В земельном законодательстве Российской Федерации выделяют три вида земельного контроля: государственный, муниципальный и общественный. Контроль осуществляют федеральные органы государственного контроля, органы муниципального контроля и общественные экологические инспектора [5].
Достаточно давно небезосновательно подвергается критике эффективность охраны земель в Российской. Отсутствие эффективных методик для планирования проверок соблюдения земельного законодательства, недостаточное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие массовых и скоординированных мероприятий по профилактике земельных правонарушений усугубляющееся неграмотно составленными правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, большое количество бюрократических моментов, осложняющих и затягивающих процедуру подготовки и проведения контроля (надзора), а также коррупционная часть вопроса приводит к низкому уровню ответственности землепользователей, снижению эффективности и сложностям проведения земельного контроля (надзора) [4].
К тому же, обязательно стоит отметить, что проведение контроля земель на должном уровне обеспечивает собираемость земельного налога, от чего зависит наполнение муниципального бюджета.
Именно поэтому вопросы преобразования и изменения или даже частичной реорганизации системы контроля земель актуальны в настоящее время и им необходимо уделять соответствующее внимание.
Современная структура подготовки планов ежегодных плановых проверок согласно правилам подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следующая:
1. Ежегодные планы разрабатывают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.
2. Ежегодные планы проведения плановых проверок в рамках муниципального земельного контроля, согласовываются с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор.
3. Проекты ежегодных планов муниципальных проверок до их утверждения направляются органами земельного контроля муниципального уровня на согласование в территориальные органы государственного земельного надзора федерального уровня до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.
4. Территориальный орган государственного земельного надзора федерального уровня в течение 15 рабочих дней рассматривает представленный проект ежегодного плана муниципальных проверок и согласует его либо направляет в адрес представившего данный план органа земельного контроля муниципального уровня решение об отказе в согласовании проекта ежегодного плана муниципальных проверок.
5. Далее утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью [3].
Данная система, на мой взгляд, требует лишней затраты времени на согласование плана ежегодных плановых проверок органов муниципального контроля в органах федерального государственного контроля, что не является оправданным с точки зрения продуктивности проведения контроля, в следствие чего система недостаточно эффективна.
Решением данной проблемы может стать создание общего плана проведения ежегодных плановых проверок органом федерального государственного контроля и последующая передача его органам муниципального контроля. Данный шаг сэкономит время, которое, на данный момент, тратят на процедуру согласования плана.
Список литературы
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2019 [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа:
- Постановление администрации волгоградской области от 13 июля 2015 года n 376-п об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории волгоградской области (с изменениями на: 26.06.2017) [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа:
- 3. Постановление правительства российской федерации от 30 июня 2010 года N 489 (с изменениями на 17 июля 2018 года) [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа:
- Самохвалова Д.П. Совершенствование системы муниципального земельного контроля в сфере соблюдения земельного законодательства на территории Волгограда: магистерская диссертация; ВолГАУ; науч. рук. И.А. Азиева. – Волгоград., 2018. – 67 с.
- Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа: