ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

27

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (84), сентябрь ‘22

Дата публикации 27.09.2022

Поделиться

В статье исследуются вехи исторического становления современного нормативного регулирования отношений, складывающихся в ходе заключения, изменения и прекращения государственных контрактов, направленных на обеспечение публичных нужд.

Чтобы оценить эффективность и проанализировать результативность законодательства в сфере закупок необходимо изучить истоки возникновения закона, являющегося предметом изучения магистерской диссертации.

Для определения эффективности любого явления представляется логичным и разумным узнать его историческую составляющую, понимать точку отправления в законодательстве. Именно для этого данный раздел введен, он представляет собой оценку всех из задач, предопределяющих каждый из этапов разработки закона о контрактной системе.

Началом такого явления, как госзакупки в России, по разным источникам принято считать казенный подряд о заготовлении материалов для строения Смоленской крепости 1595 года и указ царя в 1654 года о поставке сухарей и муки в Смоленск.

Торгов в их современном понимании не существовало, государство само выбирало методы отбора подрядчиков.

Закупками для обеспечения армии и сооружения казенных дорог в военных ведомствах занимались специально назначенные для этих целей лица.

Во времена Петра I казенные закупки стали публичными, в них принимать участие могли только добропорядочные граждане, чья добросовестность подтверждалась уважаемыми общественными деятелями. В этот период начинается борьба с коррупцией, завышением цен, вводятся пени и штрафы по результатам ненадлежащего исполнения контрактов.

В период правления Анны Иоанновны начинает жесткий контроль за качеством поставляемого товара и приобретением его не у перекупщиков, а у непосредственных производителей, вводятся преференции местным поставщикам.

В правление Екатерины II функцию приобретения имущества и результатов подрядов передали в ведение Казенной палаты. От поставщиков требовали соблюдать подписанные контракты независимо от обстоятельств. Если члены Казенной палаты допускали убытки, то обязаны были возместить их из своего кармана.

Правление Александра I ознаменовалось активной нормотворческой деятельностью, в результате которой базируясь на статистике и анализе сформировавшейся практики было разработано и приобрело юридическую силу около ста семидесяти актов.

Во времена Николая Первого в 1830 году был объединен опыт проведения закупок за предыдущие периоды в единый документ, но, как утверждают историки, такой подход от взяточничества и казнокрадства не избавил.

При правлении Александра II государственные закупки становятся все более похожими на наши современные по своей структуре и организации.

Таким образом, до революции отечественное право устанавливало обязательное производство публичных торгов для ряда договоров, которые должны были заключаться на поставки для нужд государства.

Одним из результатов крупнейшего политического события XX века – Октябрьской революции – в 1919 году явился Декрет Совета Народных Комиссаров о заготовке продовольственных продуктов, закрепивший государственную монополию на основные продукты питании (хлеб, крупы, чай, соль, мясо, картофель и т.д.).

Двадцатые годы прошлого столетия считаются ранним этапом развития советского гражданского законодательства, тогда же получает свое распространение договор контрактации, являющийся на тот период сутью государственного заказа. Производство и поставка продукция сельского хозяйства носит административный характер и осуществляется в административном порядке.

На протяжении всего остального советского периода в сфере государственного заказа действовал комитет Госснаба (Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению), в чьи полномочия входило изучение потребностей народного хозяйства, обеспечение производства продукции для удовлетворения таких потребностей, распределение готовой продукции по отрегулированной стоимости.

В этот период продукция производственно-технического предназначения и товары народного потребления были в центре публично-правового регулирования.

В последующем периоде экономика существовала в условиях централизованного планирования и конкурентные способы определения поставщиков товаров для государства оказались не актуальными, про торги страна забыла на 70 лет.

В 1990-х годах в России запущена программа радикальных экономических реформ, так называемая «шоковая терапия», и подписан указ Президента РФ «О свободе торговли».

Замещение строго регламентированных производств и поставок проведением конкурентных закупок неизбежно привело к юридическому равенству их участников.

В 1992 г. организация Госснаб перестала существовать.

Внедрение рыночной модели экономики и появление свободы предпринимательской деятельности привели к необходимости разработки совершенно новых нормативно-правовых актов для регулирования сферы государственных нужд.

Можно с уверенностью утверждать, что экономико-правовой базис современной контрактной системы был заложен в процессе радикальных изменений хозяйственных, социальных и экономических отношений в последнее десятилетие прошлого века и в приоритете был нацелен на закладывание в минимальные сроки основанной на кардинально отличающихся принципах системы контрактных отношений между государством и хозяйствующими субъектами.

Очевидно отсутствие четкого видения целей, задач и перспектив правового регулирования отношений по обеспечению на основе заключаемых контрактов государства всеми необходимыми ресурсами и послужило основанием такой не значительной по объему закрепленных правовых предписаний в принятых в 1992-1994 годах законах, которые не устанавливали четкой процедуры размещения заказов.

Издание Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» можно расценивать в качестве первого этапа закрепления новых концепций в регламентации заключения, изменения и расторжения контрактов.

Во исполнение данного Указа и распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 1047-р были утверждены Методические рекомендации по проведению торгов.

Второй этап реформы связан с принятием Государственной Думой в 2005 году законопроекта № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Третий этап стартовал от поручения президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию к июлю 2012 года разработать закон о контрактной системе, отвечал за исполнение поручения Председатель Правительства - Владимир Путин, который, став президентом, и подписал закон о Контрактной системе №44-ФЗ 05 апреля 2013 года.

Можем сделать вывод о том, что основной целью при формировании контрактной системы было желание государства регулировать и контролировать весь процесс осуществления закупок.

Историческая справка позволяет отследить тот смысл, который закладывает законодатель в каждый вариант нормативно-правового акта, регламентирующего процедуры проведения закупок для государственных нужд.

Список литературы

  1. Молодежь и XXI век - 2019: материалы IX Международной молодежной научной конференции (21-22 февраля 2018 года), в 5-х томах, Том 4, Юго-Зап. гос. ун-т. — Текст: непосредственный :Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2019, 394 с
  2. Власов В.А. Закупки сельскохозяйственной продукции в государственные продовольственные фонды в период с 1917 по 1929 г. (историко-правовой аспект) // В.А. Власов – Текст: непосредственный: История государства и права.2011. № 3.С. 28-30.
  3. Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: история и современность. Кн. 1. // В.Ф.Яковлев – Текст: непосредственный: Статут, 2012. С. 976
  4. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд: Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 № 305 - Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. 1997. № 15. Ст. 1756.
  5. О методических рекомендациях по вопросам, связанным с организацией закупки товаров (работ, услуг) для государственных нужд: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.07.1997 № 1047-р // Текст: непосредственный: Собрание законодательства РФ. 1997. № 32. Ст. 3814.
  6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) -Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
  7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - ст. 1652