Диагностика благоприятного психологического климата в детском коллективе начальной школы

Диагностика благоприятного психологического климата в детском коллективе начальной школы

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

17

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (91), Ноябрь ‘22

Дата публикации 08.11.2022

Поделиться

В статье рассматривается диагностика благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Авторы статьи рассказывают о различных диагностических методиках, предлагают варианты опросников для младших школьников, представляют инструкции по прохождению опросников для классного руководителя и младших школьников. В статье, в виде таблицы, авторы рекомендуют образец матрицы, куда заносятся ответы всех участников эксперимента. В конце статьи авторы дают необходимые рекомендации учителям для наилучшего сохранения и максимального улучшения благоприятного психологического климата в классе.

Мониторинг сплоченности ученический коллектива

Классному руководителю или учителю начальных классов практически невозможно обойтись без научных методик изучения психологической направленности личности младшего школьника и уровня сплоченности ученического коллектива.

Важно использовать методики, предполагающих письменные работы, но только с 4-го класса. В 4-м классе у младшего школьника уже развиты некоторые навыки письма и беглого чтения, поэтому письменные работы желательно проводить только в 4-м классе. При использовании нижеприведенных методик, учитель обязательно должен проконсультироваться с педагогом-психологом.

Классный руководитель должен заранее подготовит тексты опросников или тестов для каждого младшего школьника. Это позволит детям быстрее освоить инструкцию каждой методики.

Методика «Солнце, дождик, тучка».

Каждый младший школьник получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в вариантах. Детям предлагается определить самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Каждому младшему школьнику предлагается отметить любым знаком, например, галочкой, в нужной клетке свое самочувствие. Анкеты могут быть анонимными.

При анализе полученных данных классный руководитель сможет с легкостью сделать вывод о самочувствии ребят в классном коллективе.

 

«Солнце» 

(Тепло, дружно, уютно)

«Тучка» 

(Не очень комфортно)

«Дождик» 

(Скучно, не комфортно)

В классе

 

 

 

С друзьями

 

 

 

Дома

 

 

 

 

Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе».

Цель: выявить необходимый уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого ученика.

Классный руководитель готовит для каждого младшего школьника табличку и предлагает заполнить ее правую сторону (клеточки) цветными карандашами , при этом используя только 3 цвета: красный — это очень хорошо; зеленый — это проявляется, но слабо; синий —значит  не проявляется.

Согласие

            

Взаимопонимание

 

Увлеченность жизнью класса

 

Активность в классе

 

Теплота взаимоотношений

 

Дружба среди одноклассников

 

Помощь друг другу

 

Скука

 

Анализ результатов предполагает весьма субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения.

Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

(Измененный вариант методики О.В. Лишина)

Цель методики: определить все мотивы участия младших школьников в их совместной деятельности, определить уровень сплоченности всего класса и причастности каждого к единому общему делу.

Инструкция для младших школьников

Для проведения опроса каждому младшему школьнику выдается бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в следующих делах?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, который соответствует твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

Н — никто; М — меньшинство; П — половина классного коллектива; Б — большинство; В — все.

Содержание опросника

 

Сколько человек придет на классное собрание

НМПБВ

1

чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

НМПБВ

2

чтобы узнать что радует и беспокоит одноклассников?

НМПБВ

3

потому что собрание будет снимать телевидение?

НМПБВ

4

потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить классное собрание?

НМПБВ

5

если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

НМПБВ

6

если явка строго обязательна?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

НМПБВ

7

ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

НМПБВ

8

чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

НМПБВ

9

чтобы поддержать честь своего класса?

НМПБВ

10

ради денег, которые выплатят каждому участнику?

НМПБВ

11

потому что работа будет интересной?

НМПБВ

12

если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха

НМПБВ

13

чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

НМПБВ

14

чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

НМПБВ

15

ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

НМПБВ

16

если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

НМПБВ

17

ради интересной жизни в лагере?

НМПБВ

18

если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход

НМПБВ

19

если его цель - сбор краеведческого материала для музея?

НМПБВ

20

ради того, чтобы побыть вместе на природе?

НМПБВ

21

если каждый участник получит памятный значок туриста?

НМПБВ

22

если поход - часть турслета, который организует ваш коллектив?

НМПБВ

23

просто потому, что интересно?

НМПБВ

24

если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни

 

НМПБВ

25

потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

 

НМПБВ

26

чтобы и после уроков побыть вместе?

 

НМПБВ

27

если во время вечера будет устроено чаепитие?

 

НМПБВ

28

если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

 

НМПБВ

29

потому что программа вечера очень интересна?

 

НМПБВ

30

если явка строго обязательна?

 

Большое спасибо за ваши ответы!»

Инструкция для классного руководителя

Классный руководитель разъясняет все условия выполнения задания, особенно обращает внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена только одна буква. Классный руководитель должен привести наглядный пример заполнения опросника. Если всем младшим школьникам условия задания понятны, то они приступают к его выполнению.

Обработка полученных данных

При обработке результатов теста предлагаемый опросник следует разделить на 6 блоков. Каждый блок состоит из 5 вопросов.

В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

A) общественно полезная деятельность (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

Б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

B) интерес к общению (2, 8,14, 20, 26);

Г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

Д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17,23,29);

Е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: В — 4 балла; Б — 3 балла; П — 2 балла; М — 1 балл; Н — 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица.

 

Ф.И школьника

Мотивы младшего школьника

Общественно полезная деятельность — А

Личная выгода — Б

Интерес к общению — В

и т. д.

 

1

7

13

19

25

сумма

3

10

15

21

27

сумма

2

8

14

20

26

сумма

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить главные мотивы участия школьников. Данные позволят корректировать свою деятельность по отношению к каждому младшему школьнику и классному коллективу в целом.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(По А.А. Андрееву)

Цель: определить степень удовлетворенности младших школьников школьной жизнью.

Инструкция для классного руководителя

Каждому младшему школьнику заранее готовится бланк опросника. Можно просто разъяснить учащимся их функции и зачитать вопросы анкеты.

Во время проведения данного анкетирования учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия по следующей шкале: 4 — совершенно согласен; 3 — согласен; 2 — трудно сказать; 1 — не согласен; 0 — совершенно не согласен.

Содержание опросника:

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К школьным учителям всегда можно обратиться за помощью.

5. У меня есть самый любимый учитель или несколько учителей.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. В нашей школе есть все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я очень сильно скучаю по школе.

Обработка полученных данных

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью («У») является частное от деления общей суммы баллов ответов всех младших школьников на общее количество ответов. Если «У» >3, значит у детей высокая степениь удовлетворенности, если же «У» > 2, но < 3 или 2, это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности младших школьников школьной жизнью.

Таким образом, после проведенных исследований классные руководители смогут зафиксировать изменения в сплоченности коллектива младших школьников. Учителя смогут определить увеличилось или уменьшилось количество детей с высокими показателями и с низким уровнем.
Классные руководители определят как часто у младших школьников проявляются такие качества, как доброта, отзывчивость, ответственность, справедливость, дисциплинированность, честность. По результатам опросников учителя увидят как младшие школьники относится к людям, к друг к другу.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7лет/О.В.Дыбина. М.:Мозаика-Синтез, 2016.–49 с.
  2. Куракин А.Т. Коллектив и личность дошкольника / А. Т. Куракин, Х. Й. Лийметс, Л. И. Новикова//Основы теории воспитательного коллектива. – 2013. №1. С.78 -80.
  3. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды/А.С.Макаренко. М.: Юрайт, 2016. – 346 с.
  4. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Л.И.Новикова. Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова. – М.: Просвещение,  2014. 345 с.
  5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2015. – 226 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее