации создаются для сохранения определенного уклада жизни и самобытности казачьего сословия или малочисленных народов. И по идее, их деятельность никак не соприкасается с коммерческими интересами, однако законодательство наделяет их правом вести определенную предпринимательскую деятельность. Но в настоящее время эффективных механизмов контроля за характером деятельности некоммерческих структур, по факту, нет. Поэтому проверить тот факт, что организация действительно занимается достижением целей, ради которых создавалась, и все доходы от ее коммерческой деятельности действительно направляются на решение задач, закрепленных уставом, достаточно сложно.

Например, под прикрытием «казачьего общества» могут существовать объекты, осуществляющие продажу какой-либо продукции или оказывающие определенные услуги. В данном случае, это будет оправдываться обстоятельствами, характеризующими социальную цель общества. В частности, продажа товаров, созданных исключительно казаками, или оказание услуг, опосредованно связанных с данным сословием. [6]

Соответственно, законодателю следует наконец определиться, возможно ли участие некоммерческих структур в предпринимательской деятельности. Либо обозначить пределы такого участия, с целью выработки определенных критериев оценки, на основании которых можно будет с точностью утверждать о наличии противоречий между закрепленными целями создания организации и фактически осуществляемой деятельностью. Представляется целесообразным и возложение функций контроля на определенные уполномоченные органы за размером доходов, которые получают некоммерческие организации и их последующим целевым или нецелевым использованием.

Определенное место в системе некоммерческих корпоративных организаций занимают ассоциации и союзы, как объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или обязательном членстве, для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, достижения общественно полезных целей и иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер.

Таким образом, ассоциация имеет специальную цель своего создания, что и определяет особенности ее статуса. Имущественные отношения в ассоциациях (союзах) не имеют первостепенного значения, так как осуществление деятельности, приносящей доход, имеет меньший приоритет для данного объединения.

Однако и в сфере деятельности ассоциаций и союзов имеется ряд проблем. Например, нередко возникают арбитражные споры, связанные с оспариванием решений ассоциаций и союзов в отношении их членов, либо связанные с переходом членов из одной ассоциации в другую. Необходимо также отметить наличие проблем, связанных с порядком управления ассоциацией, что обусловлено несовершенством норм законодательства.

Еще одной особенностью регулирования деятельности некоммерческих корпоративных юридических лиц выступают различия в их статусе. Зачастую, организации, действуя в одинаковых организационно-правовых формах, наделяются разным объемом прав или на них возлагаются разные обязанности. Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 Конституции РФ общественные объединения равны перед законом и Особое регулирование конкретной деятельности отдельных общественных объединений должно быть обосновано конституционно значимыми целями, что не всегда соблюдается в законодательстве. [7]

Определенные особенности прослеживаются и в процедуре приостановления деятельности, либо ликвидации некоммерческой корпорации.

Так, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» указывает, что «В случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Решение о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения может быть принято только судом по основаниям, указанным в статье 39 Закона «О политических партиях». Решение о приостановлении деятельности иных объединений граждан может быть принято, в том числе соответствующим уполномоченным органом или прокурором». [8]

Таким образом, некоммерческие корпоративные организации – это очень сложный в плане законодательного регулирования вид юридического лица. Это обусловлено их особой природой и разнообразием форм и видов, отличающихся своеобразными особенностями, которые и порождают определенные сложности в вопросе их правовой регламентации.

Законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих корпораций постоянно изменяется и совершенствуется, но при этом все равно остаются определенные пробелы и противоречия, которые требуют внимания государства. В частности, это касается определения допустимых пределов ведения некоммерческими корпорациями предпринимательской деятельности. Необходимо установление четкого соотношения между понятиями «корпорация» и «некоммерческая корпорация», а также создание четко структурированной системы корпоративных некоммерческих организаций и приведение всех специальных законов в соответствие с новой редакцией Гражданского Кодекса РФ.

Список литературы

  1. Ruslan M. B. The Role of Non-Profit Organisations in Society // Education. Science. Scientific personnel. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nekommercheskih-organizatsiy-v-obschestve (date of reference: 17.06.2022).
  2. Gaitova L. Kh., Kesaeva V. A., Non-commercial corporate organizations // Agrarian and Land Law. 2016. №3 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekommercheskie-korporativnye-organizatsii (date of reference: 08.06.2022).
  3. Filatova U. B., Gorbach O. V., Associations and Unions in the System of Noncommercial Corporate Organizations in Russian Law // Siberian Law Bulletin. 2021. №1 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiatsii-i-soyuzy-v-sisteme-nekommercheskih-korporativnyh-organizatsiy-v-rossiyskom-prave (date of reference: 17.06.2022).
  4. Guterman A.E., Dolgikh F.I. Civil-legal position of political parties // Vestnik Akademii. 2018. № 4. С. 122-125.
  5. Kuzmenko E.O. Public associations as institute of civil society in Russia / Otechestvennaya jurisprudence. 2019. № 4 (6). С. 25-26.
  6. Reshetnyak S. R. Analysis of existing problems of legal regulation of non-commercial organizations and prospects for their solution. // Bulletin of the Expert Council. 2021. №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschestvuyuschih-problem-pravovogo-regulirovaniya-nekommercheskih-organizatsiy-i-perspektivy-ih-resheniya (date of reference: 08.06.2022).
  7. Nikitina E. E., Obolonkova E. V., Reform of legislation on non-commercial organizations: problems and prospects // Journal of Russian Law. 2018. №2 (254). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-zakonodatelstva-o-nekommercheskih-organizatsiyah-problemy-i-perspektivy (date of reference: 08.06.2022).
  8. Epifanova T. V., Evstafieva E. I., Tsyganok T. I. Legal problems of liquidation of legal entities // Problems of Economics and Legal Practice. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-likvidatsii-yuridicheskih-lits (date of reference: 17.06.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее