Новые возможности для российско-китайских отношений в рамках инициативы«Один пояс, один путь»

Новые возможности для российско-китайских отношений в рамках инициативы«Один пояс, один путь»

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (86), Октябрь ‘22

Дата публикации 10.10.2022

Поделиться

В этой статьи раскрывается содержание основных идей, ценностей и принципов инициативы «Один пояс, один путь». 

Стратегическая инициатива Китая «Один пояс, один путь»(далее ОПОП) — это одна ведущих геополитических концепций современного мироустройства. На сегодняшний день она является широко признанной во всем мире, поскольку представляет большие возможности для взаимовыгодного сотрудничества всех стран.

В 2013 году во время визита в Казахстан председатель КНР Си Цзиньпин предложил странам Евразии присоединиться к инициативе и развивать проект Экономического пояса Шёлкового пути (далее — ЭПШП). Спустя месяц Си Цзиньпин выступил перед странами АСЕАН с призывом совместной работы по проекту Морского Шелкового пути XXI века (далее — МШП). На основе этих двух проектов началось строительство масштабной программы, которая охватывает важнейшие компоненты инициативы.

В программе были охарактеризованы: принципы  совместного строительства; многоуровневая структура  инициативы, система экономических коридоров, сеть взаимосвязанной инфраструктуры; приоритеты и механизмы реализации проектов посредством развития межрегионального и межгосударственного сотрудничества в финансовой, научной, гуманитарной и других сферах; основные средства, которые использует китайское правительство для продвижения строительства.

Идейный замысел китайской инициативы был подробно изложен в мае 2017 г. в книге «Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая». Согласно описанию, программа направлена на развитие международного сотрудничества в пяти основных областях:  политическая координация, взаимосвязь инфраструктур, бесперебойная торговля, свободное обращение капитала и укрепление духовной близости между народами.

Кроме того, председатель КНР Си Цзиньпин отметил ряд гуманитарных принципов воссоздающегося Великого  шелкового пути - мир и сотрудничество, открытость и инклюзивность разных цивилизаций, толерантность и безопасность, обоюдная выгода и обучение. Следование перечисленным максимам особенно актуально на фоне существующих на  планете  и  множащихся  локальных  очагов  нестабильности,  спровоцированных вооруженными конфликтами, наплывом беженцев из «горячих точек» мира, политикой протекционизма, проявлениями целого спектра симптоматики неблагополучия, вызванной болезненными инвазиями религиозно-национального экстремизма и терроризма. В этом свете предложенная Китаем инициатива «ОПОП» является попыткой восстановить и сохранить прежний уровень миропорядка, равновесия и прогресса за счет более эффективного использования инструментов международного сотрудничества.

Декларируя выгоды от участия в «ОПОП», китайские и мировые теоретики не раз обращали внимание на то, что успех проекта во многом зависит от скорости сближения культурных и социальных стандартов в странах, присоединившихся к нему, и на то, что одним из базовых условий экономического роста является укрепление взаимопонимания и доверия на евроазиатском континенте. К китайской инициативе может присоединиться любое государство, однако руководство Китая обозначило некоторые регионы, сотрудничество с которыми является наиболее приоритетным: Азия, Европа и Африка.

Чтобы достичь высокой эффективности в реализации мероприятий, предусмотренных программой, и осуществлять контроль, работа ведется по двум проектам - ЭПШП и МШП. В рамках ЭПШП идет строительство сухопутных маршрутов, которые соединяют Китай с тремя макрорегионами Евразийского континента:

1) Европа — через Центральную Азию и Россию;

2) Ближний Восток — через Центральную Азию;

3) Юго-Восточная и Южная Азия с выходом на побережье Индийского океана.

Проект МШП базируется на морских коммуникациях, которые соединяют Китай посредством морских портов на восточном побережье страны с двумя главными макрорегионами:

1) Европа — через Южно-Китайское море и Индийский океан;

2) государства в южной части Тихого океана (включая группу АСЕАН) — через Южно- Китайское море.

Для того, чтобы максимально учитывать экономические, культурные и другие региональные особенности, в проектах разработана система экономических коридоров, которая отражает разновекторный характер политики Пекина в отношении стран вдоль «ОПОП». Создание экономических коридоров ЭПШП и МШП предусматривает синхронное развитие инфраструктуры и расширение сети транспортных и транзитных коридоров.

Так, в проекте ЭПШП заявлены шесть экономических коридоров. Экономический коридор〈Новый Евразийский континентальный мост»(далее — НЕАКМ) является основной частью проекта ЭПШП и выступает современным вариантом исторического Шёлкового пути, который в течение многих столетий обеспечивал торговые и гуманитарные связи между Западной и Восточной цивилизациями. Данный путь состоит из развитой сети железнодорожных и автомобильных магистралей, которые соединяют морские порты на восточном побережье Китая с крупными гаванями на Атлантическом побережье Западной Европы. После пересечения границы новый сухопутный мост проходит через Казахстан, Россию и Белоруссию в Польшу, а затем разветвляется по европейским странам и выходит на морские порты на севере и западе Европы. По коридору организованы перевозки по нескольким международным грузовым железнодорожным маршрутам, в том числе Чунцин — Дуйсбург (Германия), Ухань — Пардубице (Чехия), Чэнду — Лодзь (Польша), Чжэнчжоу — Гамбург (Германия), Иу — Мадрид. На всех маршрутах действует упрощённый порядок декларирования грузов, прохождения таможенных процедур, что позволяет увеличить скорость и снизить стоимость доставки грузов.

Экономический коридор«Китай-Монголия-Россия»является новым форматом сотрудничества между тремя странами, которые ранее развивали отношения преимущественно на двусторонней основе. Основными сферами трёхстороннего взаимодействия определены транспортная  инфраструктура,  таможенное  и  карантинное  администрирование, промышленность и инвестиции, защита окружающей среды, приграничное межрегиональное сотрудничество. Программа развития предусматривает совместную реализацию свыше 30 проектов, нацеленных на увеличение торгового оборота, обеспечение конкурентоспособности продукции, облегчение трансграничных перевозок, развитие инфраструктуры, углубление региональной экономической интеграции. Большинство проектов экономического коридора окажет содействие формированию так называемого Большого Евразийского партнёрства, которое предполагает многостороннюю кооперацию с участием стран, входящих в различные межгосударственные объединения, в том числе ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.

Экономический коридор «Китай-Центральная Азия-Западная Азия»нацелен на углубление активно протекающих процессов экономической интеграции КНР с государствами Центральной и Западной Азии, но не ограничивается только этими регионами. Коридор начинается на территории СУАР, проходит через Центрально -Азиатский регион, достигает стран Персидского залива, Аравийского полуострова и побережья Средиземного моря, а затем выходит на Африканский континент. В числе приоритетных направлений сотрудничества в рамках коридора лежат проекты в топливной, энергетической, транспортной сферах. Например, при финансовой поддержке Пекина в странах Центральной Азии строятся современные железнодорожные и автодорожные магистрали, трубопроводные системы, ориентированные на транспортировку больших объёмов нефти, газа, руды и прочих сырьевых ресурсов из этих государств в КНР. В итоге китайский газовый рынок стал основным для Туркмении. По оценкам, туркменский газ обеспечивает пятую часть потребительского спроса КНР в этом горючем сырье. Для Казахстана, экспорт которого сильно зависит от транзита через соседние страны, китайский рынок также становится приоритетным. Развитие трансграничных трубопроводов и железных дорог позволяет казахстанским компаниям наращивать объёмы поставок в Китай многих видов сырьевых ресурсов. Пекин рассматривает центральноазиатские страны в качестве удобного транзитного звена для сообщений с Ираном, Турцией и другими странами Западной Азии.

Экономический коридор «Китай-Пакистан»охватывает территорию от китайского Кашгара до пакистанских морских портов Гвадар и Карачи в Аравийском море. Китай заинтересован в сотрудничестве с Пакистаном, чтобы диверсифицировать свои транспортные связи — в первую очередь со странами в Персидском заливе, откуда ведутся поставки энергоресурсов. Коридор реализуется в формате межгосударственного проекта. Создание коридора предусматривает комплексное развитие инфраструктуры различного назначения: автомобильных и железных дорог, морских портов, нефте - и газопроводов, волоконно- оптических сетей, международных аэропортов и прочих инфраструктурных объектов. В числе первоочередных проектов называются модернизация Каракорумского шоссе, строительство скоростных автомагистралей из крупных городов страны в порт Гвадар, между Карачи и Лахором.

Экономический коридор«Китай — полуостров Индокитай». Создание коридора нацелено на углубление сотрудничества Китая со странами материковой части Юго-Восточной Азии. Коридор начинается в провинции Юньнань и Гуанси -Чжуанском автономном районе на юге Китая, проходит по территории стран субрегиона Большого Меконга (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Таиланд) и заканчивается на Малаккском полуострове (Малайзия). Руководство Китая предлагает участникам коридора совместно развивать трансграничную инфраструктуру, создавать единую транспортную сеть, расширять сотрудничество в инвестиционной и других сферах.

В настоящее время в регионе ведётся строительство девяти транснациональных автомобильных дорог, связывающих страны субрегиона с Китаем. Запущена железнодорожная магистраль из китайского Наньнина в Ханой. В число основных инфраструктурных проектов экономического коридора входит создание Паназиатской высокоскоростной железнодорожной магистрали (далее — ВСМ) общей протяжённостью свыше 5 тыс. км. Китайский Куньмин и таиландская столица Бангкок станут опорными пунктами скоростной сети. Они будут соединяться тремя смежными линиями ВСМ, которые по направлению движения пересекут остальные страны субрегиона. Центральная линия пройдёт через Лаос, Восточная линия проследует через Вьетнам и Камбоджу, а Западная линия захватит большую часть Мьянмы, которая входит в состав другого экономического коридора. От Бангкока сеть продолжится на южную оконечность Индокитая, зайдёт в малайзийскую столицу Куала -Лумпур и завершится в Сингапуре. Общая продолжительность поездки по ВСМ от Куньмина до Сингапура может составить около 10 часов. В окончательном виде Паназиатская сеть ВСМ будет завершена к 2030 г., а отдельные её участки могут начать работу ещё раньше.

Экономический коридор «Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма» обладает значительным  потенциалом,  так  как  не  только  будет  содействовать  углублению сотрудничества быстрорастущих азиатских экономик, но и должен соединить другие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии новыми широтными магистралями.

В 2013 г. участники коридора создали межправительственную четырёхстороннюю рабочую группу по вопросам экономического сотрудничества и утвердили план совместного изучения потенциала данного проекта. Однако на современном этапе развития коридора в силу различных причин Китай концентрирует своё сотрудничество с Мьянмой и Бангладеш, где китайские компании уже активно реализуют инфраструктурные проекты.

Сообщалось, что Пекин готов выделить 20 млрд дол. на строительство автомобильных и железных дорог, связывающих ОЭЗ Кьяукпью с Китаем. Однако из -за разногласий между политическими  структурами Мьянмы  строительство новых магистралей  откладывается. Значительна  роль  китайских  инвестиций  в  развитии  транспортной  инфраструктуры в Бангладеш, где Пекин финансирует строительство автомобильных и железных дорог, ВСМ, мостов «дружбы», электростанций и т. д. Совокупный объём выделенных средств превышает 25 млрд дол. Основные интересы Пекина в регионе сосредоточены на создании транспортного коридора из китайского Куньмина в бангладешский Читтагонг на побережье Бенгальского залива, недалеко от которого Китай планирует построить новый глубоководный порт Сонадиа (Sonadia).

Проект МШП является не менее важным для Пекина, так как около 60 % ВВП Китая формируется за счёт доходов от внешней торговли, которая на 90 % зависит от морских перевозок. Проект МШП нацелен на усиление позиций Китая на мировой арене как сильной морской державы, развитие новых промышленных систем, связанных с морем, создание экологически безопасной инфраструктуры на побережье и в море, инновационных систем управления морскими ресурсами и пр.

Содержательная сущность проекта МШП раскрывается в концептуальном руководящем документе Vision for Maritime Cooperation under the Belt and Road Initiative (далее — Концепция МШП), который разработан в 2017 г. Государственной комиссией по развитию и реформам (National Development and Reform Commission) совместно с Государственным океаническим управлением (State Oceanic Administration). В Концепции указано, что морское сотрудничество будет сосредоточено на создании двух морских экономических коридоров, которые базируются на указанных выше географических направлениях (Европа и южная часть Тихого океана) и использовании морских коммуникаций.

Первый морской экономический коридор«Китай — Индийский океан — Африка — Средиземное море» нацелен на развитие сотрудничества между Китаем и странами, расположенными в бассейне Индийского океана и Средиземноморье. Этот коридор будет увязан с тремя экономическими коридорами из проекта ЭПШП:«Китай — полуостров Индокитай»,«Китай — Пакистан»,〈Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма».

Второй морской экономический коридор«Китай — Океания — Юг Тихого океана» соединит Китай с многочисленными странами Тихоокеанского региона. В целях совместного строительства двух морских экономических коридоров Китай будет поддерживать инициативы стран вдоль МШП по созданию промышленных парков, зон экономического и торгового сотрудничества. КНР готова участвовать в строительстве новых морских портов и формировании портовых альянсов, развитии морских судоходных линий и туристических маршрутов, также планирует реализацию совместных проектов в области культуры и образования, проведение научных исследований, мониторинга обстановки в мировом океане. Большое внимание планируется уделять сотрудничеству в области обеспечения безопасности в Южно-Китайском море.

В Концепции МШП отмечается, что Пекин планирует развивать ещё один морской экономический коридор«Китай — Европа»через Северный Ледовитый океан. В коммюнике по итогам официального визита премьера Государственного совета КНР Ли Кэцяна в Россию в ноябре 2016 г. отмечается, что страны внимательно изучат перспективы совместного продвижения транзитного потенциала российского Северного морского пути (далее — СМП). Однако официальные заявления глав двух государств дают основания полагать, что это будет не новый морской экономический коридор, а самостоятельный проект, равный по статусу проектам ЭПШП и МШП.

В мае 2017 г. президент России Владимир Путин, выступая на Международном форуме «Один пояс — один путь»в Пекине, предложил китайским коллегам совместно развивать морские транспортные коридоры в Северном Ледовитом океане. По мнению Владимира Путина, если инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы«ОПОП», развивать в связке с российским СМП, то может быть создана принципиально новая транспортная конфигурация Евразийского континента, что позволит повысить эффективность освоения арктических территорий, оживить экономическую и инвестиционную активность.

В свою очередь президент КНР Си Цзиньпин во время очередного визита в Россию в июле 2017 г. отметил, что китайское правительство настроено на совместное с российскими коллегами развитие и освоение морских коридоров, а также готово участвовать в модернизации СМП, который рассматривается в качестве составного маршрута нового проекта под названием «Ледяной Шёлковый путь».

Новый Арктический проект будет нацелен на развитие территорий за границами Северного полярного круга, свяжет морскими коммуникациями Восточно -азиатский регион с крупными экономическими центрами в Северной Америке и Западной Европе и обеспечит доступ к богатым полезными ископаемыми  арктическим месторождениям. Коммуникационную основу«Ледяного Шёлкового пути» составят два главных маршрута: Северо-Восточный — в Европу, известный как российский Северный морской путь, и Северо- Западный — в Северную Америку, которые могут стать основой двух новых экономических коридоров. Оба маршрута будут начинаться в западной части Тихого океана, дойдут до Берингова пролива и затем разойдутся вдоль двух континентов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом инициатива Китая «Один пояс, один путь» - одна из самых масштабных программ международного взаимодействия, которая за время своей реализации  способствовала возникновению новых институтов и  трансформации институционального дизайна стран вдоль «Пути».

Тесное сотрудничество Китая и России имеет ряд преимуществ для обеих сторон. Так, становится возможной интеграция транспортно-логических систем со всей Евразией, что в свою очередь станет дополнительной возможностью для выхода на развивающиеся рынки региона и сотрудничества с ними. Для России это один из способов улучшения отношений с Европой, которые уже длительное время существуют в подвешенном состоянии. При благоприятном прогнозе это станет шансом урегулирования украинского кризиса через европейское и китайское посредничество.

Чтобы добиться их устойчивого социально -экономического развития, российским и китайским партнерам нужно переключиться на многостороннюю повестку совместной работы в третьих странах, уделяя особое внимание гуманитарной сфере сотрудничества.  Анонсированные  Китаем  социально - политические,  экономические  и технологические  изменения  на  пространстве  «ОПОП»  не  могут  осуществиться  без модернизации образования, основной задачей которого должно стать формирование научного мировоззрения у новых поколений.

Список литературы

  1. Александрова В. А. Сотрудничество России и Китая в рамках сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс - один путь» / В.А. Александрова // Вопросы студенческой науки. – 2019. – С. 23 – 26.
  2. Золотых В.Р. Участие России в реализации китайского проекта «Один пояс - один путь»: возможности и риски / В.Р. Золотых, Д.И. Ахметзянова // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. - URL: https://doi.org/10.35634/ 2587-9030- 2021-5-2-205-210 (дата обращения: 28.07.2022)
  3. Кун Дэкунь. «Один пояс и один путь» Китайской народной республики как фактор укрепления евразийской интеграции : автореф. дис.... канд. полит. наук 23.00.04 / Дэкунь Кун. - Владивосток, 2020 // Бесплатная электронная библиотека (Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии) - URL: https://www.dissercat.com/content/odin- poyas-i-odin-put-kitaiskoi-narodnoi-respubliki-kak-faktor-ukrepleniya-evraziiskoi-integ(дата обращения: 28.07.2022)
  4. Ли На. Инициатива Один пояс, один путь»как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии / На Ли // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история , 2018. – С. 45-51.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее