ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

92

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (89), октябрь ‘22

Дата публикации 28.10.2022

Поделиться

В статье авторами рассматривается вопрос социальных взаимоотношений классного руководителя с детьми, детей в классе.  Объектом исследования является социализация младших школьников в начальных классах. В статье раскрывается и анализируется проблема создания наиболее благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе начальной школы, как один из неоспоримых показателей профессиональной компетенции учителя начальных классов. В конце статьи автор приходит к выводу и дает необходимые рекомендации учителям для наилучшего сохранения и максимального улучшения благоприятного психологического климата в классе.

Наиболее активное развитие личности и интенсивное формирование базисных качеств ребенка происходит именно в школьные годы, и зависит от той социальной атмосферы, членом которой является данный ребенок.

Для детей коллектив – это особое объединение, основанное на общих интересах и потребностей, это результат их взаимодействия и особая среда жизнедеятельности, которая необходима детям для их личностного самовыражения, самоутверждения и, конечно же, для самореализации личности.

            Далеко не всякий коллектив является эффективным инструментом воспитания младшего школьника. И не во всех классах дети чувствуют себя абсолютно защищённо, потому что не всегда складываются необходимые благоприятные условия для личностного развития младшего школьника.

Какие же существуют пути и необходимые условия создания наиболее благоприятного психологического климата в детском коллективе младшего школьника?

Важнейшие признаки наиболее благоприятного психологического климата в детском коллективе для младшего школьника:

  • Абсолютное доверие;
  • Требовательность членов класса друг к другу высокая;
  • Доброжелательная критика;
  • Деловая критика;
  • Свободное выражение собственного яркого мнения при обсуждении всех вопросов, касающихся коллектива класса;
  • Удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • Принятие на себя абсолютной ответственности за состояние дел в классе каждым из его членов .

В начальной школе существует тот психологический климат, который формируется классным руководителем. Именно от особенностей взаимодействия учителя с младшими школьниками зависят результаты деятельности всего класса, а особые устойчивые хорошие результаты помогают создавать благоприятный психологический климат. И получаются взаимосвязанные процессы: руководство - эффективность - психологический климат. В этой цепочке нельзя выделить и установить однозначную последовательность и приоритеты.

Наиболее максимальное управление психологическим климатом в школьном коллективе требует именно специальных знаний и умений от классного руководителя. Специальные меры: обучение классного руководителя, его периодическая аттестация и периодическая аттестация всего преподавательского состава школы.

Именно А.С. Макаренко первый начал обсуждать эту проблему. Он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, особо близкие к современным словам «климат» и «атмосфера». А.С. Макаренко четко обозначил некоторые особые характеристики стиля и тона, именно он нашёл наиболее точные пути совершенствования этих особенных образований и своим собственным опытным путём доказал их наибольшую эффективность.

Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его основными эмоциями выступают открытость, защищенность, интерес, работоспособность, доброжелательность, оптимизм, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то младший школьник чувствует себя зажатым и скованным, и даже может проявлять открытую агрессию по отношению к учителю и одноклассникам, а также, наоборот, может быть пессимистичным, ленивым, без инициативным, замкнутым, не общительным.

Создание благоприятного психологического климата в классе однозначно можно назвать одним из самых, самых важных компонентов педагогической работы, потому что психологически здоровые, творческие, мобильные, доброжелательные, работоспособные, открытые, уверенные в себе люди представляют собой наибольшую ценность для всего общества нашей необъятной страны.

Именно умение создавать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в классе — это одна из важнейших профессиональных компетенций педагога.

Также важным критерием здорового психологического климата является определение своих позиций по отношению к себе и другим ученикам в классе. Очень важно, чтобы каждый ученик обращал внимание сначала на себя, но также принимал следующие принципы своей деятельности:

  • Определение себя, а не других.
  • Определение себя не в противопоставлении другим.
  • Самосоздание и саморазвитие.
  • Взгляд на мир через свою душу.
  • Наличие собственного горизонта.

При этом в успешном развитии коллектива большую роль играет способность не только учителя, но и каждого школьника в классе выдерживать общее направление движения всего класса, которое задается самими учениками вместе с классным руководителем. Можно говорить о здоровом психологическом климате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен, эмоционально вынослив, добр и справедлив к одноклассникам.

Для этого каждому младшему школьнику необходимы:

  • Увлеченность новым и еще не известным.
  • Ясность цели, что помогает, сосредоточиться на ее достижении.
  • Настойчивость в достижении целей.
  • Навыки саморегуляции.

Все эти вышеперечисленные качества характера представляют ценность для всего коллектива, только если члены группы способны поддерживать деловые отношения, то есть именно такие отношения, которые, даже становясь абсолютно эмоционально окрашенными, не смогут помешать самому функционированию класса, а, следовательно, и учебно-воспитательной деятельности в целом .

Считаю  целесообразным сейчас вновь обратиться к опыту А.С. Макаренко.

Признаком здорового психологического климата по А.С. Макаренко служит ощущение собственного достоинства. «Эта уверенность в своём собственном лице вытекает из представления о ценности своего коллектива, из гордости за свой коллектив... Тон достоинства трудно воспитывается, для этого нужны годы». Отношение личности к самому себе увязывалось с особым отношением к своему классу, который обозначается как гордость.

А.С. Макаренко ценил защищённость личности в коллективе. «Каждая личность должна чувствовать себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства... Я добился, что самые маленькие, самые нежные мальчики и девочки 10-12 лет не чувствовали себя младшими членами коллектива. В работе - да, в деле - да, но в самочувствии, в уверенности в себе они чувствовали себя прекрасно защищенными, так как они чувствовали, что никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того - первым встречным товарищем». Достичь этого очень и очень трудно. На данный момент школа не отличается высоким уровнем защищённости обучающихся в ней младших школьников и всех учеников в целом.

Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко: соблюдение внешних норм поведения, гордость за свой коллектив, защищённость личности, мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, способность к ориентировке и торможению, эстетика коллектива .

Исследователи указывают, что преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при абсолютно благоприятном психологическом климате, являются: инициативность, работоспособность, доброжелательность, креативность, защищённость, мобильность, оптимизм, свобода "я".

При неблагоприятном: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Благоприятный психологический климат активно способствует лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку творческие, психологически здоровые, уверенные в своих силах дети представляют особую ценность для современного общества.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе "педагог-класс", высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата .

Классному руководителю особенно важно знать те качества, которые способствуют установлению здорового психологического климата.

Основные качества учителя, наличие которых позволяет ему сформировать благоприятный психологический климат в своем классе.

Такой учитель:

  • Практически не проявляет раздражение при детях.
  • Максимально старается избегать догм, в своей работе.
  • Всегда направляет больше энергии на изменение себя, чем на изменение других.
  • Знает и уважает весь спектр чужих мнений в классе.
  • Может изменить и себя в соответствии с сильными сторонами своих учеников, и самих учеников.
  • Знает основы самоопределения, то есть знает свои функциональные границы и также четко им следует.
  • Стремится вкладывать все силы и все средства не только в свое благополучие, но и в благополучие класса и каждого младшего школьника в отдельности.
  • Не подвержен воздействию безответственных действий других учеников и их родителей.
  • Старается воспитывать качества зрелого, сильного лидера в своих учениках.
  • Всегда знает и умеет разделять и передавать ответственность.

К условиям, которые определяют эффективность влияния учителя начальных классов на благоприятный психологический климат в школьном коллективе, относятся следующие:

  • ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников;
  • профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость);
  • личностные качества педагога (честность, открытость, расположенность к детям, чувство юмора, позитив, заинтересованность детьми,  инициативность, коммуникабельность, креативность, стиль общения).

Роль правильно организованного педагогического общения очень велика, потому что атмосферу обращенности к развитию личности ученика создает именно классный руководитель.

В последнее время огромное внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка – это показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие является одним из наиболее емких понятий для определения успешности развития младшего школьника. Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении с классом и классным руководителем, установлении положительных взаимоотношений в семье, создание благоприятного микроклимата в классе.

Существуют еще одни важные стороны жизни класса, его психологического климата, которые определяются  классным  руководителем. Организация общих совместных коллективных дел, совместных переживаний; коллективные поздравления с днем рождения младших школьников; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, музеям, библиотекам; различные совместные походы; совместные посещение концертов, выставок, спектаклей; совместное проведение различных праздничных дней.

Правильный сигнал доброжелательности - добрая улыбка, приветливость, нежность в голосе, искренность. Учитель должен всегда стараться сказать об каждом учащемся доброе, ласковое слово, потому что одобрение действует гораздо сильнее, чем порицание.

Главное, что должно характеризовать работу учителя, это профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем, без исключения детям. Наиболее эффективными методами формирования  благоприятного психологического климата в начальной школы считаю :

- использование игры. (Дидактические игры повсеместно используются в практике учителей начальной школы. В результате чего учащиеся становятся деятельнее на уроках, это позволяет включать их в работу с классом и младшие школьники почувствуют себя частью класса.)

- формирование общих традиций. (Наиболее распространенными и легко выполнимыми общими традициями являются совместные прогулки, походы, экскурсии, поездки.)

Итак, благоприятный психологический климат в коллективе - это совокупность психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой класса, характер взаимоотношений в классе, которые благоприятно воздействуют на членов данного класса, способствуют наиболее позитивному разрешению возникающих в классе разногласий.

И, в заключении, хочется дать несколько рекомендаций педагогам для наилучшего сохранения и улучшения благоприятного психологического климата в классе:

- Относитесь друг к другу в классе с уважением и доброжелательностью;

- Помогайте новичкам класса освоиться в вашем коллективе;

- Будьте справедливы ко всем ученикам класса;

- Будьте всегда в отличном настроении, бодры, улыбчивы, веселы. ;

- Всегда стремитесь к эмоциональному единению в классе «Один за всех и все за одного»;

- Обязательно проявляйте искреннее чувство сопереживания и поддержки к тем младшим школьникам, кто в этом нуждается;

- Умейте слушать и понимать каждого ученика;

- Больше времени проводите вместе с детьми, стремитесь к общему коллективному труду.

Список литературы

  1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников.- М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006.- 238 с.
  2. Гумницкий Г.К. Потребность и интерес //Вопросы психологии. –2008. - № 2.- С.23-28.
  3. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2000 –120 с.
  4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Педагогика, 1988. – 168с.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М.: ТЦ «Сфера», 2006 – 464с.
  6. Кулагина И.Ю. Мотивация учения у первоклассников с разным уровнем обучаемости: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: ТЦ «Сфера», 2005 – 254с.
  7. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. – СПб.: Питер, 2007. - 386 с.
  8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1971.- 178 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее