Материальные выплаты медицинскому персоналу государственного учреждения являются основной мерой их материального обеспечения и стимулирования по качественному оказанию медицинских услуг. До внедрения существующей системы оплаты медицинских работников до 2008 года, применялась единая тарифная сетка. Для начисления и осуществления расчетов по оплате труда с медицинским персоналом указанная система включала фиксированные ставки.
После проведенных медицинских реформ, оплата труда стала более гибкой, и учитывающей несколько факторов влияния.
Согласно действующей системе оплаты труда медицинского персонала бюджетной организации установлены основные элементы, формирующие окончательный размер материальных выплат:
- базовый оклад по конкретной должности;
- компенсирующие надбавки;
- стимулирующие выплаты.
Базовый оклад -это минимальная должностная ставка заработной платы сотрудника муниципального или государственного учреждения, включенного в определенную квалификационную группу. Распределение медперсонала по квалификационным группам происходит в соответствии с актуальными методическими рекомендациями Минздрава.
Оклады сотрудников медучреждений устанавливаются на основе квалификационных уровней и профессиональных квалификационных групп (ПКГ). При этом обязательно учитывается квалификационный уровень. Каждый регион самостоятельно принимает решение о минимальном окладе по той или иной квалификационной группе.
В приказе Минздрава от 06.08.2007 г. №526 представлены ПКГ для медицинских и фармацевтических работников. Все должности медработников распределены на 4 профессиональные квалификационные группы. В каждой из них выделено несколько квалификационных уровней. Органы власти устанавливают для них минимальные размеры должностных окладов. Медицинские организации самостоятельно утверждают размеры окладов.
Что касается фиксированного размера оклада главврача, его заместителей и главного бухгалтера, то на сегодняшний день законодательством он не утвержден. Учредитель самостоятельно определяет порядок оплаты труда руководящего состава. Обычно, он показывает уровень соотношения заработной платы руководства и зарплаты других сотрудников медучреждения.
Например, в медицинских организациях федерального уровня предел соотношения среднемесячного заработка руководителя, его замов и главбуха варьируется в рамках от 1 до 8. Региональные и муниципальные органы власти самостоятельно определяют это соотношение.
Компенсационные выплаты -это надбавки и доплаты за особый характер труда или работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, например, в ночное время, в регионах с экстремальным климатом или на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению. Медики часто имеют дело и с другими вредными или опасными для здоровья факторами производственной среды, в том числе с реактивами, использующимися в условиях клинико-диагностических лабораторий, физиологическими жидкостями и болезнетворной микрофлорой (именно по этой причине сотрудники медицинских учреждений относятся к группе высокого риска по заражению гриппом, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями).
Стимулирующие выплаты -это премии и другие поощрительные надбавки за хорошие результаты и высокое качество работы, стаж работы по специальности, выслугу лет и т.д.
Поскольку речь идет о работе в сфере охраны здоровья, одним из неотъемлемых критериев, учитываемых при назначении выплат данного типа, становится качественное оказание медицинской помощи. Это условие в особой мере касается сотрудников, оказывающих медицинскую помощь беременным женщинам, роженицам и детям в возрасте до года в амбулаториях и стационарах. Устанавливаются и рассчитываются доплаты стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421.
На федеральном уровне оплата труда персонала всех казенных учреждений, в том числе -в сфере здравоохранения, регулируется постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 538. Региональные ведомства вправе вносить корректировки в систему оплату труда для конкретной медицинской организации, изменять размер коэффициентов по выплатам и другие.
Также региональные и местные органы и ведомства могут использовать дополнительные меры финансовой поддержки работников. Например, программа «Земский доктор» предполагает денежные выплаты врачам, работающим в сельской местности. Для того чтобы работать по данной программе необходимо соответствовать определенным условиям по возрасту, срокам работы, специальности.
Перечисленные меры социальной и материальной поддержки имеют недостатки, и, явно недостаточны. Волна массовых увольнений медработников, недовольных низким уровнем зарплат и социальных гарантий, стала очередным тому подтверждением. Врачи и другой медицинский персонал предпочитают работу в частных медицинских учреждениях.
Особенно проблема стала актуальной в период пандемии Covid-19. Ситуация в медицинской сфере стала в разы напряжённее, на врачей и другой медицинский персонал накладывается большая нагрузка. Заработная плата увеличивается, однако у тех сотрудников, которые работают в госпиталях и лечат больных коронавирусной инфекцией. У других категорий медицинских работников оплата труда повысилась незначительно.
Порой повышение оплаты труда медицинскому персоналу влечет снижение заработной платы у немедицинского персонала учреждения, так как фонд оплаты труда остаются на том же уровне или повышаются темпами, недостаточными для покрытия всех расходов по оплате труда.
Имеет место формальное повышение заработной платы, когда увеличивается лишь одна из составляющих ежемесячного дохода - базовый оклад, а все остальные выплаты либо остаются прежними, либо снижаются, чтобы ежегодная индексация зарплат как можно меньше ударила по бюджету.
Также к недостаткам действующей системы относится то, что медицинский работник не знает на какую конкретную сумму ему рассчитывать по окончанию месяца. Что вызывает трудности при планировании личного бюджета медицинским работником.
Система оплаты труда медицинской организации устанавливается такими документами, как: коллективный договор; соглашение; локальный нормативный акт. Медучреждения регионального уровня ориентируются на требования к СОТ субъекта. Муниципальные – на нормативно-правовые документы региональных и местных органов власти.
Основанием для начисления заработной платы медицинским работникам являются: приказ руководителя учреждения о зачислении, увольнении и перемещении работников в соответствии с утвержденным штатным расписанием, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, наряды, записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, больничные листы и другие документы.
Одной из важнейших задач учреждений здравоохранения является повышение эффективности и рациональности использования бюджетных средств, направленных в частности на осуществление расчетов по оплате труда медицинских работников. Основными этапами осуществления учета расчетов по оплате труда.
Рисунок 1 – Схема учета расчетов по оплате труда
Источником обеспечения расходов на оплату труда является фонд заработной платы. В медицинских организациях, помимо доходов из государственного бюджета, фонд формируется за счет средств фонда обязательного медицинского страхования и средств, от оказания платных медицинских услуг. Обязательным является ведение учета по каждому источнику финансирования и наличие лицевых счетов для бюджетных средств, средств ФОМС и средств, от прочей приносящей доход деятельности. Установлены коды финансового обеспечения (КФО): КФО 4 – средства государственного бюджета, КФО 7 - средства фонда ОМС, КФО 2 - Средства, от прочей приносящей доход деятельности. Финансовые средства, находящиеся на счетах ОМС и бюджетных счетах, запрещено использовать в качестве оплаты сотрудникам, оказывающим платные услуги.
Когда желание сэкономить бюджетные средства становится приоритетом, проблема низких зарплат в сфере здравоохранения отходит на второй план и не находит эффективного решения. В результате фактический уровень дохода медицинских работников вовсе не повышается (или повышается так незначительно, что на фоне инфляции повышение остается незамеченным), а лучшие кадры оставляют сферу бюджетной медицины из-за отсутствия каких-либо финансовых гарантий. И все это происходит параллельно с так называемой «оптимизацией» отрасли, а по сути -сокращением количества рабочих мест в медицинских учреждениях и увеличением процента выходов медперсонала на работу в ночную смену.
На высокую, позволяющую обеспечить работающему человеку нормальный уровень жизни зарплату квалифицированный врач может рассчитывать в отдельных регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Чукотка и в некоторых других отдельных регионах РФ, где средний доход населения значительно превышает этот показатель для всей страны. Но даже в относительно успешных городах труд медиков не всегда оплачивается достойно.
По прогнозам экспертов, для реального изменения сложившейся ситуации необходимо выделить из бюджета не менее 100-200 миллиардов рублей. И это только на первое время, чтобы зарплата медиков позволила хотя бы незначительно сократить отток кадров из отрасли. А в идеале необходимо последовательное и глубокое реформирование всей системы здравоохранения.
Последние изменения в части индексации и структуры заработной платы медицинских работников включает изменения в соотношении трех базовых элементах. Справедливое соотношение элементов, из которых складывается зарплата медперсонала, должно выглядеть следующим образом:
55% и выше -гарантированный оклад;
до 30% -премии и другие стимулирующие выплаты;
от 10% до 15% -компенсационные надбавки.
Окладная часть в размере 55% появилась в этой формуле неслучайно. Сегодня наибольшее количество жалоб на критически низкий уровень оплаты труда медработников поступает именно из тех регионов, где доля оклада в зарплатах медперсонала не превышает 20-25%.
Чтобы сохранить оптимальный баланс между окладной и стимулирующей частью зарплаты, придется внести коррективы в правила нормирования труда младшего, среднего и старшего медицинского персонала всех специальностей. Разные должности, связанные с медициной, будут распределяться по квалификационным группам, и для каждой группы введут свои типовые нормы труда. Новые, более прозрачные и четкие нормативы позволят устанавливать оклады по усовершенствованной схеме. Перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера также необходимо проанализировать и пересмотреть, равно как и условия, их предоставления
Список литературы
- Воробьева, А. Г. Управление системой организации и оплаты труда персонала : учебное пособие / А. Г. Воробьева. -Москва : РТУ МИРЭА, 2021. -82 с.
- Габуева, Л. А. Оплата труда персонала медицинских организаций: эффективный контракт : учебно-методическое пособие / Л. А. Габуева, Э. В. Зимина. -Москва : Проспект, 2015. -296 с.
- Макаров, С. В. Оплата труда медицинских работников государственных медицинских организаций : учебное пособие / С. В. Макаров, Г. М. Гайдаров. -Иркутск : ИГМУ, 2019. -63 с.
- Курсова, О. А. Оплата труда персонала : учебное пособие / О. А. Курсова, Н. В. Обухович. -Тюмень : ТюмГУ, 2019. -312 с.
- Десслер Г. Управление персоналом.Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2020. – 802 с.