В настоящее время социальное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития государства в социальной и правовой сфере. Развитие социального предпринимательства в современной России обусловлено тем, что оно в свою очередь призвано решать общественно-полезные задачи для решения разного рода социальных проблем, существующих в государстве.
Важной частью развития социального предпринимательства в государстве являются те принципы, которыми данная сфера регулируется со стороны государства. В целом же, принципы, на которые опирается институт предпринимательства закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в основных принципах гражданского права.
В свою очередь принципы социального государства, среди которых принцип баланса частных и публичных интересов, принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, принцип профессионализма и другие также находят свое отражение в регулировании социального предпринимательства.
Таким образом, важно выделить что сфера нормативного регулирования социального предпринимательства в настоящее время находится в процессе трансформации. Это обуславливается в том числе совершенствованием существующей нормативной правовой базы, а также разработкой новых нормативных правовых актов, призванных повысить эффективность взаимодействия участников отношений в социальной сфере.
Главной задачей нормативного правового регулирования сферы социального предпринимательства является соблюдение баланса между частными и публичными принципами, регулирующими данную сферу, для того чтобы была возможность достигнуть цели по достижению социального благополучия граждан, получающих социальные услуги. Вместе с тем, при этом необходимо задействовать частные правовые институты и развивать конкуренцию в данной сфере.
Так в Гражданском кодексе Российской Федерации находят свои отражения принципы, которые можно отнести к фундаментальным в рамках регулирования отношений, являющихся предметом гражданского права. Среди них можно выделить юридическое равенство, имущественную самостоятельность и автономию воли участников отношений.
В целом если рассматривать указанные выше принципы, в широком смысле они представляют расширенные положения Конституции Российской Федерации, таких, например, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Таким образом, основными положениями, на которые опирается основа правовой системы регулирования деятельности социального предпринимательства, являются благополучие человека, его жизнь, здоровье, достойный уровень жизни, а также защита прав человека.
Таким образом, большое количество принципов, оказывающих влияние на регулирование социального предпринимательство, приводит к том, что в настоящее время невозможно выбрать единый подход к правовому регулированию деятельности социальных предпринимателей. Все это обуславливает наличие пробелов в нормативном правовом регулировании оказания социальных услуг и социального предпринимательства, что в свою очередь представляет собой как социально-обеспечительные, так и социально-предпринимательские отношения. В этой связи, существует необходимость в анализе действующей нормативной правовой базы, а также практики ее применения в отношении деятельности социальных предпринимателей.
Основными методами исследования правового статуса социального предпринимателя в данной работе является метод сравнительного правоведения, анализа и синтеза опираясь на множество работ исследователей гражданского, предпринимательского права и права социального обеспечения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Так социальное предпринимательство совмещает в себе два понятия: предпринимательская деятельность и деятельность ориентированная на социальную сферу. В этой связи, мы видим обширное число принципов, регулирующих институт социального предпринимательства.
Таким образом, социальное предпринимательство можно определить, как один из видов предпринимательства, который связан с социальной деятельностью. Зачастую социальное предпринимательство возникает в рамках деятельности некоммерческих организаций.
Стоит заметить, что многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют важность института социального предпринимательства в развитии социальной сферы государства. Так, например, В.В. Жохова в своей статье «Социальное предпринимательство: концепция, сущность, значение» выделяла способность социального предпринимательства решать в развивающихся странах такие социальные проблемы, как снижение процента бедности, устранение гендерного неравенства и другие.
В свою очередь по мнению Кима Атлера, социальное предпринимательство возникает в тех государствах, которые не в силах преодолеть какую-либо социальную проблему на должном уровне. Это происходит в следствие несовершенства нормативного правового регулирования или же устройства государства.
Сандра Уебер же определяет социальное предпринимательство как последовательный процесс реализации ресурсов для осуществления социальных инноваций.
В Российской Федерации нормативное закрепление понятия социального предпринимательства осуществлено путем поправки к Федеральному закону от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данной поправкой установлено что социальный предприниматель – в первую очередь это субъект малого или среднего предпринимательства. В этой связи, не каждый субъект предпринимательской деятельности, в задачах которого стоит решение социальных проблем для общества, можно определить, как социального предпринимателя.
В свою очередь предпринимательская деятельность, являясь частью гражданских правоотношений опирается на принципы экономической свободы в государстве, свободы выбора организационно-правовой формы осуществления деятельности, самостоятельного определения сферы деятельности. Однако, необходимость соблюдения баланса интересов, а именно частного и публичного, обуславливает необходимость соблюдения определенных императивных условий, установленных законодательством, при выборе сферы деятельности предпринимателя.
В рамках рассмотрения вопроса становления теоритических основ цивилистической науки актуальной проблемой является рассмотрения границы между частным и общественным интересом. Так, например, Г.Ф. Шершеневич, упоминал при осуществлении деятельности по охране интересов отдельного лица «право имеет своею целью в то же время охранение интересов всего общества». Это утверждение, в свою очередь является актуальным в сфере рассмотрения вопроса о сочетании частных и публичных интересов в рамках предпринимательской деятельности, а, следовательно, отражает проблематику статуса социального предпринимателя.
Таким образом, крупнейшими мировыми примерами становления предпринимательской деятельности являются курная обувная компания TOMS Shoes, которая реализовывала концепцию, что любой бедный гражданин может получить пару обуви на безвозмездной основе, при условии, что вторая пара будет им продана. Французская компания Danone, которая в 2009 году разработала «йогурт для бедных», что позволило недостаточно обеспеченным людям приобретать данный продукт питания.
В этой связи, при рассмотрении указанных выше примеров социальной направленности крупного бизнеса, встает вопрос о возможности отнесения их к социальным предпринимателям.
Стоит заметить, что социальное предпринимательство не предполагает осуществление благотворительной деятельности, ввиду того, что из определения социального предпринимателя следует, что такая деятельность предполагает осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, на коммерческой основе.
Кроме того, понятие социального предпринимательства стоит различать с понятием предпринимательства, ориентированного на социальную сферу, так как второй вид деятельности предполагает следование основным принципам предпринимательства, но в сферах, например, образования или медицины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное предпринимательство объединяет в себе как учет социальных интересов общества, наличие социальных и экономических целей, так и нацеленность на личную выгоду, с целью получения положительного экономического эффекта от деятельности.
В свою очередь, положительный экономический эффект от деятельности социального предпринимателя может заключаться:
- в создании новых рабочих мест;
- интеграции людей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность, а также их социализация;
- предоставлении социальных услуг нуждающимся группам населения;
- насыщении рынка товарами и услугами с целью повышения конкурентоспособности экономики;
- прозрачности мониторинга результатов;
- привлечении частных инвестиций в социальную сферу и другие.
В сравнении со странами Европы, в Российской Федерации этап развития института социального предпринимательства протекает сравнимо медленно, ввиду того, что в следствие наличия трудностей доступа к источникам финансирования у социальных предпринимателей в Российской Федерации зачастую отсутствует стартовый капитал, либо его недостает на стадии роста и зрелости.
Несмотря на это, в Российской Федерации существуют специализированные фонды и сообщества, которые оказывают поддержку в развитии социального предпринимательства в России. Среди таких, например, Фонд региональных социальных программ «Наше Будущее», академия Goodstarter, сеть центров инноваций в социальной сфере и др.
Кроме того, стоит заметить, что в Российской Федерации предусмотрены различные меры государственной поддержки социальных предпринимателей, среди которых можно выделить льготы, беспроцентное кредитование, налоговые каникулы, субсидирование ставок по кредиту и другие.
Так, например, стоит выделить меру поддержки в форме предоставления социальной помощи на основе социального контракта, понятие которого находит отражение в статье 8.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В свою очередь социальный контракт является соглашением между гражданином и органом государственной социальной защиты, в соответствии с которым, указанный орган принимает обязательства по оказанию государственной социальной помощи гражданину, а гражданин в свою очередь реализовывать такие мероприятия как осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и иных мероприятий.
Вместе с тем, стоит выделить Федеральный закон от 13.07.2022 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который предусматривает возможность использования конкурентных способов отбора исполнителей услуг в социальной сфере. Таким образом, данный Федеральный закон позволяет принимать участие организациям, представляющим негосударственный сектор, в том числе социальным предпринимателям, в отборе исполнителей социальных услуг.
Кроме того, стоит заметить, что для участия в отборе исполнителю социальных услуг необходимо соответствовать унифицированным требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1842 «Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Таким образом, для оценки квалификации участника конкурса применяются критерии, отражающие опыт исполнителя услуг, информационная доступность, материально техническое обеспечение, кадровый состав и другие.
Также стоит выделить особенные черты проявления конкуренции между социальными предпринимателями. Основной отличительной чертой данного механизма является стремление социального предпринимателя привлечь внимание потенциального получателя услуги и удержать его. Это становится возможным при соблюдении правил совершенствования информационной открытости, доступности, а также качества оказываемых услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление в Российской Федерации института социального предпринимательства является естественной реакцией общества на количество нерешенных социальных проблем. В рамках решения таких проблем социальные предприниматели получают возможность создавать новые продукты и услуги, которые позволят снизить нагрузку на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в социальном секторе.
Для повышения положительного влияния института социального предпринимательства на экономику Российской Федерации необходимо обеспечивать должного уровня материальную поддержку на начальных этапах развития социального предпринимателя, таких как помощь фондов, субсидии от государства. Кроме того, необходимо совершенствовать правовое регулирование отношений, связанных с оказанием социальных услуг населению в части более четкого разделения социального предпринимательства от традиционного. Все это также должно сопровождаться развитием информационной открытости данного института, и возможности проактивного информирования населения об их возможности получить социальную помощь или услугу.
Взаимное проникновение принципов предпринимательства и решения социальных проблем государства позволяют усиливать конкуренцию на рынке социальных услуг, что позитивно складывается для получателя такой услуги и экономики Российской Федерации в целом. Оптимальный уровень вовлеченности государства в правовое регулирование социальной сферы, должен способствовать достижение национальных целей развития Российской Федерации и соблюдения основ Конституции Российской Федерации. Все это становится возможным в том числе через институт социального предпринимательства.
Список литературы
- Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» //Российская газета. – 2019. – № 166 (7924)
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 – ФЗ (ред. от 01.01.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
- Белов В. А. Гражданское право : в 2 т., т. 1. Общая часть : учебник для вузов. М., 2021. 451 с.
- Глотов C. А., Алешкова И. А. Принципы предпринимательского права: традиции и инновации // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2020. № 4. С. 112–122.
- Н.А. Правовое регулирование социального предпринимательства в России // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. – 2019. – Т. 3 – № 12. – С.540 – 548.
- Нетесова М.С. Социальное предпринимательство: понятие и правовое регулирование в России //Институт государства и права Российской академии наук. – 2018. – № 13 (24). – С. 47 – 48. 9.
- Попов Е. В., Веретенникова А. Ю., Козинская К. М. Финансовые инструменты развития социального предпринимательства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2019. – Т. 12. – № 5. – С. 91 – 108. 10. Савина А.В., Придворов
- Придюк М. С. Социальное предпринимательство в России: сущность, примеры // Уральский государственный юридический университет. – 2019. – С. 166–170.
- Филатова У. Б. Правоотношения социального предпринимательства: особенности субъектного состава // Сибирский юридический вестник. 2020. № 3. (90). С. 68–73.