Эргономическое Проектирование Пользовательских Интерфейсов

Эргономическое Проектирование Пользовательских Интерфейсов

Авторы публикации

Рубрика

Информационные технологии

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Дата публикации 31.05.2021

Поделиться

Статья посвящена подробному разбору этапов эргономического проектирования, подходов к проектированию и методов проектирования.

 Начало работы над пользовательским интерфейсом.

На данном этапе производится изучение предметной области, в которой будет работать программное приложение. Производятся консультации с заинтересованными пользователями из целевой аудитории и сотрудниками предприятий, использующих подобные программные приложения. Также изучается литература, характеризующая предметную область, а также документация, характеризующая опыт разработки подобных программных приложений.

Постановка задачи проектирования пользовательского интерфейса.

Производится анализ данных о пользователях и о заказчиках. Данные о пользователях содержат следующую информацию:

- характеристики пользователей (их опыт работы с компьютером, знание предметной области, мотивы пользователей);

- цели и задачи пользователей;

- задачи проекта (причины создания программного приложения и какие результаты должны быть получены);

- аппаратная и программная платформа, на которой будут работать пользователи;

- среда, в которой будет использоваться программное приложение (программная, рыночная, организационная, культурная).

Кроме этого, на данном этапе действия пользователей формализуются с помощью словесного описания его взаимодействия с пользовательским интерфейсом (в виде сценариев, которые включают в себя все задачи, выполняемые программным приложением). Цель сценария - произвести словесное описание взаимодействия пользователя с программным приложением, не конкретизируя, как именно это проходит взаимодействие, но уделяя возможно большее внимание всем целям пользователя. Количество сценариев может быть произвольным, они должны включать все типы задач, стоящих перед программным приложением и быть реалистичными.

Высокоуровневое проектирование пользовательского интерфейса.

Используется для преобразования результатов количественных и качественных исследований целевой аудитории пользователей, а также сценариев в требования по функциональности программного приложения.

Одной из основных задач на данном этапе является определение возможности применения адаптивной функциональности, то есть определяются возможности обеспечения интуитивного взаимодействия пользователя с функциональными блоками программного приложения.

При обосновании требований к пользовательскому интерфейсу с точки зрения функциональности главными направлениями являются разработка функциональной спецификации (информация о функциях программного приложения с точки зрения пользователя) и требований к информации, содержащейся в интерфейсе. Для этого разрабатываются пользовательские сценарии, в которых показано, как пользователи будут работать с программным приложением для выполнения своих целей. На основе пользовательских сценариев разрабатываются структура диалоговых окон (количество диалоговых окон, функции каждого диалогового окна, навигационные связи, элементы управления внутри каждого диалогового окна). Далее диалоговые окна сортируются в соответствии с принадлежностью к отдельным функциям или группам функций (функциональным блокам). Под отдельным функциональным блоком понимается функция (группа функций), связанных по назначению или области применения.

В соответствии с полученным разбиением диалоговых окон по функциям (группам функций) разрабатывается навигационная система и справочная системы, а также диалоговые окна, отвечающие за их работу.

Одной из задач, выполняемой на данном этапе является разработка глоссария, который содержит уникальные понятия, содержащиеся в созданных диалоговых окнах (названия кнопок, элементов меню, названия режимов работы программного приложения и т.д.). После этого глоссарий корректируется следующим образом:

  • корректируются названия уникальных понятий с учетом мнений потенциальных пользователей;
  • уменьшается длина названий уникальных понятий; уникальные понятия, обозначающие выполнение одинаковых функций, должны называться одинаково;
  • название уникального понятия должно соответствовать стилю программной платформы, на которой будет выполняться создаваемое программное приложение;
  • названия уникальных понятий, обозначающих выполнение действий, должны иметь отглагольную форму.

Во время этапа производится установление трех основных видов связи между блоками. Это логическая связь, связь по представлению пользователей и процессуальная связь. Логическая связь определяет взаимодействие между функциональными блоками программного приложения с точки зрения разработчика. Связь по представлению пользователей определяет взаимодействие между функциональными блоками программного приложения с точки зрения пользователей. Процессуальная связь показывает порядок взаимодействия между функциональными блоками, полученный в результате наблюдения за поведением пользователей или в результате их анкетирования.

После группировки диалоговых окон в соответствии с принадлежностью к функциональным блокам производится наполнение информацией диалоговых окон в соответствии с предпочтениями пользователей, выявленных ранее с помощью количественного и качественного исследования.

Для оценки возможности работы с диалоговыми окнами производится предварительная оценка скорости работы с ними.

Низкоуровневое проектирование пользовательского интерфейса.

На данном этапе производится уточнение дизайна пользовательского интерфейса, выделяются главные моменты в системе навигации и справочной системе, а также уточняется структура информации, предоставляемой интерфейсом пользователю. Также, осуществляется тестирование пользовательского интерфейса на удобство самими пользователями или экспертами (юзабилити-тестирование).

Выделяются основные диалоговые окна, а также производится подробное их описание. Определяются также и второстепенные диалоговые окна, которые обеспечивают работу основных диалоговых окон (в таких диалоговых окнах содержатся различные сообщения и уточняющие вопросы).

Разрабатывается презентационный или псевдореальный прототип пользовательского интерфейса программного приложения. Некоторые диалоговые окна пользовательского интерфейса требуется тестировать не только с точки зрения взаимодействия пользователя, но и с точки зрения обработки реальных данных. Для этого разрабатывается реальный интерфейс (с программным кодом, делающим работу с тестируемыми диалоговыми окнами аналогичной работе с реальным программным приложением).

Производится несколько стадий пользовательского юзабилити- тестирования. Целью такого тестирования на удобство применения является оценка поведения пользователей во время работы с интерфейсом и в оценке субъективной удовлетворенности пользователей. При юзабилити-тестировании на основе критериев оценки пользовательского интерфейса и сценариев действий пользователя производится разработка тестовых заданий. Тестовые задания выполняются пользователями с использованием прототипа пользовательского интерфейса. При этом происходит фиксация значений всех значимых характеристик работы пользователей и сравнение их с требуемыми значениями характеристик. После этого происходит подсчет показателей, характеризующих эргономичность интерфейса и сравнение значений с требуемыми значениями. Если результаты говорят о том, что пользователь удовлетворен работой с пользовательским интерфейсом, то доработка диалоговых окон, входящих в состав пользовательского интерфейса, не требуется, и пользовательский интерфейс считается разработанным.

Список литературы

  1. Попов, А. А. Эргономика пользовательских интерфейсов в информационных системах : учебное пособие / А.А. Попов. – М.: РУСАЙНС, 2016. – 312 с.
  2. Калиновский, А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным. / А.И. Калиновский. – М.: Новое знание, 2005. – 220 с.
  3. Корончик, Д.Н. Пользовательские интерфейсы интеллектуальных систем / Д.Н. Корончик. – М.:: Кибернетика и программирование. — 2012. - No 1. - С. 16-22.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее