УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 5-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 5-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

57

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (91), Ноябрь ‘22

Дата публикации 08.11.2022

Поделиться

Цель исследования – определить динамику физической подготовленности девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Методы: теоретические методы педагогического исследования; педагогический эксперимент; двигательное тестирование; статистико-математические. Результаты и их обсуждение. Выявлено, что уровень физической подготовленности испытуемых гимнасток достоверно повысился в процессе тренировки в подготовительном периоде годичного макроцикла. Таким образом, занятия художественной гимнастики на этапе начальной подготовки способствуют комплексному развитию физических качеств девочек 5-7 лет. Заключение. На основании полученных данных в конце исследования нами было сделано заключение, что занятия по предложенной методике тренировки юных гимнасток показали свою эффективность на практике.

Анализ научно-методической литературы выявил значительное количество работ, посвященных построению тренировочного процесса в художественной гимнастике на начальном этапе подготовки [1, c. 387; 4, с. 337; 5, с. 384]. В них авторы подразумевают ряд факторов, которые обеспечат высокий и стабильный результат в спорте высших достижений. Среди важных факторов выделяют ловкость, гибкость, точность мышечных ощущений, динамическое равновесие, взрывную силу, развитие координационных способностей [3, с. 145; 6, с. 65; 7, с. 87]. Обеспечить такой учебно-тренировочный процесс можно при использовании современных методик, позволяющих решать поставленные задачи на качественном уровне [2, с. 244-245; 8, с. 238-239].

Гипотеза исследования. Предполагалось, что регулярные занятия художественной гимнастикой окажут выразительное влияние на изменение уровня физической подготовленности девочек 5-7 лет.

Цель исследования – определить динамику физической подготовленности девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Методы и организация исследования.

Участники. В исследовании принимали участие 14 спортсменок (n = 14), занимающихся художественной гимнастикой возрастом 5,7±0,7 лет. Испытуемые регулярно (в течение не менее 0,5 года) посещали секционные занятия художественной гимнастикой (2-3 раза в неделю). Родители и тренеры испытуемых дали согласие на проведение исследования. Исследование проведено в соответствии с положениями Хельсинской декларации.

Методы. В процессе исследования были использованы: теоретические методы педагогического исследования; педагогический эксперимент; двигательное тестирование; статистико-математические методы обработки эмпирических данных.

Тестирование. Для определения уровня физической подготовленности юных спортсменок использовали общеизвестные, валидные и надежные тестовые процедуры (см. табл. 1). В начале исследования дети были ознакомлены с тестовыми процедурами. Тестирование проводилось в течение двух дней. В первый день комплекс тестов для оценки гибкости и координации, во второй день тесты для других физических качеств. Тестирование было проведено в начале и в конце подготовительного периода годичного макроцикла подготовки художественных гимнасток этапа начальной специализации, который по продолжительности совпадал с периодом проведения педагогического эксперимента.

Организация. Исследование проводилось на базе спортшколы г. Пушкино в условиях секционных занятий спортсменок этапа начальной подготовки по художественной гимнастике под руководством квалифицированных тренеров. Педагогический эксперимент носил констатирующий характер и был направлен на выявление уровня физической подготовленности начинающих спортсменок-художниц, а также его динамику под влиянием средств подготовки в художественной гимнастике.

Статистика. Для изучения динамики физической подготовленности использовали методы дескриптивной статистики. Проверку статистической гипотезы о достоверности отличия результатов выполняли с помощью расчёта парного критерия Стьюдента для связанных выборок, при уровне статистической значимости p <0,05. Данный критерий был выбран, основываясь на изучении нормальности распределения результатов тестирования, которое соответствовало нормальному закону.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам констатирующего педагогического эксперимента выявлено, что испытуемые в течение подготовительного периода занимались по программе подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Динамика уровня физической подготовленности юных гимнасток представлены в таблице 1.

Анализируя полученные результаты констатирующего эксперимента, можно заключить, что под воздействием программы подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» у девочек 5-7 лет произошли достоверно значимые изменения (р <0,05) по всем тестовым упражнениям.

Таблица 1 – Динамика физической подготовленности девочек 5-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой, в подготовительном периоде годичного макроцикла тренировки (n = 14)

Table 1 - Dynamics of physical fitness of 5-7-year-old girls gymnasts, in the preparedness period of the training macrocycle (n = 14)

Тестовые упражнения

I

II

р

equation.pdf

Шпагат, см

7,55±0,70

2,34±0,55

<0,05

Мост из положения лежа, см

8,87±0,77

3,48±0,60

<0,05

Боковое равновесие, с

1,98±0,19

4,02±0,25

<0,05

Прыжки на двух ногах вверх, баллы

3,55±0,17

4,80±0,15

<0,05

Поднимание туловища, кол-во раз

6,40 ±0,34

9,37±0,40

<0,05

Прыжок в длину с места, см

119,35±7,30

140,12±4,33

<0,05

Бег на 20 м, с

5,92±0,18

5,40±0,24

<0,05

Вис на изогнутых руках, с

6,30 ± 0,40

9,70 ± 0,50

<0,05

Выкрут в плечевых суставах со скакалкой, см

58,05 ± 4,15

51,22 ± 1,54

<0,05

Наклон туловища из положения сидя, см

18,10±0,62

24,55±1,85

<0,05

Источник: данные автора

Таким образом, уже в подготовительном периоде наблюдается значительное повышение уровня физической подготовленности испытуемых, что свидетельствует об эффективности и о комплексном влиянии методики тренировки на развитие физических качеств начинающих гимнасток.

Проводя сравнительный анализ данных педагогического эксперимента, можно сделать выводы, что возраст 5–7 лет является наиболее благоприятным для улучшения физической подготовленности девочек при правильно подобранных средствах и упражнениях.

Заключение. В процессе педагогического эксперимента установлено, что по всем тестовым упражнениям у исследуемой группы художественных гимнасток 5-7 лет установлено достоверно значимое различие. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о положительном влиянии применения в учебно-тренировочном процессе гимнасток группы начальной подготовки тренировочных средств, которые направлены на развитие физических способностей. Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования, что регулярные занятия художественной гимнастикой окажут выразительное влияние на изменение уровня физической подготовленности девочек 5-7 лет.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке методики совершенствования специальных физических качеств спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.

Список литературы

  1. Гирфанова, А. И. Особенности тренировок по художественной гимнастике на начальном этапе подготовки / А. И. Гирфанова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием (26 апреля 2019 года). – Казань, 2019. – С. 378-379.
  2. Ларионова, Г. П. Специфика общей физической подготовленности девочек 6-8 лет разных соматотипов, занимающихся художественной гимнастикой / Г. П. Ларионова // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. – 2019. – № 1. – С. 243-250.
  3. Левченко, И. А. Динамика развития физических качеств и показателей функционального состояния девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / И. А. Левченко, И. А. Пономарева // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (30 мая 2019 года). – Саратов, 2019. – С. 143-147.
  4. Мухина, М. П. Комплексный подход в развитии физических качеств девочек 5-7 лет, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах / М. П. Мухина, Н. С. Кирьяш, Т. А. Черненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3(181). – С. 336-341.
  5. Саркисова, Н. Г. Занятия художественной гимнастикой в дошкольном возрасте / Н. Г. Саркисова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : Материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания УГАТУ (21–23 марта 2019 года). – Уфа, 2019. – С. 384-387.
  6. Шабалина, Д. А. Развитие координационных способностей и гибкости детей 5-7 лет средствами художественной гимнастики / Д. А. Шабалина, М. Л. Блинова // Проблемы развития студенческого спорта и боевых искусств : Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции (14 ноября 2019 года). – Йошкар-Ола, 2019. – С. 63-68.
  7. Шеломанова, Е. Н. Методика развития гибкости у юных спортсменок в художественной гимнастике / Е. Н. Шеломанова, О. В. Гаевская // Культура физическая и здоровье современной молодежи : Материалы международной научно-методической конференции (5 сентября 2018 года). – Воронеж, 2018. – С. 86-92.
  8. Шиленко, О. В. Применение средств художественной гимнастики в физическом воспитании младших школьников / О. В. Шиленко, А. И. Пьянзин, Т. Н. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 2(102). – С. 236-242.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее