Бесплатная юридическая помощь гарантируется каждому гражданину в соответствии со ст. 48 Конституции РФ. В нынешнее время, учитывая состязательность гражданского процесса, а также постоянный рост законодательства, предоставление права на получение помощи юриста-представителя очень затруднительна. Право на судебную защиту обеспечивается как ст. 46 Конституции РФ, так и п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8, 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 47 Хартии Европейского союза об основных правах.
Проблема доступности правосудия в сфере представительства является одной из самой обсуждаемой в мире. В связи с этим, главный вопрос ставится, как предоставить и обеспечить равенство сторон, в случае различие в правовой грамотности лиц, участвующих в деле.
Исходя из выше изложенного, принцип состязательности является актуальным при том условии, если обе стороны являются одинаково грамотными противниками. Таким образом, необходимо введение обязательного участия представителей в гражданском процессе.
Общий анализ всех особенностей доступности правосудия можно разделить на юридические, экономические и организационно-правовые.
Доступность правосудия может быть связана с предоставлением бесплатной юридической помощи. На практике можно найти нарушение ст. 6 Конвенции.
Основные показатели, которые влияют на необходимость предоставления юридической помощи бесплатно:
1) Возможные последствия при решении задач, с которыми столкнется сторона в судебном процессе;
2) сложность рассмотрения спора в суде;
3) возможность заявителя эффективно участвовать в суде;
4) возможность удачного разрешения дела в судебном порядке
На практике, в случае, если ЕСПЧ делали вывод о нарушении ст. 6 Европейской конвенции в связи с нарушением доступности правосудия, в решениях было отражено, что решить данную проблему можно не только предоставлением бесплатного представителя, но и посредством упрощения процедур возбуждения и ведения дела в суде, юридического страхования.
Таким образом, можно сделать вывод, что доступность правосудия в разных странах может рассматриваться с точки зрения множества. Вместе с этим в качестве главного составляющего элемента нужно выделять квалифицированную помощь представителя в суде.
Вышеуказанные методы понимания проблем правосудия значительно отражает создание равных прав всех участников процесса.
Вышеуказанные принципы нашли свое отражение деятельности Конституционного Суда РФ, а именно в постановлении от 23 января 2007 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В.В. Макеева".
В вышеуказанном постановлении отражено, что представительство в суде связанно с реализацией субъектами конституционной обязанности государства по обеспечению доступности правосудия и предоставлении квалифицированной юридической помощи.
Одной из основных проблем является то, что не все лица, с финансовой точки зрения, могут позволить оплатить услуги представительства в суде. Однако законом предусмотрено оказание бесплатной помощи юридического характера. Данное право отражено в ст. 26 РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»: «1. Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи. В свою очередь, ст. 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» гласит, что помощь на бесплатной основе предоставляется определенным категориям граждан, среди которых ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II группы и так далее.
Правом на предоставлении представителя в суде, может служить гарантия защиты прав, свобод и законных интересов, а также согласно принципам состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).
Деятельность представителя должна быть направлена в гражданском и арбитражном процессе на оказание помощи стороне, на которой оно находится, помощь должна быть юридической. Также в обязанности представителя относится оказание содействия в предупреждении нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов права, устранении или уменьшении неблагоприятных последствий такого нарушения и восстановлении надлежащего положения субъекта права.
Признаки квалифицированной юридической помощи включают в себя:
1) активную деятельность представителя стороны на оказание юридического содействия;
2) добровольный характер оказания помощи стороне, без влияния на мнения участника процесса;
3) публично-правовой характер, предоставляющий право доступности правосудия;
4) главная цель - обеспечение прав, свобод и законных интересов лиц;
5) Высокая квалифицированность представительства;
6) оказание помощи конкретному субъекту правоотношений.
Австралийский ученый Саймон Райз раскрыл понимание института представительства как право на "доступ к закону". По его мнению, у любого человека есть возможность знать и понимать закон, использовать и исполнять его, получать из этого выгоду и защиту. Данное мнение предоставляет государственной программе юридической помощи, особое место в социальной политике, через которую возможно реализовать фундаментальное право человека на доступ к закону.
Также, необходимо стоит отметить необходимость на законодательном уровне определить процессуальный статус представителя в рамках гражданского судопроизводства.
В настоящее время активно разрабатываются проекты правовых актов в сфере юридической помощи. Однако проработка главных положений происходит не легко и в настоящее время документы все еще находятся в стадии разработки. Несмотря на изменения, происшедшее с момента принятия государственной программы, первоочередной задачей ставится ведение адвокатской монополии, которая не относится к юристам остальных организаций.
Проект регулирования обеспечение представительством граждан опубликован на сайте Министерства Юстиций России, в котором отмечено: "Принимая во внимание, что ведение дел в судах требует наивысшей квалификации юристов, в том числе с точки зрения рисков наступления для получателей юридических услуг процессуально оформленных негативных последствий деятельности их представителей, следует установить правило, в соответствии с которым с определенного момента правом судебного представительства будут наделены только лица, обладающие статусом адвоката, с учетом изъятий, предусмотренных Концепцией. Правом оказания юридических услуг на возмездной основе в целом в перспективе следует наделить только адвокатов и адвокатские образования".
Исходя из этого было установлено, что в целях реализации права на представительство и улучшения качества помощи сторонам было установлено ко всем судебным представителям требование о наличии высшего юридического образования. Своевременное и правильно рассмотрение гражданских делах происходит благодаря профессиональному участию представителей.
Список литературы
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.09.2022)
- "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022)
- "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
- Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ