Выход на новый рынок – процесс, который всегда сопровождается неопределённостью. Основной целью выхода на новый рынок является увеличение прибыли, завоевание большей доли рынка, повышение узнаваемости бренда. Перед выходом на новый рынок необходимо проанализировать все возможные риски, чтобы снизить возможность возникновения потерь.
Актуальность темы заключается в том, что каждая организация стремится к развитию, увеличению прибыли и, следовательно, выбирает стратегию увеличения доли рынка. И лишь не у многих организаций получается выжить на новом рынке. Управление рисками поможет лучше изучить выбранный рынок и избежать непредвиденных потерь.
Задачи исследования:
- Изучить понятие риск со взглядов разных авторов
- Проанализировать риски при выходе на новый рынок
- Составить пошаговый алгоритм оценки рисков при выходе на новый рынок
Для начала рассмотрим понятие риск со взглядов разных авторов. (Таблица 1.)
Таблица 1.
Понятие риск со взглядов разных авторов
Автор |
Понятие |
М.Г. Лапуста |
Риск обозначает положение, когда возможно наступление непредсказуемых событий, события могут быть оценены в количественной оценке [2] |
Клейнер Г.Б. |
Риск – угроза потери предприятием его ресурсов, возникновение дополнительных расходов, неполучение прибыли в следствии осуществления хозяйственной деятельности. [3] |
Райзберг Б.А. |
Риск – опасность возникновения потерь в виде прибыли, имущества, ресурсов в связи с функционированием предприятия в постоянно изменяющейся бизнес-среде. [7] |
К.Ю. Багратуни, М.В. Данилина |
Риск – деятельность, которая сопровождается неопределённостью, нацеленная на успех, требующая знаний и навыков по преодолению неожиданных событий. [5] |
Ренн О. |
Риск – вероятность того, что действия приведут к негативным последствиям, возможно к потере ценностей. [8] |
Филиппов Л.А. |
Риск – степень неопределённости в получении будущих доходов. [9] |
Гранатуров В.М. |
Риск – количественно измеримая возможность потерь. [1] |
А.П. Альгин |
Риск – преодоление неопределённости в ситуации выбора, с возможностью оценить качественные и количественные последствия результата. [4] |
Таким образом, можно сделать вывод, что риск – это вероятность возникновения потерь при принятии какого-либо решения в результате осуществления хозяйственной деятельности. Неудачным исходом могут быть убыток, отсутствие результата, упущенная выгода, потеря ресурсов. [4]
Проанализируем какие риски могут возникнуть при выходе на новый рынок:
- Риск правильности выбранной стратегии. Успех организации во многом зависит от правильно выбранной стратегии. Глубокий всесторонний анализ и учёт текущей ситуации организации при выборе стратегии поможет избежать негативных последствий из-за неправильного стратегического выбора. Возможно выгоднее рост на текущем рынке, чем выход на новый, так как это требует высоких затрат.
- Риск при реализации инвестиционного проекта. Отдельный новый проект может оказаться экономически невыгодным.
- Риск внедрения инноваций. Если организация внедряет новый продукт или услугу, это всегда сопровождается высокими рисками.
- Финансовый риск. Риск возникающий при использовании заёмных средств, невозможности платить по своим обязательствам. Также сюда можно отнести риски роста дебиторской задолженности.
- Экономический риск. Экономический риск – риск, связанный с возможностью финансовых потерь в результате принятие решений.
- Операционный риск. Риск возникновения потерь в результате ошибочных внутренних бизнес-процессов, ошибок сотрудников.
- Правовой риск. Риск изменения в правовом законодательстве.
- Риск потери репутации. Риск потерять доверие и уважение в глазах покупателей, поставщиков, конкурентов.
- Риск угрозы для государства. Риски, связанные с внешней средой в которой функционирует организация. Это политические обострения, войны, санкции, всё что представляет угрозу для страны.
- Риск изменения курса валюты. В настоящее время функционирование многих организаций связано с импортом. Отсюда возникают риски, связанные с курсом валют. В результате изменения курса организация может понести потери.
- Риск изменения учетной ставки. Если организация зависит от заёмных средств, увеличение ставки по кредиту приведет к росту расходов на обслуживание долга.
- Сезонный риск. Для некоторых видов бизнеса огромную роль играет сезонность продукта. Во время определённых периодов может наступить сезонный риск. [7]
Для того, чтобы избежать непредвиденных потерь необходимо провести оценку рисков. Для этого провести глубокий всесторонний анализ внутренний и внешней среды, изучить угрозы и возможности, степень влияния неблагоприятных факторов внешней среды. Также для начала возможно рассмотреть возможность роста на текущем рынке, так как это предусматривает наименьшие затраты. Если такой возможности нет, то необходимо провести анализ внутренней и внешней среды, оценить финансовые и производственные возможности организации, квалификацию сотрудников. Также провести оценку экономической эффективности проекта при выходе на новый рынок, рассчитать ожидаемые показатели прибыли, продаж, сроки окупаемости и т.д. Если риски минимальны, то проект следует запускать в реализацию (Рис 1). [5]
Таким образом, в данной статье было изучено понятие «риск». Риск характеризует неопределённость, которая всегда присутствует при выходе на новый рынок. В статье также был разработан алгоритм оценки рисков при выходе на новый рынок. Если тщательно проанализировать все риски, провести анализ внутренней и внешней среды организации, финансовые расчёты, оценить все возможности и угрозы возможно избежать непредвиденных потерь.
Рис. 1 Оценка рисков при выходе на новый рыно
Список литературы
- Антонов, В.Г. Управление рисками приоритетных инвестиционных проектов. концепция и методология / В.Г. Антонов, В.В. Масленников, Л.Г. Скамай. - Москва: Русайнс, 2018. - 335 c.
- Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
- Бадалова, А.Г. Управление рисками деятельности предприятия: Учебное пособие / А.Г. Бадалова, А.В. Пантелеев. - Москва: Вузовская книга, 2018. - 234 c.
- Балдин, К.В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия: Учебное пособие / К.В. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2015. - 420 c
- Белов, П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование / П. Г. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с.
- Воронцовский, А. В. Управление рисками: учебник и / А. В. Воронцовский. — — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 414 с
- Васин, С.М. Управление рисками на предприятии: Учебное пособие / С.М. Васин, В.С. Шутов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
- Грачева, М.В. Управление рисками в инновационной деятельности: Учебное пособие / М.В. Грачева, С.Ю. Ляпина. - М.: Юнити, 2010. - 351 c.
- Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2017. - 960 c.
- Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. – Москва: Инфра-М, 2015. – 272 с.