Как справедливо отмечают современные исследователи, вопросу о принципах права повезло в науке по количеству и качеству посвященной ему литературы, но не повезло в части общепринятого его решения [1, С.9], что предопределяет неодинаковость понимания их сущности и значения в конкретной сфере их существования.
Конституция Приднестровья является главным источником и стоит в авангарде нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, в частности оказания медицинской помощи. Конституционные нормы создают правовую основу статуса личности в сфере здравоохранения. И эта основа включает не только закрепление соответствующего права, но и средств его обеспечения, государство имеет в своем распоряжении и заложены в политической и экономической системах, а также его социальной основе. Однако, отождествлять правовые нормы, которые составляют основу правового регулирования в сфере медицинских услуг, с принципами такой деятельности не является правильно, поскольку последние являются более широкой категорией и не всегда зависят от субъективного мнения нормотворца.
Следует добавить, что в юридической науке принципы определяются как: 1) исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития государства и общества, наиболее характерные черты организации и функционирования не только самой государственной службы, но и всей системы органов государственной власти, определяют содержание сложных отношений внутри этой системы [2]; 2) требования, которые: а) обязательны для всех лиц и организаций, которые в определенной степени касаются государственной службы; б) распространяются на все виды государственной службы и являются общими в рамках государственной службы; 3) охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых состоит содержание Государственной службы [3].
В. Клюзко убежден, что принципы - это специфическое понятие, содержанием которого является не только сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности [4; 5]. В то же время В. Семенов отметил, что «часто принципы права называют и считают принципами правового регулирования. Это справедливо лишь частично» [6, с. 27]. По мнению А. Колодия, принципы права и принципы правового регулирования нельзя отождествлять, поскольку вторые - «это принципы совсем другого уровня, формы, социального направления действия права». В трехзвенной системе принципов ученого на первой позиции находятся общесоциальные принципы; на второй-собственно принципы права (системные и структурные); на третьей - принципы правового регулирования [7, С. 38-39]. Далее А. Колодий углубляет представление о принципах правового регулирования: «Общеправовые, межотраслевые, отраслевые, принципы институтов права, структуры права (общесоциального и юридического, публичного и частного, регулятивного и охранительного, материального и процессуального, объективного и субъективного), что отражаются в принципах правообразования, правореализации и правоохранения, следует считать принципами правового регулирования. Такое качество этих принципов отражает особую зависимость их от сущности права, специфики правового регулирования общественных отношений, что также их объединяет и приближает друг к другу. Итак, принципы правового регулирования-специфически юридические принципы, выражающие характер регулируемых отношений (предмет), содержание регулирования (его сущность) и его средства (методы)» [8, с. 111].
Из этого следует, что в анализируемой сфере принципы - это: 1) система объективно существующих в обществе ценностей с приоритетом жизни и здоровья человека перед иными благами и обеспечение охраны их публичной администрацией; 2) требования, которые распространяются на субъектов предоставления медицинских услуг; 3) руководящие принципы осуществления такой деятельности; 4) совокупность мер по урегулированию общественных действий путем вмешательства публичной администрации в процессе предоставления медицинских услуг.
Существует мнение, что принцип правового регулирования - это обобщение многочисленных механизмов правового регулирования, которые могут быть применены; это определенная модель правового регулирования. Принципы правового регулирования содержащих конкретный способ правового регулирования правоотношений, четко определен способ реализации и применения установленных прав и обязанностей - принцип нормативного регулирования, принцип свободы договора (тип правового регулирования); судебной защиты гражданского права и интереса; диспозитивности, императивности (методу правового регулирования); принцип аналогии права. Здесь надо вспомнить слова С. Алексеева, который, исследуя общие разрешения и запрета в труде, сначала хотел охарактеризовать их как юридические принципы, однако пришел к выводу, что это разные, самостоятельные феномены, имеющие в ключевой материи ключевое значение (поэтому однопорядковые). В отличие от принципов права, общие регулятивные основы относятся не к фактическому содержанию, а непосредственно к регулятивному аспекту права. Получая разный статус в праве, принципы права останавливаются на интеллектуальном аспекте права, а общие регулятивные элементы в его волевых началах становятся регулирующим фактором, основой для правового регулирования [9; 8, стр. 112].
А потому государственное регулирование в сфере здравоохранения - это осуществление государством комплексных мероприятий (организационных, правовых, экономических) в сфере социальных, экономических, политических, духовных и др. общественных процессов с целью сохранения и повышения имеющегося уровня здоровья всего населения и каждого человека в частности, предотвращение на общегосударственном уровне негативным общественным явлениям и болезням, что имеют непосредственное отношение к уровню здоровья населения. Задача государственного регулирования - влиять на развитие объектов медицинской сферы всех форм собственности, осуществлять контроль за предоставлением ими высококачественных услуг для решения социальных проблем, связанных со здоровьем, законодательно гарантировать одинаковые условия хозяйственной деятельности медицинских предприятий и организаций. Залогом улучшения государственного регулирования охраны здоровья населения Приднестровья является укрепление основ реализации его механизма через законодательно определенную национальную налоговую, бюджетную, кредитную, инвестиционную, валютно-финансовую, таможенную, научно-техническую политику.
То есть общие принципы регулирования здравоохранения являются системой основ, на которых должна базироваться основа принципов предоставления медицинских услуг. В сфере государственного управления закрепление (фиксирование) определенных закономерностей (которые актуальны для той или иной отрасли управления) в общественном сознании осуществляется в правовой форме, чаще в виде соответствующих юридических норм. Таким образом, принципы государственного управления - это его закономерности, проанализированные наукой и закрепленные в практике: в правовых нормах, или обобщение действующих в государстве юридических правил; это основополагающие принципы, руководящие установки, которые определяют важнейшие правила, по которым управление осуществляется и организуется. Принципы как понятие теории отражают сущность и реальность процессов государственного управления, подчиняясь определенным законам. Можно сказать, что принципы управления характеризуются двумя признаками: принадлежность к познанным наукой и практикой позитивным закономерностям; зафиксированность в общественном сознании.
В 20-х гг. ХХ ст. Анри Фаойль определил 14 принципов управления, которые, по его мнению, пригодны для всех без исключения сфер административной деятельности: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение личных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; стабильность штата; инициатива; корпоративный дух .
Поэтому в сфере предоставления медицинских услуг главное место занимают принципы государственного управления, которые присущи всем без исключения сферам административной деятельности.
Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об основах охраны здоровья граждан» предполагает, что законодательство регулирует общественные отношения в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, здоровья, высокого уровня трудоспособности и долголетней активной жизни граждан; предупреждения и снижения заболеваемости, дальнейшего сокращения инвалидности и снижения смертности; устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан. Охрана здоровья населения в Республике обеспечивается системой социально-экономических и медико-санитарных мероприятий.
Итак, принципы предоставления медицинских услуг - это основные, руководящие принципы и требования, которые распространяются на субъектов предоставления медицинских услуг, обеспечивают гарантированное право граждан на их доступность и соответствующее качество, способствуя при этом восстановлению и улучшению физического и психического здоровья населения. Некоторые принципы оказания медицинских услуг формируются путем правового вмешательства публичной администрации на процесс оказания медицинских услуг (принципы правового регулирования в сфере оказания медицинских услуг), а другие не всегда зависят от субъективного мнения нормо создателя. Кроме того все принципы в этой сфере целесообразно классифицировать на организационные (руководящие принципы осуществления такой деятельности); технические (сопровождают процесс предоставления медицинских услуг); процедурные (реализуются при предоставлении услуги); профессиональные (требования, которые распространяются на субъектов предоставления медицинских услуг).
Список литературы
- Кузьмина М. Н. Юридический конфликт: теория и практика разрешения. М. : Юрлитинформ, 2008. 256 с.
- Гришковец А.А. К вопросу о служебном праве // Государство и право. 2013. № 4.
- Манохин В. М. Советская государственная служба .М. : Юрид. лит., 1966. С. 16.
- Малиновский В. Я. Государственное управление: учеб. пособие. К.: Атика, 2003. 576с.
- Щёкин Г. В. Социальная теория и кадровая политика: монография. К: МАУП, 2000. 576 с.
- Семенов В. М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М. : Юрид. лит., 1982. 150 с.
- Колодий А. М. Принципы права Украины : монография. К.: Юринком Интер, 1998. 208с.