Понятие И Сущность Рейтинговой Оценки Кредитоспособности Заемщика

Понятие И Сущность Рейтинговой Оценки Кредитоспособности Заемщика

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Дата публикации 31.05.2021

Поделиться

Одним из наиболее популярных методов оценки кредитоспособности заемщиков является рейтинговая система. В процессе применения данной оценки учитываются не только количественные, но и качественные показатели деятельности заемщика. В статье рассматриваются понятие и содержание рейтинговой оценки кредитоспособности заемщика.

К наиболее востребованным и оптимальным методам оценки кредитоспособности заемщика относятся рейтинговые модели. Свое активное использование рейтинговые оценки получили вследствие существенных изменений в финансовом секторе, которые заставили коммерческие банки сменить модель управления кредитными рисками. Главным разработчиком методов оценки финансовой устойчивости считается Базельский комитет по банковскому надзору, непосредственно регулирующий банковские организации, а также крупнейшие международные финансовые корпорации [1]. Следует отметить, что данная модель достаточно проста и легко адаптируется под любые изменения, которым подвергается как банк-кредитор, так и ссудополучатель. Еще одним ее преимуществом является то, что при оценке кредитоспособности заемщика учитываются не только количественные, но и качественные (не числовые) показатели.

Американский ученый Э. Рид для рейтинговой оценки кредитоспособности заемщика предложил следующие показатели: ликвидность, прибыльность, оборачиваемость, привлечение средств [2, 479]. В мировой практике в процессе рейтинговой оценки заемщику присваиваются баллы, основанные на значениях пяти финансовых коэффициентов: ликвидность, рентабельность, оборачиваемость, финансовый рычаг, обслуживание долга, а также нефинансовых. В число нефинансовых характеристик входит деловая репутация заемщика, кредитная история, информационная прозрачность, наличие поддержки со стороны органов государственной власти и материнской компании, в которую входит предприятие – заемщик, позиция клиента в отрасли и регионе. Данный перечень не является итоговым, поскольку может корректироваться и дополняться каждым конкретным банком в зависимости от его требований к контрагенту.

Следующий этап рейтинговой оценки подразумевает присвоение баллов каждому коэффициенту путем умножения значения коэффициента на его вес (коэффициент значимости), при этом у каждого показателя есть свой диапазон оптимального значения, в зависимости от отношения к которому, фактически полученному показателю заемщика присваивается соответствующий балл. Кроме того, выводя суммарный балл кредитоспособности заемщика, необходимо принимать во внимание то, что каждый показатель может иметь разный вес в общей сумме баллов в связи с отличным от других уровнем значимости и влияния на кредитоспособность. Итоговое значение сопоставляется с установленной шкалой классов, к каждому из которых также устанавливается интервал баллов, принадлежащих этому классу, и заемщика относят к тому или иному классу кредитоспособности.

Полученный результат рейтинга и его качество преимущественным образом зависит от своевременности и полноты предоставляемой клиентом банка информации.

Заключительным этапом рейтинговой оценки является сравнение полученного рейтинга с установленным банком значением. Значения рейтинговых моделей устанавливаются каждым банком самостоятельно и не носят нормативный характер. В случае, если рейтинг заемщика ниже установленного банком значения, то в получении ссуды будет отказано и наоборот. Однако, кредитором также учитываются и иные факторы, например, кредитная история заемщика.

Общий вид рейтинговой оценки кредитоспособности заемщика определяется по следующей формуле [3, 146]:

 

(1)


– удельный вес i-го показателя;Где - интегральный показатель (рейтинг);

– значение i-го показателя;

n – количество показателей.

Оценка кредитного рейтинга заемщика происходит посредством определения следующих коэффициентов:

  1. Прогнозируемый денежный поток, который представляет собой разницу между выручкой от реализации и краткосрочными обязательствами предприятия-заемщика.
  2. Коэффициент прогноза банкротств, определяемый как частное прогнозируемого денежного потока к сумме обязательств предприятия. Значение данного показателя должно быть не менее 0,26.
  3. Коэффициент покрытия общей задолженности рассчитывается как отношение суммы обязательств перед кредиторами к величине собственного капитала. Показатель демонстрирует уровень достаточности собственного капитала заемщика.
  4. Ликвидационная стоимость – показатель, оценивающий уровень ликвидности заемщика, который представляет собой соотношение быстрореализуемых активов и краткосрочной дебиторской задолженности. Нормативное значение данного показателя – больше 1.
  5. Соотношение кредиторской задолженности и выручки, характеризующее долю выручки от реализации, которая направляется на возмещение текущей задолженности. Оптимальное значение данного показателя – не более 80%. [4, 108].

Таким образом, применяя рейтинговую методику, банки определяют систему классификации заемщиков, присваивая конкретно обратившемуся заемщику определенные коэффициенты. Они заполняются исходя из информации из анкеты, и обозначают финансовый риск. Для возможного одобрения заявки каждым банком устанавливается свое минимальное нормативное значение. Если заявитель данного минимума достиг, то он может получить одобрение.

Список литературы

  1. The Basel Committee of Banking Supervision. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bis.org/bcbs/ – Загл. с экрана.
  2. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. М.: Совмест. сов.-амер. предприятие "Космополис". 1991. 479 с.
  3. Усман С.С. Оценка кредитоспособности заемщика при помощи бально-рейтинговой оценки // Современные научные исследования и разработки. – 2018. - №4 (21). – С. 146.
  4. Егоренко А.А. Рейтинговая оценка кредитоспособности заемщика // Экономика, бизнес, инновации. – 2018. - С. 108-109.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее