Особенности развития диалогической речи у детей с задержкой психического развития.

Особенности развития диалогической речи у детей с задержкой психического развития.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (88), октябрь ‘22

Дата публикации 18.10.2022

Поделиться

В статье говорится о особенностях диалогической речи у детей с ЗПР.

Речь- это сложный механизм. Это психический процесс, появляющийся у ребенка позднее других, и находящийся не в основе пирамиды его развития, а высоко-высоко на ней. И если каких-то «кирпичиков» в этой пирамиде не хватает, то и речь не может быть полноценной. Именно поэтому развитием речи необходимо заниматься с первого дня рождения малыша.

По последним исследованиям только 3-4% детей, имеющих проблемы с речью, после 3-х лет могут самостоятельно скомпенсироваться и заговорить. И это при условии, что были активно включены моторная деятельность, сенсорная и т. Д. В остальных же случаях проблемы, к сожалению, не избежны.

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.

Многие исследователи занимаются изучением детей с ЗПР: Т.А. Власова, Г.В.Чиркина, С.Г.Шевченко, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др. Они отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, которая затронула различные стороны психической деятельности [8].

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

У детей этой категории в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, это в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей [2].

Е.В. Мальцева выделяет три группы детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений:

Первая группа – дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой историки.

Вторая группа – дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.

Третья группа – дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запасы, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы [4].

Развитие ребенка с ЗПР протекает по тем же закономерностям, что и развитие детей в норме. Однако оно характеризуется своеобразием, которое обусловлено дефектом

По данным исследователей, для детей с ЗПР характерна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей они допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы. Особенности в построении высказываний, характерные для детей с ЗПР – результат трудностей в планировании и развертывании речевого сообщения. Анализ высказываний детей с ЗПР свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы [1].

Переход от ситуативной речи к контекстной означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и определение его продвижение в познавательном развитии ребенка, в частности овладение умением выйти за пределы непосредственной ситуации. Предметное содержание предлагаемых заданий хорошо знакомо детям. Поэтому речь нормально развивающихся детей носит, в основном, контекстный характер, понятна человеку, не знакомому с речевой ситуацией. Элементы, характерные для ситуативной речи, встречаются в рассказах только изредка. Иная картина у детей с ЗПР. Их речь носит преимущественно ситуативный характер, что проявляется в частном использовании личных и указательных местоимений, усиливающих повторений, а также жестов, мимики.

Умение участвовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проявлений коммуникативных способностей. Диалогическая речь – наиболее естественная форма общения. Т.к. стимулом для диалога служит желание, что-либо узнать о предметах и явлениях окружающего мира, то общение успешным, если детей предварительно познакомить с ними.

Поскольку для данной категории детей характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога им необходим сильный собеседник, роль которого выполняет взрослый. Следует создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к беседе, высказываниям. Особое внимание следует обращать на формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других. Полезно использовать беседы, инсценировки сказок, задания по продолжению начатого разговора [5].

У детей с ЗПР потребность в общении со сверстниками и взрослыми низкая. Они не желают говорить, играть предпочитают молча, общаются в процессе игры редко. Однако любое побуждение к дальнейшему общению (похвала, побуждение типа «вспомни, что ты хотел еще сказать», «подумай») приводит к резкому увеличению объема высказываний.

Низкая познавательная активность детей с ЗПР оказывает большое влияние на их речевую активность, это приводит к тому, что ребенок, зная ответ на поставленный вопрос, не отвечает на него, это связано с низкой мотивацией речи у детей, также это может привести к неправильному формированию личности у ребенка [3].

Наиболее важным для активации речи детей является введение дополнительных мотивов. Перед выполнением поставленного задания, ребенку следует разъяснить цели данного задания, стараясь заинтересовать его. Большое значение имеет создание условий для целого комплекса высказываний. С этой целью рекомендуется проводить ролевые игры, разыгрывать роли сказочных героев, взрослых (мамы, врача, учителя и др.), т.е. сделать установку на необычность, вводя таким образом в речевую деятельность добавочные мотивы, личностный смысл.

Диалогическая речь дошкольников страдает в значительной степени. Это проявляется в таких компонентах диалогической речи как: недостаточность мотивации у детей с ЗПР, низкая познавательная активность, появление в речи аграмматизмов, нарушение порядка слов, а также их связь в предложении, обедненный словарный запас. Таким образом, необходимым условием коррекции речевой деятельности детей с ЗПР является формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании. Следует так строить занятия, чтобы дети осознали, для чего оно нужно, что нового они узнали, чему научились, важным является разъяснения темы занятия и упражнения, в конце каждого занятия следует подводить итоги. Для более успешного формирования речевых навыков следует обращаться к ранее изученному материалу[7].  

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что диалогическая речь имеет специфические психолого-педагогические и лингвистические особенности, для нее характерны особые условия функционирования. Разговорная речь — компонент непосредственного общения, и наряду с нелингвистическими компонентами она обеспечивает реализацию коммуникативной функции речи, лежащую в основе всего вербального развития человека.

Список литературы

  1. Бартош, Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи [Текст] / Н.Н. Бартош – М.: Молодой ученый. 2016. – №6.
  2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002.
  3. Долганюк, Е.В. Беседа как метод развития диалогической речи старших дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.В. Долганюк. // Дошкольная педагогика. – М., 2012.
  4. Коровякова, О.В. Формирование и развитие диалогической речи дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития в процессе беседы по картинке [Текст] / О.В. Коровякова, А.В. Кубасов // Специальное образование. – М., 2011.
  5. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ЗПР [Текст]: учебное пособие / Л.В. Лопатина, О.В. Иванова. – СПб.: Каро, 2007.
  6. Полякова Е.А. Развитие диалогической речи старших дошкольников [Текст] / Е.А. Полякова – М., 2008.
  7. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  8. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст]: избранные работы / под ред. Л.В. Щербы. – СПб.: Питер, 2007.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary