Психологическая подготовка футболиста

Психологическая подготовка футболиста

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (85), октябрь ‘22

Дата публикации 29.09.2022

Поделиться

Рассматривается влияние психологической подготовки футболистов на формирование технической и физической подготовленности по средством анализа комплексных исследований их психического и волевого состояния игроков. Выявлено, что все процессы подготовки связаны между собой и развивают у футболистов определенные личностно-психологические качества. Влияние психологической готовности качеств футболистов на уровень физической и технической подготовки является очень существенным. Оно выражается в качестве игры, динамике и уровне технического мастерства и способности переносить разные виды нагрузок.

Актуальность. Высокая сложность соревновательной деятельности футболиста предъявляет высокие требования ко всем сторонам подготовленности игрока. Так, при необходимости действовать в условиях жесткого единоборства, находясь в нестандартных ситуациях при дефиците времени и пространства, футболист должен надежно и эффективно решать постоянно возникающие технические и тактические задачи, подавлять тревожность и проявлять активную умственную деятельность. уровнем психо-функционального состояния, координационных способностей, психологической и стресс – стойкостью [3, 5].

Ведущее место сегодняшний день, несомненно, занимает анализ влияния психологической готовности футболистов на уровень их физической и технической подготовленности [2, 8]. Особое значение имеет анализ качеств, ее характеризующих, которые учитывается при разработке индивидуальных планов подготовки футболистов. Для этого определяются такие основные качества (их уровень) как активность, реактивность, общая мобильность, пластичность приспособленности к внешним действиям, темп реакции, выносливость, стойкость, сила реакций и другие, которые могут способствовать достижению успеха или приводить к неудачам [6, 8]. Поэтому тема актуальна в современных условиях развития спорта и требует детального исследования.

Исследованием данной темы занималось множество учёных [1, 6, 7-9]. Но в современном футболе нарастает скорость выполнения игровых действий, растет разнообразие тактических комбинаций, сложность взаимодействия игроков в команде, а при этом значительно повышаются требования к функциональной подготовленности футболистов, учету их индивидуально-психологических особенностей, правильному определению индивидуального стиля деятельности в соревнованиях и игрового амплуа [1, 2, 4]. При том, что на сегодняшний день психологической подготовке уделяется много времени, все равно остается ряд проблем: воспитание воли к победе, воспитание настойчивости, стойкости в тренировочном процессе и играх, воспитание боевого духа, формирование мотивации спортивных достижений, составление предпосылок к саморегулированию психического состояния самоорганизации психической деятельности [8]. Поэтому эта тема является проблемной для современного футбола и требует рассмотрения.

Цель исследования: анализ влияния особенностей психологической подготовки футболистов.

Методы исследования. Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы педагогического исследования. Организация исследования базируется на современной научной литературе, которая дает достаточно широкую и необходимую информацию об изучаемой теме. При этом в работе используются следующие методы: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аннотирование, метод сравнения, метод систематизации.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ литературы показал, что психологическая подготовка – равноценный компонент всего тренировочного процесса.

Для психологической подготовки в процессе тренировочных занятий применяются специальные упражнения, требующие от игроков определенных усилий. В каждом из упражнений футболист сталкивается с разными трудностями, а преодоление их способствует закаливанию характера человека, воспитанию его воли, настойчивости в достижении цели. При этом, огромное значение для учебного процесса имеет воспитание у учащихся дисциплинированности и инициативности. Педагогические наблюдения показали, что воспитание у учащихся этих качеств способствует обучению подчинять свои действия интересам коллектива [1, 9]. Это определяет одну из сторон психологической подготовки футболистов.

Ее важность в представленном выше аспекте определяется пониманием того, что что спортсмену, который относится с уважением к коллективу, будет настойчиво бороться за достижение своей цели вместе с товарищами по команде, значительно легче преодолевать трудности на тренировках и во время соревнований.

Некоторые тренеры убеждениями и разъяснениями создают у футболистов настроение, помогающее сохранить их боеспособность от начала и до конца соревнования. Кроме этого, положительно влияют на товарищей по команде футболисты, умеющие контролировать свое психологическое состояние. Важной частью регулирования психической напряженности является выработка рациональной стратегии отношения спортсмена к ошибкам и неудачным выступлениям, что отражается на активной их позиции [3, 4, 8].

Если учесть, что множество психических, психофизиологических или физических качеств футболистов являются антагонистами (например, возбудимость и тормозной контроль, возбудимость и координированность, общая выносливость и максимальная скорость бега и др.), то одновременное развитие этих качеств положительно повлияет на уровень физической и технической, а это свидетельствует о крепкой взаимосвязи подготовленности спортсменов с их психологическими качествами [3].

Следовательно, при формировании рационального процесса психологической подготовки требуется выявление индивидуально-типологических свойств футболистов. Этот процесс достаточно сложный. Однако он оказывает наибольшее влияние на строительство индивидуальной программы развития определенных способностей и стабильного формирования положительных качеств футболиста.

Многие тренеры используют метод индивидуальной тренировки. Только благодаря ему происходит как физическая, так и морально-психологическая взаимосвязь, которая укрепляет доверие между тренером и игроком, а также способность развить наиболее подходящие качества для игрока. В этой связи существует ряд преимуществ индивидуальной тренировки, базирующейся на особенностях психики игрока, среди которых: индивидуализируется дозировка нагрузки, индивидуализируется руководство, коррекция и контроль, обеспечивается воспитание самостоятельности и чувство ответственности, развиваются такие волевые качества, как настойчивость и вера в себя, увеличиваются возможности тренера создавать эффективное влияние на тренирующегося [9].

Необходимо также внимательно отслеживать особенности поведения и игровой деятельности футболиста, анализировать стабильность выполнения технических приемов и эффективность тактического мышления, проявления эмоциональных реакций, быстроту развития утомления, характер взаимоотношений с тренерами и игроками своей команды и команды-соперника.

Помимо индивидуально-типологических свойств на физическую и техническую подготовку оказывают большое влияние личностно-психологические качества футболиста. К ним можно отнести целый комплекс разных качеств, существование которых показывает возможность успешного и всестороннего развития футболиста в его профессиональной деятельности [7]. Именно с помощью средств психологической подготовки возможно эффективно выявлять и успешно влиять на данные особенности, повышая качество процесса подготовки игроков.

Психологическая готовность непосредственно влияет на общую подготовку и является одной из важнейших оставляющих в процессе подготовки индивидуально-тренировочной программы. Поэтому не следует забывать об анализе этих психологических качеств и при отборе футболистов, определении их роли в игровой деятельности и конечно построения для них индивидуальной и эффективной программы, которая будет способствовать мощному развитию.

Выводы. Следовательно, все процессы подготовки связаны между собой и развивают у футболистов определенные индивидуально-психологические качества. Эти качества нуждаются в совершенствовании и постоянном бесперебойном развитии в процессе профессиональной деятельности. Это возможно сделать только с помощью постоянной тренировки и выполнения основных упражнений, оказывающих влияние на уровень технической подготовки и формирующих у игроков новые индивидуально-психологические качества, которые повлияют на достижение успеха в будущем путем создания целенаправленной, решительной, инициативной волевой части психики. Влияние психологической подготовки на уровень физической и технической подготовки очень существенно и выражается в качестве игры, динамике и уровне технического мастерства, а также способности переносить различные виды нагрузок. Полученные в ходе исследования данные о психологических состояниях футболистов, позволяет тренеру своевременно проектировать многолетний тренировочный процесс, формировать оригинальную технику игры, максимально развивать психические качества, составляющие структуру специальных способностей спортсмена, и поиск путей компенсации «отсталых звеньев».

Список литературы

  1. Герчак, Я. М. Психологическая подготовка футболистов / Я. М. Герчак // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 3(7). – С. 29.
  2. Денисенко, Д. Ю. Возрастные особенности психологической подготовки футболистов / Д. Ю. Денисенко, М. Р. Рахимов, Э. Л. Можаев // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты, 2015. – С. 38-41.
  3. Долин, Д. Р. Психологическая подготовка футболистов / Д. Р. Долин // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 8(47). – С. 507-510.
  4. Займенцев, Е. А. Методы психорегуляции и психологической подготовки в футболе / Е. А. Займенцев // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 547-548.
  5. Гамза, С. Н. Методы психорегуляции и психологической подготовки в футболе / С. Н. Гамза, Р. Лошкарев, Д. Бычкова // Студенческая наука Подмосковью : Материалы международной научной конференции молодых ученых, 2015. – С. 51-52.
  6. Калашникова, Р. В. Аспекты психологической подготовки футболистов / Р. В. Калашникова, А. Е. Веселова // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств, 2019. – С. 298-300.
  7. Мельхер, Д. А. Формирование компонентов психологической подготовленности футболистов / Д. А. Мельхер, Н. И. Боровская, В. Г. Сивицкий // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова, 2017. – С. 94-98.
  8. Счастливый, С. Н. Основные принципы управления психологической подготовкой футболистов / С. Н. Счастливый, П. А. Пустовойт, Н. И. Пилипенко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 11-5(43). – С. 91-96.
  9. Хализова, Ю. М. Психологическая подготовка футболистов / Ю. М. Хализова, И. В. Кузнецов, И. В. Григорьева [и др.] // Воронежский научно-технический Вестник. – 2015. – Т. 4. – № 1(11). – С. 31-37.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary