НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК И ПОРЯДКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК И ПОРЯДКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Авторы публикации

Рубрика

Экология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (85), октябрь ‘22

Дата публикации 28.09.2022

Поделиться

В статье проанализирована система взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с органами муниципального контроля при составлении ежегодных планов и проведении плановых проверок. Выявлены некоторые недочёты при их взаимодействии и даны предложения по их устранению.

Согласно Земельному законодательству Российской Федерации различают три вида земельного контроля: государственный, муниципальный и общественный. За проведение контроля отвечают федеральные органы государственного контроля, органы муниципального контроля и общественные экологические инспектора [4].

Эффективность охраны земель в Российской Федерации уже давно справедливо критикуется, в том числе и в средствах массовой информации. Отсутствие массовых и скоординированных мероприятий по профилактике земельных правонарушений, эффективных методик для планирования проверок соблюдения земельного законодательства, слабое, часто формальное, взаимодействий органов государственной власти и органов местного самоуправления, усугубляющееся неграмотно составленными правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, масса бюрократических элементов, осложняющих и затягивающих процедуру подготовки и проведения контроля (надзора), а также коррупционная составляющая вопроса  приводит к низкому уровню ответственности землепользователей, сложностям осуществления и снижению эффективности проводимого земельного контроля (надзора) [5].

Также стоит отметить, что грамотное проведение контроля земель обеспечивает собираемость земельного налога, от чего зависит наполнение муниципального бюджета.

Поэтому вопросы преобразования и изменения или даже частичной реорганизации системы контроля земель актуальны в настоящее время и им необходимо уделять соответствующее внимание.

Минусом существующего порядка проведения земельного контроля является плохо проработанная организация взаимодействия между органами осуществляющими контроль за землями на разных уровнях [3].

Согласно правилам взаимодействия органов, осуществляющих земельный федеральный надзор, с органами, осуществляющими земельный контроль муниципальный, относительно обработки результатов проверки и действий, последующих за ней, взаимодействие осуществляется следующим образом:

1. В случае выявления в процессе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля несоответствия требований земельного законодательства, за которое предусмотрена административная и иная ответственность, органы земельного контроля на муниципальном уровне в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют его копию с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа земельного надзора федерального уровня по соответствующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - в территориальный орган государственного земельного надзора федерального уровня) [2].

2. В срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления от органа земельного контроля муниципального уровня копии акта проверки, структурное подразделение территориального органа земельного надзора федерального уровня по соответствующему муниципальному образованию (либо территориальный орган земельного надзора федерального уровня) обязано рассмотреть в пределах своей компетенции указанную копию акта, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения направить копию принятого решения в орган земельного контроля на муниципальном уровне в электронной форме, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или в случае невозможности направления в электронной  форме – в бумажном виде [1].

Таким образом органы земельного контроля на муниципальном и федеральном уровне выполняют одну и туже работу по анализу результатов проверки два раза. Также стоит отметить, что большим недостатком является разделение деятельности по контролю за соблюдением земельного законодательства конкретным лицом, так как принятие решения осуществляет орган федерального контроля, который этот контроль не проводил. Данные недочёты влекут за собой нерациональность проведения земельного контроля и значительное увеличение времени его проведения, также возникает вероятность потери каких-либо сведений, относящихся к делу при передачи материалов проверки.

На мой взгляд, упразднение органов муниципального земельного контроля и передача их функций органам государственного федерального земельного контроля с созданием дополнительного числа отделений последних в субъектах РФ решат вышеуказанные проблемы по средствам централизации деятельности, по государственному и муниципальному земельному контролю, в одном органе.

Список литературы

  1. Постановление правительства российской федерации от 30 июня 2010 года N 489 (с изменениями на 17 июля 2018 года) [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа:
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2019 [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа:
  3. Постановление администрации волгоградской области от 13 июля 2015 года n 376-п об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории волгоградской области (с изменениями на: 26.06.2017) [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа:
  4. Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс]: нормативно-правовой акт. – Режим доступа:
  5. Самохвалова Д.П. Совершенствование системы муниципального земельного контроля в сфере соблюдения земельного законодательства на территории Волгограда: магистерская диссертация; ВолГАУ; науч. рук. И.А. Азиева. – Волгоград., 2018. – 67 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary